Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:26, курсовая работа
Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.
Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают денежные ресурсы для содержания армии, государственного аппарата и т. д.
Бюджетная система
РФ.
1. Экономическая сущность
и содержание бюджета
Государственный бюджет
является механизмом, который позволяет
государству проводить
Через государственный
бюджет осуществляется влияние на образование
и использование централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.
Бюджет – это
система образования и
С помощью государственного
бюджета государственные власти
получают денежные ресурсы для содержания
армии, государственного аппарата и
т. д.
Государственный бюджет
– это финансовый план государства,
с помощью которого органы власти
получают реальную экономическую возможность
осуществлять властные полномочия.
В то же время бюджет
является категорией, которая свойственна
различным отношениям. С зарождением
и формированием государства
связано возникновение и
Задачи бюджета:
1) перераспределение
ВВП;
2) финансовое обеспечение
бюджетной сферы и осуществление социальной
политики государства;
3) государственное
регулирование и
4) контроль за образованием
и использованием
Через формирование и
использование централизованных фондов
денежных средств на уровнях государственной
и территориальной власти проявляется
распределительная функция бюджета.
Государство с помощью
государственного бюджета регулирует
хозяйственную жизнь страны, экономические
отношения, направляя средства бюджета
на развитие и восстановление отраслей,
регионов. И в связи с этим государство
может ускорять или сдерживать темпы производства,
усиливать или ослаблять рост капиталов
и сбережений, изменять структуру спроса
и предложения.
Перераспределение ВВП
через бюджет имеет две стадии.
1. Образование доходов
бюджета.
В процессе образования
доходов бюджета происходит изъятие
части ВВП в пользу государства.
В связи с этим возникают финансовые
взаимоотношения государства с
налогоплательщиками.
Доходы бюджета
преследуют единственную цель, заключающуюся
в формировании доходной части бюджетов
разных уровней. Им свойственны обезличенность
и денежная форма. Доходы бюджета могут
носить налоговый и неналоговый характер.
Источники налоговых доходов: прибыль,
заработная плата, ссудный процент, рента,
добавленная стоимость, накопления и др.
Неналоговые доходы бюджетов
образуются в результате экономической
деятельности государства или при
перераспределении уже
2. Использование (расход)
бюджетных средств.
Расходы бюджета –
это денежные средства, которые направляются
на финансовое обеспечение задач
и функций государства и
Бюджетополучатели –
это организации
В основном расходы
бюджета носят безвозвратный
характер.
За счет расходов бюджета
происходит перераспределение средств
бюджета по уровням бюджетной системы
через дотации, бюджетные ссуды, субвенции
и др.
Структура расходов бюджета
устанавливается в бюджетном
плане и зависит, как и доходы
бюджета, от экономической и иной
ситуации в стране.
Контрольная функция бюджета действует вместе с распределительной и дает возможность осуществления обязательного государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.
2. Бюджетная система
РФ
Бюджетная система
– это главное звено финансовой
системы государства, является составляющей
частью бюджетного устройства.
Бюджетная система
– это совокупность бюджетов государств,
административно-
Построение бюджетной
системы зависит от формы административного
и государственного устройства страны.
Все государства
Унитарное государство
– форма государственного устройства,
при котором административно-
Бюджетная система унитарного
государства состоит из государственного
и местных бюджетов.
Федеративное государство
– это система государственного
устройства, при которой государственные
образования или
Конфедеративное государство
– это постоянный союз суверенных
государств, преследующий достижение
политических или военных целей.
Его бюджет формируется из взносов,
входящих в конфедерацию. У государств-членов
конфедерации существуют свои бюджетные
и налоговые системы.
Бюджетная система
состоит из бюджетов следующих уровней
(ст. 10 БК РФ):
1) федеральный бюджет
и бюджеты государственных
2) бюджеты субъектов
РФ (РФ) и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных
3) местные бюджеты, в
том числе:
а) бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских округов,
бюджеты внутригородских
б) бюджеты городских
и сельских поселений. Согласно ст.
11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются в форме
федеральных законов, бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов разрабатываются
и утверждаются в форме законов субъектов
РФ, местные бюджеты разрабатываются и
утверждаются в форме правовых актов представительных
органов местного самоуправления либо
в порядке, установленном уставами муниципальных
образований.
Годовой бюджет составляется
на один финансовый год, который равен
календарному году и длится с 1 января
по 31 декабря.
