Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических основ дефицита бюджета Чувашской Республики.
Цели осуществляется путем решения следующих задач:
раскрытие понятия бюджетного дефицита и выявление причины его возникновения;
рассмотрение видов бюджетного дефицита;
изучение концепций регулирования бюджетного дефицита

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы бюджетного дефицита………………………...…5
1.1 Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения……….6
1.2 Концепции регулирования бюджетного дефицита…………...………..12
2. Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики……………………………………………………………………..……15
2.1 Структура и анализ бюджета Чувашской Республики ,формирование доходов………………………………………………………………………………18
2.2 Структура и анализ бюджета Чувашской Республики, формирование расходов……………………………………………………………………………..24
3. Пути сокращения бюджетного дефицита Чувашской Республики и мировой опыт преодоления дефицита бюджета………...………………………..27
Заключение………………………………………………...…………………34
Список литературы…………………………………………......……………37

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

расширение круга плательщиков должно осуществляться одновременно с  улучшением налогового законодательства. В условиях развития рыночных отношений налоговые ставки должны гарантировать стабильные перспективы хозяйствования и в то же время создавать возможность здоровой конкуренции, стимулировать предприятия в повышении производительности труда, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов;

оптимизация объема и  реструктуризация расходов регионального  бюджета в целом и прежде всего  направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли  экономики должны решать задачи структурной  ее перестройки, концентрироваться  в перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс. Это потребует изменения направлений инвестирования бюджетных средств, направляемых в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля. Изменения в политике бюджетного финансирования отраслей экономики в целом должны осуществляться по пути постепенного сокращения направления бюджетных ресурсов в сферу материального производства. Этот процесс должен осуществляться одновременно с развитием и укреплением хозяйственного расчета и самофинансирования предприятий. Высвободившиеся средства могут быть направлены на развитие социальной сферы, решение ряда задач, связанных с повышением жизненного уровня населения;

в целях изыскания  дополнительных источников финансирования социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и т.п. Это позволит профинансировать в начальный период развития рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения;

обоснованное принятие новых социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших  социальных программ;

совершенствование планирования и развитие системы платных услуг в непроизводственной сфере. Здесь весьма своевременным является переход к планированию расходов учреждений непроизводственной сферы по научно обоснованным финансовым нормативам, скорректированным с учетом возможностей бюджета - нормативам бюджетной обеспеченности. При этом определенная часть расходов в непроизводственной сфере должна покрываться за счет внебюджетных источников, прежде всего, доходов от оказания платных услуг населению;

корректировка трансфертной политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей;

реформирование бюджетного процесса в целом. Необходимо отказаться от концепции приоритета бюджетных  расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников;

составление бюджета  на многовариантной основе с целью  формирования оптимальной структуры доходов и расходов;

принятие мер, направленных на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С  их помощью решаются сразу несколько  задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

рациональное использование  средств бюджета:

сокращение потерь в области жилищно-коммунального хозяйства.

Источниками покрытия дефицита регионального бюджета должны стать  такие известные методы как снижение расходных частей бюджета на коммунальные услуги, но не за счет увеличения бремени  плательщиков по их оплате, а за счет сокращении потерь.

Как источник снижения расходов на коммунальные услуги можно рассматривать  энергосберегающие технологии при  отоплении, освещении; предварительной  подготовке муниципальных помещений  к зимнему периоду; снижения потерь на передачу теплоэнергии за счет улучшения качества теплосетей; приближения источника тепла к потребителю; улучшения теплоотдачи конечных источников за счет применения новых технологичных материалов и конструкций.

профилактические мероприятия  в области здравоохранения.

Как один из источников предотвращения всплесков расходов на здравоохранение  необходимо предусмотреть профилактические мероприятия, к примеру, вакцинация против гриппа, что должно привести к уменьшению числа больных, следовательно, снижению расходов на оплату медикаментов, увеличению числа работающих в зимний период.

создание благоприятных  условий для предпринимательства.

Исходя из структуры  поступлений в доходную часть  бюджета, принимая во внимание значительную часть при его формировании налоговых  поступлений, администрации города необходимо эффективнее заниматься обеспечением благоприятного климата для предпринимательства, созданием экономических и правовых условий для развития малого бизнеса, предоставлением малым предприятиям финансово-имущественной и организационно-методической поддержки. Приведенные примеры мероприятий позволят рассчитывать на увеличение статей налоговых поступлений городского бюджета.

оказание платных услуг  муниципальными предприятиями.

Одним из резервов формирования доходной части бюджета являются доходы от оказания платных услуг муниципальными предприятиями. Здесь не будет секретом, что повысить количественно поступающие доходы можно при улучшении качества обслуживания, количества предлагаемых услуг населению, совершенствования управления муниципальными предприятиями и их развития.

Таким образом, разработка и последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов  и сокращение расходов, регулирование  бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

Принимая во внимание этот факт, считаю целесообразным на определенном этапе становления рыночных отношений  внести некоторые уточнения в  практику бюджетного планирования. В частности, из общего объема региональных расходов выделить расходы, не покрываемые реальными доходами с указанием целевого их направления.

