Министерство
образования и науки Российской Федерации
Филиал
федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный экономический университет»
в г. Пскове
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ.
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по теме:
«Бюджетная система РФ и принципы её построения»
Выполнила:
студентка
Шатая Виктория
Алексеевна
3 курс
№ ГРУППЫ
310
Проверил
преподаватель:
Моисеева
Н.В.
г. Псков
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших институтов государства
является бюджетная система. На протяжении
тысячелетий существования государств
финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную
систему, обеспечивают государственным
и территориальным органам власти выполнение
возложенных на них функций. Бюджетная
система позволяет осуществлять регулирование
экономических и социальных процессов
в интересах членов общества.
Главная экономическая роль бюджета
выражается в том, что он формирует финансовую
базу для функционирования органов государства
и местного самоуправления. Сущность бюджета
проявляется в тех общественных отношениях,
которые связаны с концентрацией и использованием
его средств.
Бюджет – это «форма образования и расходования фонда денежных
средств, предназначенных для финансового
обеспечения задач и функций государства
и местного самоуправления»
Бюджет создает финансовую базу функционирования
государства в целом, его субъектов и муниципальных
образований, осуществления функций органов
государственной власти и местного самоуправления,
выполнения ими своих задач. Бюджет обеспечивает
развитие международных связей России,
также формирование ее взаимоотношений
с государствами СНГ. Государственные
и местные (муниципальные) бюджеты являются
централизованными денежными фондами.
Целью данной работы является рассмотрение
основных аспектов бюджетной системы,
проведение сравнительного анализа бюджетной
политики с предыдущими годами, выявление
значимых пробелов в функционировании
бюджетного механизма.
ГЛАВА 1.
ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
РФ
1.1 Понятие и принципы построения бюджетной системы
РФ
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения
бюджетной системы.
Бюджетная система Российской
Федерации – это основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
Российской Федерации, регулируемая нормами
права совокупность бюджетов и внебюджетных
фондов всех уровней - федерального, регионального
и местного
Она состоит из бюджетов трех
уровней:
- I
уровень - федеральный бюджет и бюджеты
государственных внебюджетных фондов;
-
II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты
территориальных государственных внебюджетных
фондов;
-
III уровень - местные бюджеты в том числе
бюджеты муниципальных районов, бюджеты
городских округов, бюджеты внутригородских
муниципальных образований городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты
городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации
разрабатываются и утверждаются в форме
федеральных законов, бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов
разрабатываются и утверждаются в форме
законов субъектов Российской Федерации,
местные бюджеты разрабатываются и утверждаются
в форме муниципальных правовых актов
представительных органов муниципальных
образований
Характеристика бюджетной системы предполагает
не только определение состава бюджетов,
входящих в нее, но и принципов ее построения, взаимосвязи
бюджетов и их взаимодействия друг с другом. Статья 28 Бюджетного кодекса РФ определяет
следующие принципы бюджетной системы
РФ:
1. Принцип единства бюджетной системы
Российской Федерации, означает единство
правовой базы, единство денежной системы,
применение единых форм бюджетной документации.
2. Принцип разграничения доходов и расходов
между уровнями бюджетной системы Российской
Федерации. Принцип этот состоит
в закреплении (полностью или частично)
соответствующих видов налоговых доходов
за определенным уровнем бюджета.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней,
выражающаяся в наличии у каждого
бюджета своих источников доходов. В праве
каждого бюджета самостоятельно расходовать
их по своему усмотрению и определять
источники финансирования
дефицита бюджета соответствующими представительными
органами, в исполнение каждого бюджета
соответствующими исполнительными органами
власти, и недопустимости компенсации
за счет бюджетов других уровней потребности
в доходах и дополнительных расходах.
4. Принцип полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает необходимость
их отражение в бюджетах в полном объеме
и в обязательном порядке.
5. Принцип сбалансированности бюджетов.
Сбалансированность бюджетов означает,
что объем предусмотренных расходов должен
соответствовать суммарному объему доходов
бюджета и источников финансирования
его дефицита. При составлении бюджета
органы власти должны исходить из необходимости
минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип эффективности и экономности
использования бюджетных средств.
Принцип эффективности и экономности
использования бюджетных средств означает,
что при составлении бюджетов и использовании
бюджетных средств уполномоченные органы
и получатели средств должны исходить
из необходимости достижения заданных
результатов с использованием наименьшего
объема средств или достижения наилучшего
результата с определенного объема бюджетных
средств.
7.Принцип общего (совокупного) покрытия
расходов означает, что все расходы бюджета
должны покрываться общей суммой доходов
бюджета и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы и поступления не
могут увязываться с определенными расходами
бюджета за исключением целевых бюджетных
фондов, а также в случае централизации
средств из бюджетов другого уровня.
8. Принцип гласности, т. е необходимость
публикация законов о бюджетах и отчетов
об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип достоверности бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает
надежность показателей прогнозов социально-экономического
развития соответствующей территории
и реалистичность расчета доходов и расходов
бюджета.
10. Принцип адресности и целевого характера
бюджетных средств, означает, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение конкретных
получателей бюджетных средств с обозначением
направления их на финансирование конкретных
целей
Таблица 1
1.2 Бюджетная классификация
Бюджетная классификация РФ (по законодательству
РФ) - группировка доходов и расходов бюджетов
всех уровней бюджетной системы РФ, а также
источников финансирования дефицитов
этих бюджетов. Бюджетная классификация
используется для составления и исполнения
бюджетов и обеспечения сопоставимости
показателей бюджетов всех уровней бюджетной
системы РФ.
