Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:44, курсовая работа
Успешное окончание, тех реформ, которые проводятся в Российской Федерации, в огромной степени зависит от того, в каком направлении произойдет преобразование всей финансовой системы общества, и в какой мере бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Конечная цель этих реформ – рост благосостояния всего населения РФ. На становление бюджетной системы в РФ наложили отпечаток экономические, политические, финансовые кризисы, которые происходили в нашей стране в 90-хх годах 20-го столетия. Кроме того, при формировании бюджетной системы и межбюджетных отношений, которые отвечают государственному устройству РФ, был в той или иной степени заимствован опыт стран с развитой рыночной экономикой. Все вышеперечисленное объясняет наличие в бюджетной системе РФ некоторых черт и элементов планово-директивной системы управления, и элементов периода развития и становления рыночной экономики, а также организации общественных финансов, взятых непосредственно из опыта индустриальных стран.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические, экономические и правовые основы бюджетной системы в Российской Федерации
Определение понятие бюджета, бюджетной системы. Типы бюджетных систем…………………………………………………………..………...6
История и эволюция бюджетной системы РФ. Экономическое содержание бюджетной системы РФ.………………………………....10
Структура бюджетной системы в РФ……………………………….....14
Глава 2. Принципы и правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Характеристика принципов бюджетной системы РФ……………….....17
2.2. Правовые основы функционирования бюджетной системы…………..23
Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.1. Понятие и особенности развития межбюджетных отношений в РФ…26
3.2. Проблемы существующие в межбюджетных отношениях на данный момент и разработка направлений по их преодолению…………………….30
Заключение..........................................................................................................35
Список использованных источников................................................................37
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические, экономические и правовые основы бюджетной системы в Российской Федерации
Глава 2. Принципы и правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Характеристика принципов
бюджетной системы РФ………………....
2.2. Правовые основы функционирования бюджетной системы…………..23
Глава 3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.1. Понятие и особенности развития межбюджетных отношений в РФ…26
3.2. Проблемы существующие
в межбюджетных отношениях на
данный момент и разработка
направлений по их преодолению…
Заключение....................
Список использованных источников....................
Приложения....................
Введение
Актуальность выбранной темы исследования. Успешное окончание, тех реформ, которые проводятся в Российской Федерации, в огромной степени зависит от того, в каком направлении произойдет преобразование всей финансовой системы общества, и в какой мере бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. Конечная цель этих реформ – рост благосостояния всего населения РФ. На становление бюджетной системы в РФ наложили отпечаток экономические, политические, финансовые кризисы, которые происходили в нашей стране в 90-хх годах 20-го столетия. Кроме того, при формировании бюджетной системы и межбюджетных отношений, которые отвечают государственному устройству РФ, был в той или иной степени заимствован опыт стран с развитой рыночной экономикой. Все вышеперечисленное объясняет наличие в бюджетной системе РФ некоторых черт и элементов планово-директивной системы управления, и элементов периода развития и становления рыночной экономики, а также организации общественных финансов, взятых непосредственно из опыта индустриальных стран. Таким образом, находясь под влиянием значительного количества элементов разной направленности и разнородности, бюджетная система России, к сожалению, не обладает на данный период времени, необходимой стабильностью и должной степенью устойчивости. Представляется необходимым ее дальнейшее совершенствование на пути к сбалансированной бюджетной системе, которая должна стать основой новых прочных финансовых взаимоотношений, нового социального контракта между обществом и государством. Эти отношения в первую очередь, должны быть построены на безоговорочном выполнении взаимных обязательств. Изучение, как опыта зарубежных стран, так и всесторонний анализ и оценка уже существующих результатов по реформированию бюджетной системы в нашей стране, предопределяет необходимость продолжения исследований по проблемам бюджетной системы и бюджетного процесса. Таким образом, тема и проблемы, выбранные автором для исследования, в рамках курсовой работы не вызывают сомнений в своей актуальности.
Научная разработанность проблемы. В широком спектре проблем финансового законодательства вопросы бюджетной системы Российской Федерации относятся к одним из наименее изученных. Их исследование неизбежно сталкивается с серьезными методологическими трудностями, вызываемыми необходимостью поступательного развития финансово-бюджетного сектора с позиций перспектив развития всей российской экономики, что и требует более детального рассмотрения правового регулирования этой сферы. Круг работ, относящихся к теме курсовой работы, подразделяется на несколько групп. Во-первых, это нормативно-правовые акты, как собственно бюджетно-финансовой сферы, так и общие законодательные акты. Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации, который служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовые основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Во-вторых, это труды теоретико-методологического характера, обосновывающие и раскрывающие актуальные вопросы и проблемы правовых основ функционирования бюджетной системы Российской Федерации, таких авторов, как: Крохова Ю.А., Леонтьев А.М., Поляк, Годин, Жарковская Е.П. и других исследователей.
Цели и задачи исследования. Целью исследования является: рассмотрение и всесторонний анализ экономического содержания бюджетной системы РФ, ее структуры, принципов бюджетной системы, проблем и перспектив развития межбюджетных отношений в РФ. Исходя из заданной цели были поставлены следующие задачи: Рассмотреть понятие «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов; раскрыть особенности бюджетной системы РФ, и ее типов в зарубежных государствах; рассмотреть современную структуру бюджетной системы в РФ, представить характеристику ее уровней; проанализировать действующие в настоящее время принципы бюджетной системы РФ и выявить основные проблемы развития межбюджетных отношений в России.
Предмет и объект исследования: Объектом курсовой работы является бюджетная система в Российской Федерации. Предметом исследования является особенности структуры, принципы бюджетной системы РФ и межбюджетные отношения.
Структура работы: Структурно работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений.
Глава 1. Теоретические, экономические и правовые основы бюджетной системы в Российской Федерации
Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.
Бюджет, денежное обращение – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. [13,29].
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего его в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономичес
По экономической сущности государственный бюджет -это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. По материально-веществе
Для осуществления функций бюджета государство вырабатывает бюджетный механизм, представляющий собой совокупность форм организации бюджетных отношений, методов мобилизации и использования средств общегосударственного
Бюджетный механизм включает в себя:
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами.
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. [18,c.94]
Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.
Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территор
Бюджетная система - главное звено финансовой системы государства.
Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.
От формы государственного и административного устройства страны зависит также построение бюджетной системы. По степени распределения власти между центром и административно-территор
Унитарное (единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территор
Федеративное (объединенное) государство - это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территор
Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы. См. Приложение №1.
Структура бюджетной системы государства:
Унитарного (Япония, Швейцария, Франция)