Имеется в виду, что  расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются за балансом бюджета в расходной его части и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов либо привлеченных средств (кредитов, займов, выпуска денег), а оставшиеся расходы сбалансируются с доходами.

Возможно и другое решение - составление бюджета в  двух вариантах в виде:

текущего бюджета;

бюджета развития.

Текущий бюджет составляется по принципу баланса, т.е. с нулевым  сальдо, а расходы сверх предполагаемых доходов найдут отражение в бюджете  развития, который будет иметь  отрицательное сальдо.

В том и другом вариантах достигается цель: узаконить целевой характер бюджетного дефицита, обеспечить возможность контроля за движением привлекаемых ресурсов, их использованием и эффективностью.

Переход к частично бездефицитному составлению бюджета потребует  привести расходы бюджета в соответствие с прогнозируемыми доходами, а не наоборот. Вместе с тем это не означает, что правительство не может предусмотреть дополнительные расходы, они лишь будут указаны отдельно (за балансом бюджета или в бюджете развития).

Опыт составления двухвариантных бюджетов уже имеется. По такому варианту был составлен бюджет СССР на 1989 г.

В данном случае важно, чтобы  включенные в бюджет развития дополнительные расходы предусматривали возможность  в перспективе получить дополнительные доходы от вложения средств, которые могли бы быть направлены на компенсацию задолженности государства.

Направляя средства на инвестиции, надо быть уверенным, что они будут  окупаемы. Одновременно необходимо установить жесткий контроль не только за использованием средств, направленных на капитальные вложения, но и за доходом (прибылью), полученным от вложения инвестиций. Имеется в виду, что с момента получения объектом прибыли, она должна участвовать в погашении бюджетного дефицита.

Представляется целесообразным изучить возможность в будущем постепенно перейти от составления сбалансированных бюджетов к бюджетам с незначительным положительным сальдо профицитом. Такой профицит должен выполнять накопительную функцию, формировать своеобразный резервный бюджетный фонд и при необходимости использоваться на финансирование дополнительных расходов (при наличии непогашенного долга - на его уплату).

В условиях действия стихийных  рыночных сил Чувашская Республика должна усилить свои функции по регулированию  экономических и социальных процессов в обществе, выработать программу эффективных действий, противостоящих развитию бюджетного дефицита.

Поэтому, несмотря на то, что бюджетный дефицит связан с бюджетом, вряд ли можно считать  его неотъемлемой частью регионального  бюджета. Он должен стать случайным явлением и финансироваться за счет резервных фондов, созданных из профицитов прошлых лет, а при их недостаточности - привлеченных ресурсов. Это положение имеет прямое отношение и к Чувашской Республике как региону, функционирующему в условиях трансформационной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

На основании вышеизложенного  нами были сформулированы следующие  выводы.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности.

Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими  причинами, среди которых можно  выделить следующие: спад общественного  производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост "теневого" сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск "пустых" денег.

Для покрытия бюджетного дефицита существуют следующие способы:

Монетизация бюджетного дефицита.

Внешнее долговое финансирование.

Внутреннее долговое финансирование.

Увеличение налогообложения.

В соответствии со ст.39 Бюджетного Кодекса РФ доходы бюджета региона  формируются в соответствии с  бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Согласно ст.41 БК к  доходам бюджета Чувашии относятся  налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные поступления.

По данным Министерства финансов Чувашии Республиканский 

Прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2013 год утвержден в сумме 29928177,6 тыс. рублей, в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, - 10413410,1 тыс. рублей.

Общий объем расходов бюджета утвержден в сумме 30936370,0 тыс. рублей.

Прогнозируемый дефицит  республиканского бюджета Чувашской  Республики составляет 1008192,4 тыс. рублей.

 Расходы бюджета  являются наиболее значимой составной  частью его функционирования. Они осуществляются в соответствии со следующими основными принципами: принцип федерализма, принцип приоритетности государственных и региональных публичных расходов, принцип целевого направления средств, принцип безвозвратности, принцип соблюдения режима экономии, принцип максимальной эффективности использования и т.д.

Основная цель бюджетной  политики Чувашской Республики в  области расходов заключалась в  обеспечении сбалансированности и  эффективности управления средствами бюджета региона. Расходование средств производилось исходя из обеспеченности приоритетов в области социальной сферы, экономически значимых мероприятий.

Сокращения бюджетного дефицита можно добиться при помощи следующих мер:

повышение эффективности  общественного воспроизводства, которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета;

дальнейшее развитие и укрепление рыночных отношений, проведение рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности, имея в виду, что рациональное сокращение сферы государственной экономики позволит сократить бюджетное финансирование;

использование различных  форм государственного и муниципального кредита внутри и вне страны;

оптимизация объема и  реструктуризация расходов регионального  бюджета в целом и прежде всего направляемых в реальный сектор экономики;

рассмотрение целесообразности и возможности сокращения некоторых  расходов государства, в частности, на военные расходы, управление и  т.п.

обоснованное принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь важнейших социальных программ;

совершенствование планирования и развитие системы платных услуг  в непроизводственной сфере;

Информация о работе Анализ состояния регулирования бюджета Чувашской Республики