Бюджетная классификация ориентирована
на решение таких задач как:
• контроль за составом и структурой
доходов и расходов бюджетной системы;
• получение сводной бюджетной информации,
сопоставимой по всем уровням бюджетной
системы;
• формирования инструментов законодательного
контроля бюджетного процесса;
• обеспечения реализации принципа единства
бюджетной системы.
Бюджетная классификация РФ является
группировкой доходов и расходов бюджетов
всех уровней с присвоением объектам классификации
группировочных кодов.
Бюджетная классификация позволяет обеспечивать
сопоставимость показателей бюджетов
всех уровней и включает в себя:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Классификация доходов бюджетов РФ является
группировкой доходов бюджетов всех уровней
и основывается на законодательных актах
РФ, определяющих источники формирования
доходов бюджетов всех уровней. Группы
доходов состоят из статей доходов, объединяющих
конкретные виды доходов по источникам
и способам их получения. Все доходы делятся
на налоговые и неналоговые.
Функциональная классификация расходов
бюджетов является четырехступенчатой
группировкой расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы по отраслям
деятельности и звеньям управления, отражающих
направление средств на выполнение основных
функций государства. Она позволяет характеризовать
главную цель финансируемых мероприятий,
направленных на удовлетворение общественных
потребностей с учетом их приоритетов.
Первый уровень названной классификации
– разделы. Например:
01 Государственное управление;06 Наука;14
Образование.
Второй – 92 подраздела, конкретизирующих
направление бюджетных средств на выполнение
функций государства.
Третий – отражает финансирование расходов
по конкретным направлениям деятельности
главных распорядителей бюджетных средств
в рамках подразделов.
На четвертом уровне направления финансирования
детализируются по целевым статьям и
видам затрат, отражающих отраслевую специфику
расходов и основные направления деятельности
министерств.
Экономическая классификация расходов
бюджетов РФ представляет собой группировку
расходов бюджетов всех уровней по их
экономическому содержанию. Она составлена
на основании рекомендаций МВФ. Например:
Текущие расходы : закупки товаров и оплата
услуг, оплата труда государственных служащих,
оплата транспортных услуг.
Капитальные расходы :капитальные вложения
в основные фонды, капитальное строительство,
капитальный ремонт, создание государственных
запасов и резервов.
Классификация источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов РФ
является группировкой заемных средств,
привлекаемых правительством РФ, органами
исполнительной власти субъектов РФ и
органами местного самоуправления для
финансирования дефицитов соответствующих
бюджетов (в т.ч. за счет кредита Банка
России и изменения остатков средств бюджета,
государственных ценных бумаг, бюджетных
ссуд, полученных от государственных внебюджетных
фондов и от бюджетов других
уровней, кредитов международных финансовых
организаций, правительств иностранных
государств и иностранных банков, изменения
золотого запаса в Государственном фонде
драгоценных металлов и драгоценных камней).
Классификация источников внешнего финансирования
дефицитов бюджетов РФ является группировкой
заемных средств привлекаемых правительством
РФ для финансирования дефицита федерального
бюджета.
Классификация видов государственных
внутренних долгов РФ и субъектов РФ представляет
собой группировку долговых обязательств
Правительства РФ и органов исполнительной
власти субъектов РФ
Классификация видов государственного
внешнего долга и внешних активов РФ является
группировкой государственных внешних
долговых обязательств осуществляемых
правительством РФ в соответствии с законодательством
РФ.
Ведомственная классификация расходов
федерального бюджета – группировка расходов
отражает распределение бюджетных ассигнований
по прямым получателям средств из федерального
бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым
статьям и видам расходов. Она не является
единой по стране и утверждается для каждого
уровня бюджетной системы в разрезе главных
получателей бюджетных средств. Ведомственная
классификация позволяет осуществлять
адресное выделение финансовых ресурсов,
отражающее распределение средств по
их конкретным распорядителям. При этом
денежные средства расписываются по министерствам
и ведомствам в общей сумме с привязкой
к отдельным функциональным разделам
с нужной степенью детализации. Это позволяет
органам государственной власти принимать
обоснованные решения о приоритетности
определенных видов деятельности, размерах
финансирования, обеспечивать контроль
за их исполнением и установить меру ответственности
за расходование средств соответствующего
ведомства.
Законодательные (представительные)
органы субъектов РФ и органы местного
самоуправления при утверждении бюджетных
классификаций соответствующих бюджетов
вправе проводить дальнейшую детализацию
объектов бюджетной классификации, не
нарушая общих принципов построения и
единства бюджетной классификации РФ.
Таким образом, бюджетная классификация
– это, не только документ, выполняющий
важнейшие организационные функции, позволяющий
сводить все бюджеты в единый консолидированный
бюджет РФ, но и документ, имеющий большое
экономическое значение.
Таблица 2
1.3 Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения свойственны
всем государствам, имеющим административно-территориальное
деление. Российская Федерация в силу
особенностей государственного устройства
имеет развитую систему межбюджетных
отношений федерального типа.
Межбюджетные отношения – это отношения
между органами государственной власти
на различных уровнях, органами местного
самоуправления по поводу формирования
и использования бюджетных средств и обеспечение
бюджетного процесса.