Министерство 
образования и науки Российской Федерации
Филиал 
федерального государственного бюджетного 
образовательного учреждения высшего 
профессионального образования
«Санкт-Петербургский 
государственный экономический университет»  
в г. Пскове
 
КАФЕДРА  ЭКОНОМИКИ.
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ  
РАБОТА
по теме: 
«Бюджетная система РФ и принципы её построения»
 
 
 
Выполнила: 
студентка
Шатая Виктория 
Алексеевна
3 курс 
№ ГРУППЫ  
310
 
Проверил 
преподаватель:
 
Моисеева 
Н.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
г. Псков
2014 г. 
СОДЕРЖАНИЕ  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших институтов государства 
является бюджетная система. На протяжении 
тысячелетий существования государств 
финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную 
систему, обеспечивают государственным 
и территориальным органам власти выполнение 
возложенных на них функций. Бюджетная 
система позволяет осуществлять регулирование 
экономических и социальных процессов 
в интересах членов общества.
Главная экономическая роль бюджета 
выражается в том, что он формирует финансовую 
базу для функционирования органов государства 
и местного самоуправления. Сущность бюджета 
проявляется в тех общественных отношениях, 
которые связаны с концентрацией и использованием 
его средств.
Бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных 
средств, предназначенных для финансового 
обеспечения задач и функций государства 
и местного самоуправления»
Бюджет создает финансовую базу функционирования 
государства в целом, его субъектов и муниципальных 
образований, осуществления функций органов 
государственной власти и местного самоуправления, 
выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает 
развитие международных связей России, 
также формирование ее взаимоотношений 
с государствами СНГ. Государственные 
и местные (муниципальные) бюджеты являются 
централизованными денежными фондами.
Целью данной работы является рассмотрение 
основных аспектов бюджетной системы, 
проведение сравнительного анализа бюджетной 
политики с предыдущими годами, выявление 
значимых пробелов в функционировании 
бюджетного механизма.
 
ГЛАВА 1.  
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 
РФ
1.1 Понятие и принципы построения бюджетной системы 
РФ 
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения 
бюджетной системы.
Бюджетная система Российской 
Федерации – это основанная на экономических 
отношениях и государственном устройстве 
Российской Федерации, регулируемая нормами 
права совокупность бюджетов и внебюджетных 
фондов всех уровней - федерального, регионального 
и местного 
Она состоит из бюджетов трех 
уровней:
- I 
уровень - федеральный бюджет и бюджеты 
государственных внебюджетных фондов; 
- 
II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты 
территориальных государственных внебюджетных 
фондов; 
- 
III уровень - местные бюджеты в том числе 
бюджеты муниципальных районов, бюджеты 
городских округов, бюджеты внутригородских 
муниципальных образований городов федерального 
значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты 
городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных 
внебюджетных фондов Российской Федерации 
разрабатываются и утверждаются в форме 
федеральных законов, бюджеты субъектов 
Российской Федерации и бюджеты территориальных 
государственных внебюджетных фондов 
разрабатываются и утверждаются в форме 
законов субъектов Российской Федерации, 
местные бюджеты разрабатываются и утверждаются 
в форме муниципальных правовых актов 
представительных органов муниципальных 
образований
Характеристика бюджетной системы предполагает 
не только определение состава бюджетов, 
входящих в нее, но и принципов ее построения, взаимосвязи 
бюджетов и их взаимодействия друг с другом. Статья 28 Бюджетного кодекса РФ  определяет 
следующие принципы бюджетной системы 
РФ: 
1. Принцип единства бюджетной системы 
Российской Федерации, означает единство 
правовой базы, единство денежной системы, 
применение единых форм бюджетной документации.
2. Принцип разграничения доходов и расходов 
между уровнями бюджетной системы Российской 
Федерации. Принцип этот состоит 
в закреплении (полностью или частично) 
соответствующих видов налоговых доходов 
за определенным уровнем бюджета.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, 
выражающаяся в наличии у каждого   
бюджета своих источников доходов. В праве 
каждого бюджета самостоятельно расходовать 
их по своему усмотрению и определять 
источники финансирования 
дефицита бюджета соответствующими представительными 
органами, в исполнение каждого бюджета 
соответствующими исполнительными органами 
власти, и недопустимости компенсации 
за счет бюджетов других уровней потребности 
в доходах и дополнительных расходах. 
4. Принцип полноты отражения доходов 
и расходов бюджетов, бюджетов государственных 
внебюджетных фондов означает необходимость 
их отражение в бюджетах в полном объеме 
и в обязательном порядке.
5. Принцип сбалансированности бюджетов. 
Сбалансированность бюджетов означает, 
что объем предусмотренных расходов должен 
соответствовать суммарному объему доходов 
бюджета и источников финансирования 
его дефицита. При составлении бюджета 
органы власти должны исходить из необходимости 
минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип эффективности и экономности 
использования бюджетных средств.
Принцип эффективности и экономности 
использования бюджетных средств означает, 
что при составлении бюджетов и использовании 
бюджетных средств уполномоченные органы 
и получатели средств должны исходить 
из необходимости достижения заданных 
результатов с использованием наименьшего 
объема средств или достижения наилучшего 
результата с определенного объема бюджетных 
средств.
7.Принцип общего (совокупного) покрытия 
расходов означает, что все расходы бюджета 
должны покрываться общей суммой доходов 
бюджета и поступлений из источников финансирования 
его дефицита. Доходы и поступления не 
могут увязываться с определенными расходами 
бюджета за исключением целевых бюджетных 
фондов, а также в случае централизации 
средств из бюджетов другого уровня.
8. Принцип гласности, т. е необходимость 
публикация законов о бюджетах и отчетов 
об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип достоверности бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает 
надежность показателей прогнозов социально-экономического 
развития соответствующей территории 
и реалистичность расчета доходов и расходов 
бюджета.
10. Принцип адресности и целевого характера 
бюджетных средств, означает, что бюджетные 
средства выделяются в распоряжение конкретных 
получателей бюджетных средств с обозначением 
направления их на финансирование конкретных 
целей 
                                                                                                             
