Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:38, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить бюджетную систему и бюджетное устройство РФ.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач:
Раскрыть понятие, сущность и задачи бюджета
Рассмотреть экономическая роль государственного бюджета
Раскрыть понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации
Проанализировать бюджет РФ за 2011 и плановый периоды 2012 и 2013 гг.
Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Экономическое содержание бюджета ……………………………… ..5
1.1. Понятие, сущность и задачи бюджета …………………………………… 5
1.2. Экономическая роль государственного бюджета …………………………7
Глава 2. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ …………………..14
2.1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации ……………………………………………………………………… 14
2.2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов………………………………………………………………………...21
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы ……………………………………………………………..
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7. Принцип совокупного покрытия расходов заключается в том, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8. Принцип гласности означает:
обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения или изменений бюджетов;
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей на финансирование определенных целей.
Следует обратить внимание, что из
всех перечисленных принципов только
принципы единства, самостоятельности
и разграничения доходов и
расходов между уровнями бюджетной
системы можно отнести
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.[1, 54]
1.2 Структура бюджета РФ
Бюджет имеет две основные составляющие - это доходная и расходная части. Под доходами понимаются "поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета". Эти денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Существует три типа доходных поступлений:
1. Налоговые
доходы - это зафиксированные в
налоговом законодательстве
a. Федеральные
- налоги и сборы, установленные
федеральными законами и
· НДС
· Акцизы
· Налог на прибыль организации
· Налог на добычу ископаемых
· Водный налог
· Сборы
за пользование объектами
· Налог на доходы физических лиц
· Государственные пошлины
b. Региональные
- налоги и сборы, установленные
федеральными законами и
· Транспортный налог
· Налог на имущество организации
· Налог на игорный бизнес
c. Местные
- налоги и сборы, установленные
федеральными законами и
· Земельный налог
· Налог на имущество физического лица
2. Неналоговые
доходы - это поступления, которые
генерируются общественным (государственным
или муниципальным) имуществом, поступления
по операциям от прямого
a. Доходы
от использования
· Доходы от сдачи в аренду
· Доходы от продажи
· Доходы от экономической деятельности предприятий
b. Платежи
штрафного характера и
c. Доходы
от платных услуг,
d. Доходы в виде заемных средств
e. Доходы
от внешнеэкономической
f. Платежи
за пользование природными
3. Безвозмездные
поступления - это поступающие
в бюджет межбюджетные
a. Субвенции из федерального бюджета и из бюджетов субъектов РФ
b. Дотации, субсидии и иные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ
c. Безвозмездные
поступления от физических и
юридических лиц,
Безвозмездные
поступления - это очень не постоянный
источник доходов бюджета, также
как и неналоговые доходы, которые
принято прогнозировать, исходя из
поступлений предыдущего
Расходы - "выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета". Бюджетный Кодекс РФ ст. 6 В более же широком смысле расходы бюджета - денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня для финансирования задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления. Бюджетная система Российской Федерации/Под ред. МВ. Романского. О.В. Врублевской: Учебник. - М.: Юрайт. 2008. - 838 с.
В кодексе
установлено, что "формирование расходов
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации осуществляется в соответствии
с расходными обязательствами, обусловленными
установленным
Следовательно,
расходы напрямую зависят от расходных
обязательств, которые в свою очередь,
являются обязанностями публично-
Наряду
с расходными обязательствами существуют
и расходные полномочия, которыми
обладают органы власти, связанные
с реализацией расходных
Основными статьями расходов в бюджете РФ являются:
· расходы
на общегосударственное
· функционирование федеральной судебной системы;
· осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
· национальная
оборона и обеспечение
· правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
· здравоохранение;
· образование;
· физическая культура и спорт;
· обслуживание и погашение государственного долга РФ;
· охрана окружающей природной среды и природных ресурсов;
· государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
· государственная поддержка атомной энергетики;
· государственная поддержка отраслей культуры, искусства, кинематографии и средств массовой информации;
· ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
· исследование и использование космического пространства;
· содержание
учреждений, находящихся в федеральной
собственности или в ведении
федеральных органов
· формирование федеральной собственности;
· компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
· пополнение
государственных запасов
· проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
· федеральная инвестиционная программа;
· финансовая поддержка субъектов РФ;
· прочие расходов.
федеральный бюджет российский долг
2.2. Анализ Федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов
Согласно Бюджетному посланию Президента РФ приоритетным направлением бюджетной политики на 2011-2013 г. г. должно быть "проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов".
Ранее в 2000-е годы, в России наблюдался рост экономики, однако, единственной его причиной был высокий уровень цен на сырьевые ресурсы, которые собственно и стали причиной резкого сокращения доходов бюджета в 2008 году, когда уровень цен на нефть упал более чем в два раза. Наряду с прямой причиной возросшего дефицита бюджета в 2008 году, существуют и косвенные причины - это отсутствие роста отраслей, отвечающих за инновацию и модернизацию экономики, то есть те, которые могли бы пополнять не нефтегазовые доходы бюджета.
Выявив такие провалы в структуре доходов бюджета, одной из основных позиций бюджетной политики на 2011-2013 г. г. стала уменьшение зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов, и тем самым, сокращение бюджетного дефицита к 2013 году в два раза по сравнению с 2009 годом.
В целом
макроэкономические показатели, на основе
которых формируется
При расчете проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации исходило из цен на нефть марки "Urals" в 75-79 долларов США за баррель, но все же существуют риски падения цены при нестабильности мировой экономики или же замедление темпов ее роста.
Источник: www.minfin.ru
Частично
на снижение дефицита повлияет прекращение
действия антикризисных мер поддержки
экономики, на которые за все три
этапа антикризисной программы
было выделено около 9 трлн. руб., из которых
60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные
кредиты и безвозмездное
Еще один
источник покрытия дефицита - это государственные
заимствования, если в 2010 году таковым
источников являлся Резервный Фонд,
то, начиная с 2011 года, было принято
решение о постепенном
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