Бюджетная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. С момента, когда государство начинает регулярно составлять бюджет, финансы приобретают всеобщий характер.
Бюджетная система Российской Федерации включает государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.

Содержание

Введение
1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая сущность бюджета его функции, бюджетное устройство
1.2 Роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества
2 Анализ параметров социально-экономического развития Российской Федерации на современном этапе
2.1 Анализ динамики расходов Федерального бюджета РФ 2008-2010 гг., характеристика его социальной направленности
2.2 Анализ влияния мирового финансового кризиса на социально- экономическое развитие Российской Федерации в 2010-2012 годах
3 Проблемы сбалансированности бюджета Российской Федерации и пути по их преодолению на современном этапе

3.1 Состояние федерального бюджета России
3.2 Возможные меры бюджетной политики, как инструмента восстановления сбалансированности бюджета
Заключение
Библиографический список
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Содержани1.docx

— 52.55 Кб (Скачать файл)

 

Россия могла бы обеспечить долгосрочную устойчивость государственных финансов, как и на протяжении последних 9 лет, путем проведения последовательной консервативной бюджетной политики, реализуемой в рамках дискреционной  бюджетной политики в процессе пересмотра годового и среднесрочного бюджета. Однако применение предлагаемого бюджетного правила способно исключить неопределенность в рамках бюджетного цикла и сделать бюджетную политику менее уязвимой к политическому давлению на увеличение расходов. Кроме того, можно ожидать и другие положительные эффекты от применения этого правила: снижение стоимости внешних заимствований благодаря лучшей предсказуемости состояния и будущей направленности бюджетной политики.

 

 

Заключение

 

Итак, подводя итог можно сказать, что бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих  в процессе образования, распределения  и использования фонда денежных средств.

 

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства  на текущий год. Это смета доходов  и расходов государства, согласованных  друг с другом, как по объему, так  и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит  центральное место в системе  государственных финансов;

 

Отношения между отдельными бюджетами  строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в  бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться  за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег.

 

Одной из важных составных принципов  бюджета является его сбалансированность. Именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, через бюджет осуществляется социальная политика.

 

Государственный бюджет и сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности  маневрирования при распределении  бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

 

Так, на данном этапе развития государства  приоритетами программы антикризисных  мер Правительства РФ на 2009 год  были провозглашены: выполнение социальных обязательств государства перед  гражданами, сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала, активизация внутреннего  спроса, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес, повышение устойчивости национальной финансовой системы.

 

Социальные расходы не урезаны, а по многим позициям выросли. Для  этого пришлось пойти на достаточно большой дефицит бюджета. Он составит 2,9 триллиона рублей.

 

Несмотря на мировой финансовый кризис, российское государство располагает  достаточными ресурсами, чтобы существенно, в несколько раз, увеличить совокупные расходы на здравоохранение, образование, ЖКХ, культуру.

 

Таким образом, бюджет, объединяя в  себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

 

В ходе выполнения курсовой работы рассмотрены  такие понятия как бюджетная  система, государственный бюджет, как  важнейший элемента финансовой системы  страны, рассмотрены роль и особенности  бюджета России в условиях экономического и финансового кризиса, выявлены наиболее значительные проблемы, такие  как дефицит федерального бюджета. Проанализированы изменения статей бюджета в связи с новыми экономическими условиями.

 

 

Библиографический список

 

1)  Конституция Российской Федерации.  — М.— 12.12.1993.

 

2)  Гражданский кодекс Российской  Федерации от 26.01.1996 14-ФЗ.

 

3)  Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

 

4)  Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

 

5)  Постановление Правительства  РФ от 24.12.2008 N 987 (ред. от 17.10.2009) «О  мерах по реализации Федерального  закона «О федеральном бюджете  на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» 

 

6)  Бюджетное послание Президента  РФ Федеральному Собранию от 25.05.2009 «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах»

 

7)  Баранова Л.Г., Врублевская  О.В. Бюджетный процесс в РФ. М.: Перспектива, 2008. - 213 с.

 

8)  Бочаров В.В. Финансы : учеб. для вузов / В. В. Бочаров, В. Е. Леонтьев, Н. П. Радковская. - СПб. : Питер, 2009. - 395 с. - (Учеб. для вузов). - Библиогр.: с. 391-395.

