Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 21:45, реферат
Бюджетная систем Великобритании сформировалась в прямой зависимости от государственного устройства и включает следующие звенья:
1. центральный бюджет;
2. местные бюджеты (бюджеты графств, округов, городов).
На сегодняшний день госбюджет – это основной финансовый план государства. Определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Бюджетная система Великобритании
Страна, расположенная на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего острова) Великобританией, а по названию ее основной исторической части – Англией. Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Несмотря на свое название, Соединенное Королевство не федерация, а унитарное государство – парламентская монархия. Единой писаной конституции как основного закона страна не имеет. Номинально верховная власть в стране принадлежит монарху (королю или королеве). Фактически же монарх царствует, но не управляет. Высший законодательный орган – парламент, в который входят королева, палата общин и палата лордов. Палата общин – общенациональное представительное собрание, избираемое не реже одного раза в 5 лет, а палата лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови, высших духовных и судебных сановников и лиц, которым соответствующий титул был пожалован пожизненно монархом, часто по рекомендации премьер-министра. Финансовые законопроекты становятся законами после прохождения палаты общин и подписания королевой. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром.
По введенному
в Великобритании в середине 1970-х гг. новому
административно-
Бюджетная систем Великобритании сформировалась в прямой зависимости от государственного устройства и включает следующие звенья:
В конце 19 в. в Англии была осуществлена первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получила название бюджет (от англ. budget – сумка казначея, мешок с деньгами).
На сегодняшний день госбюджет – это основной финансовый план государства. Определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимы для выполнения его функций.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.
Главным источником формирования доходной части государственного бюджета Великобритании являются налоги.
Государственная финансовая система Великобритании включает три звена:
1) бюджетную систему;
2) внебюджетные специальные фонды;
3) финансы государственных предприятий.
Бюджетная система, состоящая из двух уровней, включает государственный бюджет и бюджеты местных уровней. В период с 1973 по 1975 гг. в стране была проведена реформа местных органов власти, в результате которой вместо трехзвенной стала действовать в основном двухзвенная система управления местными органами власти (графства и округа). Произошли существенные изменения в структуре и функциях местных административных единиц. Так, территория Англии и Уэльса стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Всего в стране 56 графств и 482 округа.
Свою систему управления имеет Лондон: в его состав входят особый район Сити (финансовый центр страны) и 32 муниципальных района. К ведению местных властей (графств и муниципалитетов) относится общественная безопасность.
В Великобритании насчитывается несколько десятков крупных внебюджетных специальных фондов:
– фонд национального страхования;
– пенсионные фонды государственных предприятий;
– уравнительный валютный фонд (для поддержания курса фунта стерлингов);
– фонд департамента гарантии экспортных кредитов;
– фонд национальной корпорации по развитию научных исследований;
– фонд главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств с целью поддержки равновесия во всех фондах и др.
Из специальных фондов финансируется около 1/3 государственных расходов.
Важнейшее значение имеет Фонд национального страхования. Он создается за счет взносов работников, предпринимателей и государственных дотаций. Взносы на нужды социального страхования дифференцируются в зависимости от четырех классов:
первый класс – лица наемного труда и их работодатели (заработная плата до 54 фунтов стерлингов в неделю освобождена от уплаты взносов);
второй класс – «самозанятые», не наемные работники (фермеры, торговцы, лица свободных профессий, заработная плата которых составляет 5,35 фунтов стерлингов в неделю);
третий класс – взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть отнесены к первым двум классам;
четвертый класс – лица, уплачивающие взносы по второму классу, если их доход превышает определенную сумму, в размере 6,3% от дохода.
Положение пенсионеров в Великобритании значительно хуже, чем в других странах Западной Европы (Германии, Франции и др.). Размер пенсии одинокого мужчины составляет менее четвертой части среднего заработка промышленного рабочего.
В Великобритании имеются государственные предприятия, взаимодействующие с бюджетом:
– государственные корпорации;
– смешанные предприятия;
– ведомственные предприятия.
Наибольшее развитие получили государственные корпорации, к которым относятся национализированные отрасли промышленности – угольная, электроэнергетическая, газовая, сталелитейная, а также железнодорожный транспорт, воздушные авиалинии, почтовое ведомство и др. Государственные корпорации находятся в ведении центрального правительства, поэтому их финансовые отношения осуществляются с государственным бюджетом. С местными бюджетами они связаны только по линии уплаты местных налогов. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных принципах, вследствие чего они, как правило, убыточны. Наряду с государственными корпорациями существует большое число предприятий общественного пользования, некогда созданных на местном уровне в сфере коммунального хозяйства.
Бюджетный процесс в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Он включает четыре стадии.
Проект государственного бюджета составляет казначейство. При обсуждении бюджета канцлер казначейства (министр финансов) дает оценку закончившегося финансового года, состояния платежного баланса, сообщает о перспективах развития страны, денежной политике, изменениях в налоговой политике в новом финансовом году.
Проект государственного бюджета рассматривается кабинетом министров;
Одобренный правительством проект бюджета поступает в парламент, сначала в Палату общин.