Государственный внебюджетный
фонд – фонд денежных средств, образуется
вне федерального бюджета и бюджетов
субъектов РФ, предназначен для реализации
конституционных прав граждан на
пенсионное обеспечение, социальное обеспечение
в случае безработицы, социальное страхование,
охрану здоровья и медицинскую помощь.
Расходы и доходы государственного внебюджетного
фонда формируются в определенном порядке,
который устанавливается федеральным
законом или предусматривается БК РФ.
Каждое муниципальное
образование имеет собственный
бюджет.
Бюджет муниципального
образования, т. е. местный бюджет –
форма образования и
В местных бюджетах,
в соответствии с бюджетной классификацией
РФ, раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение
расходных обязательств муниципальных
образований в связи с осуществлением
органами местного самоуправления полномочий
по вопросам местного значения, и расходных
обязательств муниципальных образований,
исполняемых за счет субвенций из бюджетов
других уровней для осуществления отдельных
государственных полномочий (ст. 14 БК РФ).
Бюджет муниципального
района, т. е. районный бюджет, и свод
бюджетов городских и сельских поселений,
входящих в состав муниципального района,
образуют консолидированный бюджет
муниципального района.
В качестве составной
части бюджетов городских и сельских
поселений могут быть предусмотрены сметы
доходов и расходов отдельных населенных
пунктов, других территорий, не являющихся
муниципальными образованиями.
Каждый субъект
РФ имеет собственный бюджет.
Бюджет субъекта РФ,
т. е. региональный бюджет – форма образования
и расходования денежных средств в расчете
на финансовый год, предназначенных для
исполнения расходных обязательств соответствующего
субъекта РФ.
Использование органами
государственной власти субъектов
РФ иных форм образования и расходования
денежных средств для исполнения расходных
обязательств субъектов РФ не допускается.
В бюджетах субъектов
РФ, в соответствии с бюджетной
классификацией РФ, раздельно предусматриваются
средства, направляемые на исполнение
расходных обязательств субъектов
РФ в связи с осуществлением органами
государственной власти субъектов РФ
полномочий по предметам ведения субъектов
РФ и полномочий по предметам совместного
ведения, указанных в п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального
закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об
общих принципах организации законодательных
и исполнительных органов государственной
власти субъектов РФ», и расходных обязательств
субъектов РФ, осуществляемых за счет
субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта РФ
и свод бюджетов муниципальных образований,
входящих в состав субъекта РФ, образуют
консолидированный бюджет субъекта РФ.
В соответствии со ст.
16 БК РФ, федеральный бюджет – форма
образования и расходования денежных
средств в расчете на финансовый
год, предназначенных для исполнения
расходных обязательств РФ.
Использование федеральными
органами государственной власти иных
форм образования и расходования
денежных средств, предназначенных
для исполнения расходных обязательств
РФ, не допускается, за исключением
случаев, установленных БК РФ и иными федеральными
законами.
Федеральный бюджет и
свод бюджетов других уровней бюджетной
системы РФ образуют консолидированный
бюджет РФ.
Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст.17 БК РФ).
3. Бюджетное устройство.
Межбюджетные отношения
Бюджетное устройство
– это организационные принципы
построения бюджетной системы, ее структуры,
взаимодействие входящих в нее бюджетов.
Бюджетная система –
это совокупность всех бюджетов, существующих
в стране.
Бюджетное устройство
определяется государственным устройством.
Бюджетная система в унитарных
предприятиях включает два звена: государственный
бюджет и местные бюджеты.
В соответствии с БК
РФ, бюджетная система федеративных государств
состоит из трех звеньев: государственный
бюджет, бюджеты членов федерации (субъектов
Федерации – в России), местные бюджеты.
Государственная бюджетная
система состоит из трех звеньев
и включает: республиканский (федеральный)
бюджет; 21 республиканский бюджет в составе
РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские
бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных
бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской
автономной области; около 29 тыс. местных
бюджетов (городских, районных, поселковых,
сельских).
Бюджетное устройство
в РФ основывается на принципах единства,
полноты, реальности, гласности и
самостоятельности всех бюджетов, входящих
в государственную бюджетную
систему.
Сложной проблемой
в бюджетном устройстве является
бюджетный федерализм, т. е. бюджетные
взаимоотношения центра и регионов.