Таблица 1
  
 
1.2 Бюджетная классификация
Бюджетная классификация РФ (по законодательству 
РФ) - группировка доходов и расходов бюджетов 
всех уровней бюджетной системы РФ, а также 
источников финансирования дефицитов 
этих бюджетов. Бюджетная классификация 
используется для составления и исполнения 
бюджетов и обеспечения сопоставимости 
показателей бюджетов всех уровней бюджетной   
системы РФ.
Бюджетная классификация ориентирована 
на решение таких задач как:
• контроль за составом и структурой 
доходов и расходов бюджетной системы;
• получение сводной бюджетной информации, 
сопоставимой по всем уровням бюджетной 
системы;
• формирования инструментов законодательного 
контроля бюджетного процесса;
• обеспечения реализации принципа единства 
бюджетной системы.
Бюджетная классификация РФ является 
группировкой доходов и расходов бюджетов 
всех уровней с присвоением объектам классификации 
группировочных кодов.
Бюджетная классификация позволяет обеспечивать 
сопоставимость показателей бюджетов 
всех уровней и включает в себя:
  - классификацию доходов бюджетов РФ;
 
  - функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
 
  - экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
 
  - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
 
  - классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
 
  - классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
 
  - классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
 
  - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
 
Классификация доходов бюджетов РФ является 
группировкой доходов бюджетов всех уровней 
и основывается на законодательных актах 
РФ, определяющих источники формирования 
доходов бюджетов всех уровней. Группы 
доходов состоят из статей доходов, объединяющих 
конкретные виды доходов по источникам 
и способам их получения. Все доходы делятся 
на налоговые и неналоговые.
Функциональная классификация расходов 
бюджетов является четырехступенчатой 
группировкой расходов бюджетов всех 
уровней бюджетной системы по отраслям 
деятельности и звеньям управления, отражающих 
направление средств на выполнение основных 
функций государства. Она позволяет характеризовать 
главную цель финансируемых мероприятий, 
направленных на удовлетворение общественных 
потребностей с учетом их приоритетов.
Первый уровень названной классификации 
– разделы. Например:
01 Государственное управление;06 Наука;14 
Образование.
Второй – 92 подраздела, конкретизирующих 
направление бюджетных средств на выполнение 
функций государства.
Третий – отражает финансирование расходов 
по конкретным направлениям деятельности 
главных распорядителей бюджетных средств 
в рамках подразделов.
На четвертом уровне направления финансирования
детализируются по целевым статьям и 
видам затрат, отражающих отраслевую специфику 
расходов и основные направления деятельности 
министерств.
Экономическая классификация расходов 
бюджетов РФ представляет собой группировку 
расходов бюджетов всех уровней по их 
экономическому содержанию. Она составлена 
на основании рекомендаций МВФ. Например: 
Текущие расходы : закупки товаров и оплата 
услуг, оплата труда государственных служащих, 
оплата транспортных услуг.
Капитальные расходы :капитальные вложения 
в основные фонды, капитальное строительство, 
капитальный ремонт, создание государственных 
запасов и резервов.
Классификация источников внутреннего 
финансирования дефицитов бюджетов РФ 