В начале сессии Палата общин создает два финансовых комитета:
1) комитет путей и средств изыскания доходов;
2) комитет снабжения.
В Палате общин бюджет утверждается голосованием по главам. В заключение выносится общее постановление, в котором указываются размеры ассигнований на соответствующие цели.
Утверждение бюджета палатой лордов и подписание его королевой имеет чисто формальное значение.
Кассовое исполнение бюджета возложено на банк Великобритании. Для получения отпущенных по бюджету средств расходные требования проходят через управление главного плательщика. Генеральный контролер-ревизор осуществляет не только предварительный и текущий, но и последующий контроль.
Заключительная стадия бюджетного процесса – составление отчета об исполнении бюджета и предоставление его для утверждения в парламент.
Бюджетный процесс в Великобритании состоит из четырёх этапов. Составление бюджета – это один из наиболее важных этапов бюджетного процесса. В Великобритании при составлении бюджета действует метод «программного анализа и обзора», в основе которого лежит программно-целевая система. Он предусматривает анализ и альтернативный выбор наиболее перспективных вариантов программ. Программы оцениваются с нуля.
Ряд правительственных органов создан для руководства и контроля за составлением бюджета. Среди них:
Координация финансовой политики возложена на комитет по составлению обзоров госрасходов.
После одобрения высшим исполнительным органом проект поступает в законодательный орган, который рассматривает и утверждает его. В Великобритании законодательным органом является парламент. Проект бюджета поступает сначала в нижнюю палату парламента – палату общин, имеющую наиболее широкое представительство, а затем в верхнюю – палату лордов. Основная роль в бюджетном процессе принадлежит нижней палате. Права верхней палаты существенно ограничены.
Наименьшими полномочиями в бюджетной сфере наделена палата лордов. Финансовые законопроекты поступают в нее только после их принятия палатой общин и могут быть утверждены королевой через месяц после их получения верхней палатой вне зависимости от того были ли они одобрены ею.
Для рассмотрения и утверждения госбюджета, других финансовых актов каждая палата парламента специальные комитеты, действующие в течение всего срока полномочий парламента.
Важное значение при рассмотрении и утверждении бюджета имеет бюджетная инициатива – право законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. Члены парламента Великобритании, если они не являются членами правительства, не имеют права вносить предложения, приводящие к увеличению предусмотренных расходов и созданию новых. То же самое относится и к доходной части бюджета – установлению новых налогов или их увеличению.
Ограничение бюджетных прав парламента выражается также в том, что многие разделы бюджета, имеющие постоянный характер, вообще не рассматриваются парламентом. Сюда в Великобритании относятся расходы по цивильному листу, уплата % по госдолгу, платежи ЕС и т.д. А также в том, что законодательная власть не обсуждает бюджет как единый документ в целом, а рассматривает отдельные его разделы.
Бюджет после утверждения Парламентом поступает на подпись к монарху (королю или королеве).
В современных условиях дефицит госбюджета – превышение расходов бюджета над его доходами – превратился в характерную черту, постоянное явление госфинансов. Великобритания не является исключением. Бюджетный дефицит здесь рос на протяжении двух десятилетий с начала 60-х гг., стабилизировавшись на короткое время в конце 80-х гг., а затем вновь продолжив расти. Устойчиво высокий уровень дефицита привел к увеличению госдолга (даже без учета невыплаченных пенсий).
На современном этапе в основе бюджетной политики Великобритании лежит неоконсервативное направление, ограничивающее государственное вмешательство в экономические и социальные процессы. С начала 80-х гг. в Великобритании стала проводиться политика прямого сокращения социальных расходов. Она в наибольшей мере затронула развитие образования, здравоохранения, жилищного строительства, социального обеспечения. В нынешней бюджетной политике страны взят курс на борьбу с бюджетным дефицитом, который породил огромные государственные долги и расходы по их устранению.
2. Доходы государственного бюджета Великобритании
Налоговые поступления являются главным источником доходов бюджетной системы страны. Великобритания первой вступила на путь налоговых реформ среди ведущих стран Запада. Существенные изменения в налоговую систему Великобритании внесла реформа 1973 г., в результате которой произведена перестройка подоходного налога и обложения прибыли корпораций, введен налог на добавленную стоимость, что приблизило структуру налоговой системы к системам других стран общего рынка.
Основным среди прямых налогов является подоходный налог, который дает 2/3 поступлений от прямых налогов. В Великобритании действует шедулярная форма построения подоходного налога, которая предполагает деление дохода на части (шедулы) в зависимости от источника дохода (жалованье, дивиденды, рента и т.п.). Каждая из шести шедул облагается особым порядком:
А – доходы от имущества: собственности на землю, строений, арендной платы от сдачи в наем жилых домов;
В – доходы от лесных массивов, используемых в коммерческих целях;
С – доходы от государственных ценных бумаг, по которым выплачиваются проценты;
Д – прибыль от производственно-коммерческой деятельности в торговле, промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте; доходы лиц свободных профессий; доходы от ценных бумаг, не облагаемых по шедуле С; доходы, полученные в виде процентов по займам; доходы, полученные за границей и переведенные в Великобританию;