Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить бюджетную систему и бюджетное устройство РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие, сущность и задачи бюджета
Рассмотреть экономическая роль государственного бюджета
Раскрыть понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
Проанализировать бюджет РФ за 2011 и плановый периоды 2012 и 2013 гг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Экономическое содержание бюджета ……………………………… ..5
1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета …………………………………… 5
1.2. Экономическая роль государственного бюджета …………………………7
Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ …………………..14
2.1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации ……………………………………………………………………… 14
2.2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

МАХА бюдж и бюдж устр.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

7. Принцип совокупного покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

8. Принцип гласности означает:

обязательное  опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов  об их исполнении, полноту представления  информации о ходе исполнения или  изменений бюджетов;

обязательную  открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.

10. Принцип адресности и целевого  характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности  и разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы можно отнести собственно к принципам построения системы. Однако именно они определяют бюджетную  систему как единое целое. Остальные  принципы, при всей их важности, больше определяют функционирование бюджета. Особую роль в современных условиях играет принцип единства в бюджетной  системе.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" - свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся  на его территории муниципальных  образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.[1, 54]

 

 

1.2 Структура бюджета РФ

Бюджет  имеет две основные составляющие - это доходная и расходная части. Под доходами понимаются "поступающие  в бюджет денежные средства, за исключением  средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками  финансирования дефицита бюджета". Эти денежные средства поступают  в распоряжение органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления. Существует три типа доходных поступлений:

1. Налоговые  доходы - это зафиксированные в  налоговом законодательстве налоги  и сборы, которые на постоянной  основе поступают в бюджет. В  зависимости от уровня бюджета  различают следующие закрепленные  за этим бюджетом налоги:

a. Федеральные  - налоги и сборы, установленные  федеральными законами и обязательные  к уплате на всей территории  РФ:

· НДС

· Акцизы

· Налог  на прибыль организации

· Налог  на добычу ископаемых

· Водный налог

· Сборы  за пользование объектами животного  мира и объектами водных биологических  ресурсов

· Налог  на доходы физических лиц

· Государственные  пошлины

b. Региональные - налоги и сборы, установленные  федеральными законами и законами  субъектов РФ, обязательные к  уплате на территории соответствующих  субъектов:

· Транспортный налог

· Налог  на имущество организации

· Налог  на игорный бизнес

c. Местные  - налоги и сборы, установленные  федеральными законами и нормативно-правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления:

· Земельный  налог

· Налог  на имущество физического лица

2. Неналоговые  доходы - это поступления, которые  генерируются общественным (государственным  или муниципальным) имуществом, поступления  по операциям от прямого предоставления  государством различных услуг  от продажи товаров, а также  платежи штрафного характера,Бюджетная система Российской Федерации/Под ред.В.Н. Папело А.Н. Голошевская: Учебное пособие. - Новосибирск: СибАГС, 2009. - 347 с. :

a. Доходы  от использования государственного  и муниципального имущества:

· Доходы от сдачи в аренду

· Доходы от продажи

· Доходы от экономической деятельности предприятий

b. Платежи  штрафного характера и административные  сборы

c. Доходы  от платных услуг, оказывающиеся  бюджетными организациями

d. Доходы  в виде заемных средств

e. Доходы  от внешнеэкономической деятельности

f. Платежи  за пользование природными ресурсами  и т.д.

3. Безвозмездные  поступления - это поступающие  в бюджет межбюджетные трансферты  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ, а также безвозмездны, невозвратные, необязательные поступления, полученные от других учреждений государственного управления или международных организаций:

a. Субвенции  из федерального бюджета и  из бюджетов субъектов РФ

b. Дотации,  субсидии и иные трансферты  из других бюджетов бюджетной  системы РФ

c. Безвозмездные  поступления от физических и  юридических лиц, международных  организаций и правительств иностранных  государств, в том числе добровольные  пожертвования.

Безвозмездные поступления - это очень не постоянный источник доходов бюджета, также  как и неналоговые доходы, которые  принято прогнозировать, исходя из поступлений предыдущего финансового  года, с учетом настоящего уровня инфляции, изменений в налоговом законодательстве, если оно имело место быть и  других факторов. Таким образом, основным источником доходов федерального бюджета  являются налоговые поступления, объем  которых можно прогнозировать практически  точно.

Расходы - "выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета". Бюджетный Кодекс РФ ст. 6 В более же широком смысле расходы бюджета - денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетная система Российской Федерации/Под ред. МВ. Романского. О.В. Врублевской: Учебник. - М.: Юрайт. 2008. - 838 с.