является группировкой заемных средств, 
привлекаемых правительством РФ, органами 
исполнительной власти субъектов РФ и 
органами местного самоуправления для 
финансирования дефицитов соответствующих 
бюджетов (в т.ч. за счет кредита Банка 
России и изменения остатков средств бюджета, 
государственных ценных бумаг, бюджетных 
ссуд, полученных от государственных внебюджетных  
фондов  и  от  бюджетов  других  
уровней,  кредитов международных финансовых 
организаций, правительств иностранных 
государств и иностранных банков, изменения 
золотого запаса в Государственном фонде 
драгоценных металлов и драгоценных камней).
Классификация источников внешнего финансирования 
дефицитов бюджетов РФ является группировкой 
заемных средств привлекаемых правительством 
РФ для финансирования дефицита федерального 
бюджета.
Классификация видов государственных 
внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет 
собой группировку долговых обязательств 
Правительства РФ и органов исполнительной 
власти субъектов РФ
Классификация видов государственного 
внешнего долга и внешних активов РФ является 
группировкой государственных внешних 
долговых обязательств осуществляемых 
правительством РФ в соответствии с законодательством 
РФ.
Ведомственная классификация расходов 
федерального бюджета – группировка расходов 
отражает распределение бюджетных ассигнований 
по прямым получателям средств из федерального 
бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым 
статьям и видам расходов. Она не является 
единой по стране и утверждается для каждого 
уровня бюджетной системы в разрезе главных 
получателей бюджетных средств. Ведомственная 
классификация позволяет осуществлять 
адресное выделение финансовых ресурсов, 
отражающее распределение средств по 
их конкретным распорядителям. При этом 
денежные средства расписываются по министерствам 
и ведомствам в общей сумме с привязкой 
к отдельным функциональным разделам 
с нужной степенью детализации. Это позволяет 
органам государственной власти принимать 
обоснованные решения о приоритетности 
определенных видов деятельности, размерах 
финансирования, обеспечивать контроль 
за их исполнением и установить меру ответственности 
за расходование средств соответствующего 
ведомства.
Законодательные (представительные) 
органы субъектов РФ и органы местного 
самоуправления при утверждении бюджетных 
классификаций соответствующих бюджетов 
вправе проводить дальнейшую детализацию 
объектов бюджетной классификации, не 
нарушая общих принципов построения и 
единства бюджетной классификации РФ.
Таким образом, бюджетная классификация 
– это, не только документ, выполняющий 
важнейшие организационные функции, позволяющий 
сводить все бюджеты в единый консолидированный 
бюджет РФ, но и документ, имеющий большое 
экономическое значение.
 
                                                                                                        
Таблица 2
 
1.3 Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения свойственны 
всем государствам, имеющим административно-территориальное 
деление. Российская Федерация в силу 
особенностей государственного устройства 
имеет развитую систему межбюджетных 
отношений федерального типа.
Межбюджетные отношения – это отношения 
между органами государственной власти 
на различных уровнях, органами местного 
самоуправления по поводу формирования 
и использования бюджетных средств и обеспечение 
бюджетного процесса.