Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:24, курсовая работа
Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, потребовал радикального обновления финансовой системы общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса Российской Федерации, установившего общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации.
Целью курсовой работы является изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА, БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА И БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1. Экономическая сущность и содержание бюджета. Бюджетное устройство 5
1.2. Бюджетное устройство и бюджетная система 9
ГЛАВА 2. РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16
2.1. Бюджетная система дореволюционной России 16
2.2. Бюджетная система СССР 21
2.3. Современное бюджетное устройство Российской Федерации 27
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 46
3.1. Итоги бюджетной политики в 2007 году и в начале 2011 года, основные проблемы, требующие решения 46
3.2.Направления совершенствования бюджетной системы РФ в среднесрочной перспективе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:
ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
средств на оплату по государственным или муниципальным контрактам;
трансфертов населению;
ассигнований на обязательные выплаты населению;
ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий;
ассигнований на компенсацию дополнительных расходов по решениям органов государственной власти;
бюджетных кредитов юридическим лицам;
субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;
межбюджетных трансфертов;
кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;
кредитов иностранным государствам;
средств на обслуживание долговых обязательств.
Финансирование новых видов расходов бюджетов или увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон о бюджете либо в текущем году после внесения изменений в закон о бюджете при наличии дополнительных поступлений в бюджет или при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. В законе о бюджете на очередной финансовый год указывается перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию. В случае, если расходы на реализацию законодательного акта частично обеспечены источниками финансирования в соответствующем законе о бюджете, в законе о бюджете указывается, в какой части не предусмотрено финансирование законодательного акта. Если в процессе исполнения бюджета происходит увеличение объема поступлений доходов бюджета сверх сумм, установленных законом о бюджете на соответствующий год, дополнительные доходы в первоочередном порядке направляются на финансирование расходов, предусмотренных законодательными и нормативными актами, не обеспеченными или обеспеченными частично источниками финансирования в бюджете на соответствующий год.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов, заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров, принятия федеральных законов, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов. Расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита Федерального бюджета. В случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Федеральные законы, предусматривающие предоставление субвенций из Федерального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) и ежегодно вводиться в действие федеральным законом о Федеральном бюджете на очередной финансовый год при условии утверждения данным законом соответствующих субвенций бюджетам субъектов Федерации (местным бюджетам).
Процедуры санкционирования расходов федерального бюджета действуют в целях исключения финансирования расходов, которые не предусмотрены законами о федеральном бюджете или не обеспечены поступлениями доходов и федеральными займами. Порядок и правила санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством. На основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета и ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, доводит объемы бюджетных ассигнований из федерального бюджета до нижестоящих распорядителей и получателей средств федерального бюджета через органы Федерального казначейства.
Санкционирование расходов Федерального бюджета включает:
утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средств Федерального бюджета;
утверждение и доведение до распорядителей и получателей средств Федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств;
принятие денежных обязательств получателями средств Федерального бюджета;
подтверждение денежных обязательств федерального бюджета.
Анализ бюджетных расходов можно проводить в целом, по отраслевому признаку, по статьям затрат. Исходя из функциональной классификации расходов, расходы федерального бюджета представлены в таблице 6.3.2, а их структура – в таблице 7.3.2.
Таблица №6. Динамика расходов Федерального бюджета за 2007-2011 гг. (в млрд. рублей)
Вид расходов | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Государственное управление | 25 | 42 | 56 | 67 | 81 |
Национальная оборона | 192 | 248 | 295 | 356 | 430 |
Правоохранительная деятельность | 105 | 149 | 190 | 248 | 315 |
Фундаментальные исследования | 1 | 24 | 31 | 42 | 47 |
Промышленность | 35 | 44 | 105 | 69 | 81 |
Сельское хозяйство | 13 | 24 | 22 | 32 | 35 |
Образование | 38 | 54 | 82 | 100 | 122 |
Здравоохранение | 17 | 23 | 32 | 39 | 49 |
Социальная политика | 68 | 112 | 485 | 139 | 154 |
Обслуживание государственного долга | 249 | 231 | 230 | 221 | 205 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 101 | 230 | 318 | 796 | 904 |
ВСЕГО расходов | 1 019 | 1 322 | 2 054 | 2 359 | 2 696 |
Таблица №7. Структура функциональных расходов Федерального бюджета за 2007-2011 гг. (в процентах)
Вид расходов | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Государственное управление | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Национальная оборона | 19 | 19 | 14 | 15 | 16 |
Правоохранительная деятельность | 10 | 11 | 9 | 11 | 12 |
Фундаментальные исследования | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Промышленность | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 |
Сельское хозяйство | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 |
Образование | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Здравоохранение | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Социальная политика | 7 | 8 | 24 | 6 | 6 |
Обслуживание государственного долга | 24 | 17 | 11 | 9 | 8 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней | 10 | 17 | 15 | 34 | 34 |
ВСЕГО расходов | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
За прошедшие пять лет расходы на национальную оборону и обеспечение правоохранительной деятельности государства составляли примерно 27 % от всей суммы расходов. Снижалась доля расходов по обслуживанию государственного долга – с 24 % в 2007 г. до 8 % в 2011 г. Финансовая помощь бюджетам других уровней напротив росла – с 10 % в 2007 г. до 34 % в 2011 г.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации закреплены в статье 85 Бюджетного кодекса РФ и возникают в результате:
- принятия законов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Федерации договоров при осуществлении органами государственной власти полномочий по предметам ведения субъектов Федерации;
- принятия законов субъекта Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов;
- принятия нормативных правовых актов субъекта Федерации при осуществлении органами государственной власти субъекта Федерации полномочий, которые в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежат финансовому обеспечению за счет субвенций из Федерального бюджета.
Расходные обязательства субъекта Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Федерации. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, расходные обязательства субъекта Федерации могут исполняться за счет средств соответствующих территориальных государственных внебюджетных фондов. Расходные обязательства субъекта Федерации по предоставлению субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Федерации исполняются путем предоставления местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций. Законы субъекта Федерации, предусматривающие предоставление местным бюджетам субвенций из регионального фонда компенсаций, должны содержать порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований и ежегодно вводиться в действие законом субъекта Федерации о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год.
Органы государственной власти субъекта Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Федерации и работников государственных учреждений субъекта Федерации. Органы государственной власти субъекта Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти.
Органы государственной власти субъекта Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Федерации федеральными законами, законами субъекта Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Расходные обязательства муниципального образования по осуществлению отдельных государственных полномочий устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита соответствующего местного бюджета.
Расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений. В муниципальном образовании, которому предоставляются дотации из бюджета субъекта Федерации или дотации из бюджета муниципального района, размер оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений устанавливается не выше предельных значений, установленных законом субъекта Федерации.
Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Федерации.
Органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти, и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных финансовых средств (за исключением субсидий, субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).
Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации и её развитие