 

9)  Васильева М.В. Финансовая  политика : учеб. пособие / М. В. Васильева, Н. А. Малий, Л. В. Перекрестова. - Гриф УМО. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 220 с. - (Высш. образование). - Библиогр.: с. 200-209. - Прил.: с. 187-199. - Прим.: с. 210-218.

 

10)  Владимирова М.П. Финансы:  учебное пособие/ под ред. Д-ра  эклн. Наук, проф. М.П. Владимировой; М.П. Владимирова, В.С. Темиров, Д.М. Теунаев. – М. : КНОРУС, 2007. – 280.

 

11)  Грачева Е. Ю. Финансовое  право. Схемы и комментарии.  – М.: Юриспруденция, 2003

 

12)  Кудрин А. «Мировой финансовый  кризис и его влияние на  Россию» // «Вопросы экономики» - №1, 2009, сс. 9–27

 

13)  Кучепатова Л. Г. Бюджетная система Российской Федерации: учебно-методический комплекс/ Л.Г. Кучепатова; Ульян., гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2006.- 126 с.

 

14)  Майорова Е.И. Финансовое право: Уч. пос. – М: ФОРУМ, ИНФРА – М, 2003

 

15)  Павлова А.А. Источники  формирования бюджетного дефицита: проблемы и тенденции // Экономист. - 2006. - 1. - С. 70.

 

16)  Фадеев Д.Е. Совершенствование  бюджетного федерализма и стабилизация  рыночных отношений // Журнал российского  права. 2001. №11. С.38-52.

 

17)  Фетисов В.Д. Бюджетная  система Российской Федерации. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 367 с.

 

18)  Ходов Л. Г. Государственное  регулирование национальной экономики:  учебник/ Л.Г. Ходов. – М. : Экономистъ, 2007.- 620 с.

 

19)  Шаброва А.И. Финансы: учебно-методический комплекс/ А.И. Шаброва; Ульян., гос. техн. ун-т. – Ульяновск: УлГТУ, 2006.- 188 с.

 

20)  Финансы: учеб./ С.А. Белозеров,  С.Г. Горбушина и др.; - 2-е изд., перераб. и доп./ под ред. В.В. Ковалева.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.- 640с.

 

21)  Экономика: учебник. 3-е изд.  Перераб.и доп. / под ред. Д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2005.- 896с.

 

Интернет-ресурсы

 

 www. budgetrf. ru

 

 www.eg-online.ru

 

 www. minfin. ru

 

 www.openbudget.ru

 

 

Приложение А

 

(справочное)

 

Таблица А 1 - Расходы федерального бюджета на 2008, 2009 и 2010 годаРасходы федерального бюджета 2008г 2009г Отклонение 2010г

Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,% По сумме, млрд. руб. По удельному вес,% Сумма, млрд. руб. Удельный вес,%

Общегосударственные вопросы 828,78 12,61 899,84 12,08 71,06 -0,54 963,10 11,90

Национальная оборона 509,10 7,75 566,74 7,61 57,64 -0,14 596,19 7,37

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 521,84 7,94 642,61 8,62 120,77 0,68 693,51 8,57

Национальная экономика 702,32 10,69 789,62 10,60 87,30 -0,09 528,55 6,53

жилищно-коммунальное хозяйство 54,56 0,83 56,29 0,76 1,73 -0,07 51,86 0,64

охрана окружающей среды 9,33 0,14 10,21 0,14 0,88 0,00 10,96 0,14

образование 307,20 4,68 313,64 4,21 6,44 -0,47 339,85 4,20

Культура, кинематография, средства массовой информации 83,81 1,28 73,01 0,98 -10,80 -0,30 67,58 0,84

Здравоохранение и спорт 211,69 3,22 245,22 3,29 33,53 0,07 295,36 3,65

Социальная политика 270,86 4,12 342,67 4,60 71,81 0,48 396,54 4,90

Межбюджетные трансферты 2281,56 34,73 2423,12 32,52% 141,56 -2,21 2720,97 33,63

Условно утвержденные расходы 0,00 0,00 186,30 2,50 186,30 2,50 404,50 5,00

Всего 6570,30 100,00 7451,15 100,00 880,85   8089,97 100,00

 

 

[Источник – ФЗ «О федеральном  бюджете на 2008 год и на плановый  период 2009-2010 годов»]


Информация о работе Бюджетная политика