Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:27, контрольная работа
Цель данной работы – это анализ бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели, будут рассмотрены следующие вопросы:
- понятие и содержание бюджетного процесса,
- принципы и задачи бюджетного процесса.
ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………………………… 3
1. Понятие и содержание бюджетного процесса…………………………………..4
2. Принципы и задачи бюджетного процесса……………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………….…12
Практическое задание……………………………………………………...………13
Список использованной литературы ………………………………………….….45
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Кафедра финансов, бюджета и страхования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Тема «Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации»
Вариант № 3
Выполнил:
Липецк – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ….……………………………………………………
1. Понятие и
содержание бюджетного
2. Принципы и задачи бюджетного процесса……………………………………...8
Заключение……………………………………………………
Практическое
задание……………………………………………………...
Список использованной литературы ………………………………………….….45
ВВЕДЕНИЕ
Политическую деятельность в различных сферах общественной жизни осуществляет государство в процессе своего функционирования. Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику. В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая, инвестиционная и таможенная политика. Бюджетная политика является одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций при формировании государственного бюджета на предстоящие годы. Бюджетная политика государства определяется Конституцией РФ, Бюджетным Кодексом РФ, другими законодательными актами, определяющими форму бюджетного устройства страны и регламентирующими весь бюджетный процесс.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Цель данной работы – это анализ бюджетного процесса.
Для достижения поставленной цели, будут рассмотрены следующие вопросы:
- понятие и
содержание бюджетного
- принципы и задачи бюджетного процесса.
1. Понятие и содержание бюджетного процесса
Понятие бюджетный процесс определяет регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности [1].
Участники бюджетного процесса:
- Президент Российской Федерации;
- высшее должностное
лицо субъекта Российской
- законодательные
(представительные) органы государственной
власти и представительные
- исполнительные
органы государственной власти (исполнительно-
- Центральный банк Российской Федерации;
- органы государственного (муниципального) финансового контроля;
- органы управления
государственными
- главные распорядители
(распорядители) бюджетных
- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;
- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;
- получатели бюджетных средств [1].
Законодательными органами являются Федеральное Собрание РФ, представительные органы государственной власти республик в составе РФ, других субъектов РФ, а также местные органы самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют контроль за их исполнением, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета.
Исполнительными органами являются Правительство РФ, советы министров республик в составе РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и местных исполнительных органов.
Функции исполнительных органов:
- составление
проекта бюджета и его
- предоставление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов.
На Министерство финансов РФ возложена организационная, методическая и практическая работа по составлению и исполнению бюджета.
Контрольно-счетный органы (Счетная палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов [4, с.98].
Главный распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями средств.
Распорядитель бюджетных средств – это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование средств.
Бюджетополучатель – это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая в сметном порядке из бюджета.
Выделим следующие черты бюджетного процесса.
Во-первых, бюджетный
процесс - это важнейшее направление
финансовой деятельности государства
и муниципальных образований. Аккумулирование, распределение и использование
денежных фондов публичных образований
производится только в процессуальной
форме. Бюджетный процесс включает в себя
правотворческую (законотворческую) деятельность
по подготовке проектов (решений) о бюджете,
их рассмотрению и утверждению, составлению,
рассмотрению и утверждению отчетов об
исполнении бюджетов, организационно-
Во-вторых, бюджетный процесс осуществляется строго определенным кругом субъектов, которые получили название участников бюджетного процесса. Каждый из них наделен определенным кругом полномочий, которые реализуются на одной или нескольких стадиях бюджетного процесса. Правовое положение участников бюджетного процесса определяется нормами бюджетного законодательства.
В-третьих, бюджетный процесс разделен на стадии, последовательно сменяющие друг друга и направленные на решение определенных задач.