В кодексе  установлено, что "формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством  Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов. " Бюджетный Кодекс РФ ст. 65

Следовательно, расходы напрямую зависят от расходных  обязательств, которые в свою очередь, являются обязанностями публично-правового  образования или действующего от его имени казенного учреждения предоставить средства из соответствующего бюджета физическому или юридическому лицу в соответствие с законом, нормативным  правовым актом, договором или соглашением.

Наряду  с расходными обязательствами существуют и расходные полномочия, которыми обладают органы власти, связанные  с реализацией расходных обязательств, в случае если обязательства должны быть исполнены в соответствующем  финансовом году, то они являются бюджетными обязательствами.

Основными статьями расходов в бюджете РФ являются:

· расходы  на общегосударственное управление;

· функционирование федеральной судебной системы;

· осуществление  международной деятельности в общефедеральных  интересах;

· национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

· правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

· фундаментальные  исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· здравоохранение;

· образование;

· физическая культура и спорт;

· обслуживание и погашение государственного долга  РФ;

· охрана окружающей природной среды и  природных ресурсов;

· государственная  поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

· государственная  поддержка атомной энергетики;

· государственная  поддержка отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации;

· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

· исследование и использование космического пространства;

· содержание учреждений, находящихся в федеральной  собственности или в ведении  федеральных органов государственной  власти;

· формирование федеральной собственности;

· компенсация  государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных  пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

· пополнение государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

· проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

· федеральная  инвестиционная программа;

· финансовая поддержка субъектов РФ;

· прочие расходов.

федеральный бюджет российский долг

 

 

2.2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов

Согласно  Бюджетному посланию Президента РФ приоритетным направлением бюджетной политики на 2011-2013 г. г. должно быть "проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов".

Ранее в 2000-е годы, в России наблюдался рост экономики, однако, единственной его  причиной был высокий уровень  цен на сырьевые ресурсы, которые  собственно и стали причиной резкого  сокращения доходов бюджета в 2008 году, когда уровень цен на нефть  упал более чем в два раза. Наряду с прямой причиной возросшего дефицита бюджета в 2008 году, существуют и косвенные  причины - это отсутствие роста отраслей, отвечающих за инновацию и модернизацию экономики, то есть те, которые могли  бы пополнять не нефтегазовые доходы бюджета.

Выявив  такие провалы в структуре  доходов бюджета, одной из основных позиций бюджетной политики на 2011-2013 г. г. стала уменьшение зависимости  бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов, и тем самым, сокращение бюджетного дефицита к 2013 году в два  раза по сравнению с 2009 годом.

В целом  макроэкономические показатели, на основе которых формируется федеральный  бюджет на 2011-2013 г. г., обладают незначительно, но положительной динамикой. Объем  ВВП в 2011 году составит 50 389 млрд. рублей, в 2012 году - 55 950 млрд. рублей, в 2013 году - 61 920 млрд. рублей при темпах роста  соответственно 104,2%, 103,9% и 104,5%. Рост ВВП  в 2011-2013 г. г. будет значительно ниже, чем в докризисный период (в 2003 - 2008 г. г. он составлял в среднем 107%). В 2011-2013 г. г. прогнозируется последовательное снижение целевого показателя инфляции с 6-7% в 2011 году до 5-6% в 2012 году и 4,5-5,5% в 2013 году.

При расчете  проекта федерального бюджета Правительство  Российской Федерации исходило из цен  на нефть марки "Urals" в 75-79 долларов США за баррель, но все же существуют риски падения цены при нестабильности мировой экономики или же замедление темпов ее роста.

Источник: www.minfin.ru

Частично  на снижение дефицита повлияет прекращение  действия антикризисных мер поддержки  экономики, на которые за все три  этапа антикризисной программы  было выделено около 9 трлн. руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование. Но все же часть уже начатых  мер будет продолжать свое существование, например, поддержка рынка труда, автомобильной промышленности, самолетостроения и другие.

Еще один источник покрытия дефицита - это государственные  заимствования, если в 2010 году таковым  источников являлся Резервный Фонд, то, начиная с 2011 года, было принято  решение о постепенном прекращение  использования его как основного  источника. Однако увеличение государственных  займов влечет за собой и рост расходов бюджета за счет обслуживания этого  долга, что при уменьшении дефицита бюджета, будет несколько его  увеличивать обратно. Следовательно, необходимо сокращать расходы федерального бюджета РФ, что и видно из диаграммы. При этом будут урезаны некоторые  статьи расходов. Но учитывая основные цели, отраженные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ, будут оставлены без изменения  или увеличены статьи расходов по следующим направлениям:

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