В-четвертых, бюджетный процесс урегулирован нормами законодательства. Его правовую основу составляют нормы Конституции Российской Федерации. Они в первую очередь определяют компетенцию органов государственной власти различных уровней и муниципальных образований в бюджетном процессе. Так, в соответствии с п. "з" ст. 71 Конституции Российской Федерации федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, а также федеральные фонды регионального развития находятся в исключительном ведении Российской Федерации. К полномочиям Правительства России отнесена разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения, отчета об исполнении федерального бюджета (п. "а" ст. 114 Конституции Российской Федерации). К компетенции органов местного самоуправления, в свою очередь, отнесено самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов (ст. 132 Конституции Российской Федерации). Основы бюджетного процесса заложены также в уставах и конституциях субъектов Российской Федерации, в уставах муниципальных образований.
Стадии бюджетного процесса:
а) составление проектов бюджетов. На этой стадии производится сбор информации о социально-экономическом состоянии той или иной территории (Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования), ее потенциале, о потребностях субъектов публичного права в финансировании, о принятых расходных обязательствах государства и муниципальных образований. На основе собранных сведений прогнозируются возможности аккумулирования денежных средств, а также потребности в их распределении и использовании;
б) рассмотрение и утверждение законов (решений) о бюджете. На данной стадии план аккумулирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и муниципальных образований приобретает юридическую силу, становится обязательным для всех, кому он адресован. Если разработка проектов бюджетов - это прерогатива высших органов исполнительной власти, то рассмотрение и утверждение бюджетов находятся в исключительной компетенции органов законодательной (представительной) власти всех уровней. В сущности, право формировать денежные фонды публичных образований и определять основные направления их использования принадлежит народу в лице его представителей в законодательных (представительных) органах власти. При рассмотрении проектов бюджетов согласуются интересы различных политических групп, которые по-разному видят приоритеты государственного и муниципального развития и соответствующее этим приоритетам финансирование. Результатом согласования этих позиций и становится утвержденный закон (решение) о бюджете;
в) исполнение законов (решений) о бюджете. На стадии исполнения закона (решения) о бюджете основные финансовые планы государства (муниципальных образований) воплощаются в жизнь; формируются и расходуются доходы на цели, определенные в законе (решении) о бюджете;
г) составление и утверждение бюджетной отчетности. Бюджетная отчетность отражает результаты исполнения законов (решений) о бюджете и необходима для контролирования правильности формирования, эффективности и целевого характера использования бюджетных средств. При этом приоритетное направление контроля над исполнением бюджета - определение результативности расходования бюджетных средств. В качестве такого результата выступает достижение получателями средств бюджетов общественно значимых целей, на которые были выделены средства. Для этого разрабатываются и утверждаются целевые показатели деятельности различных бюджетополучателей.
Утверждение бюджетной
отчетности, так же как и утверждение
законов (решений) о бюджете, - это
прерогатива органов
Все стадии бюджетного процесса являются обязательными, время, круг участников, их полномочия и решаемые задачи строго согласованы.
2 Принципы и задачи бюджетного процесса
Главные принципы, на которых основан Бюджетный процесс в Российской Федерации:
а) принцип единства системы бюджетного процесса, заключающийся в том, что бюджетный процесс регламентируется едиными нормативными правовыми актами, прежде всего Бюджетным кодексом РФ, состоит из одинаковых стадий на всех уровнях бюджетной системы, означает единство системы органов власти, участвующих в нем;
б) принцип самостоятельности
публичных образований в
в) балансовый метод - установление правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов, а также натуральными и финансовыми показателями. Метод создает устойчивость бюджета, обеспечивает сохранение необходимых пропорций в распределении средств [3, с 231].
Задачами бюджетного процесса являются:
- выявление
материальных и финансовых
- максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;
- обеспечение
- согласование
бюджетной политики с
- осуществление
бюджетного регулирования в
Этапы Бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает следующие этапы:
- сводное финансовое планирование и прогнозирование;
- составление
перспективного финансового
- составление,
рассмотрение и утверждение
После составления
проекта бюджета с замечаниями
и предложениями депутатов
Первое чтение.
При рассмотрении проекта федерального
закона о федеральном бюджете
на планируемый год в первом чтении
Государственная Дума до 20 сентября
рассматривает концепцию и
Информация о работе Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации