Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:14, дипломная работа
Поэтому основной целью дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов системы формировании и регулировании муниципальных бюджетов на примере муниципального образования – ГО «Поронайский» Сахалинской области и разработка на этой основе предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом:
- выявление роли местных бюджетов в бюджетной системе РФ;
- изучение структуры местных бюджетов;
- определение места местных бюджетов в системе межбюджетных отношений;
- проведение анализа формирования доходов и расходов бюджета на примере муниципального образования ГО «Поронайский»;
- разработка предложений по совершенствованию системы формирования и регулировании муниципальных бюджетов.
Введение 7
1 Теоретические аспекты формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 10
1.1 Экономическое содержание и назначение местных бюджетов 10
1.2 Система формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований 17
1.3 Становление и развитие системы местных бюджетов 30
2 Анализ формирования и регулирования бюджетов муниципальных образований (на примере бюджета ГО «Поронайский») 44
2.1 Общая характеристика бюджета муниципального образования 44
2.2 Анализ исполнения доходной части бюджета 54
2.3 Анализ исполнения расходной части муниципального бюджета 62
3 Направления совершенствования системы формировании и регулирования бюджетов муниципальных образований 66
3.1 Совершенствование системы формирования бюджетов МО 66
3.2 Совершенствование межбюджетных отношений в современных
условиях 81
Заключение 87
Список использованных источников 91
Необходимость усиления социальной направленности всего общественного развития требует сегодня больше средств направлять в социальную сферу, обеспечивая ускоренные темпы ее роста. Вместе с тем, кризисное состояние экономики, десятилетиями длящееся отставание аграрного сектора обусловливают необходимость бюджетных вложений и в отрасли материального производства.
Высокий уровень дефицита бюджетов муниципальных образований вызывает необходимость предоставления бюджетных кредитов из областного бюджета территориям на временный кассовый разрыв. Бюджетные кредиты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований и сельхозпроизводителям, отвлекают средства из областного бюджета. Следствием этого является недофинансирование областных учреждений и мероприятий и привлечение бюджетных ссуд из федерального бюджета. Процесс реформирования местного самоуправления продолжается уже 3-й год.
Проведенный анализ исполнения бюджета «ГО «Поронайский»» за 2007 – 2009 гг. свидетельствует о росте собственных доходов местных бюджетов по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Главными причинами увеличения являются повышение поступлений налога на доходы физических лиц в связи с ростом заработной платы, а также уплата налога на землю за 2008 год в первом полугодии 2009 года. Кроме того, следует отметить и усилия органов местного самоуправления по совершенствованию администрирования платежей в местные бюджеты. Рост собственных доходов позволил сократить как кредиторскую задолженность местных бюджетов, так и задолженность муниципальных образований по бюджетным кредитам.
Вместе с тем, по-прежнему остается значительной доля финансовой помощи в структуре доходов бюджетов муниципальных районов (71% доходов бюджетов муниципальных районов) и поселений (57% доходов бюджетов поселений), что свидетельствует о крайне низкой степени развития налогооблагаемой базы бюджетов муниципальных образований и их значительной зависимости от вышестоящих бюджетов.
Очевидно, что для обеспечения
дальнейшего роста собственных
доходов местных бюджетов и укрепления
финансовой самостоятельности
В таблице 2.1 представлены основные параметры основных показателей городского бюджета ГО «Поронайский»: доходы, расходы, профицит (дефицит) бюджета.
Таблица 2.1 – Анализ динамики основных показателей городского бюджета ГО «Поронайский» за 2007 – 2009 гг.
Показатели |
Значение |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008/2007 |
2009/2008 |
2008/2007 |
2009/2008 | |
Доходы |
233117 |
257414 |
310538 |
+24 297 |
+53 124 |
110,4 |
120,6 |
Расходы |
237873 |
262036 |
308199 |
+ 24 163 |
+46 163 |
110,15 |
117,6 |
Профицит (дефицит) |
-4 756 |
-4 622 |
2 339 |
+140 |
+6961 |
- |
- |
Как видно из таблицы 2.1 в 2007 г. доходы увеличились по сравнению с 2008 г. на 53 124 тыс. руб. или на 20,6 %, что превышает уровень роста доходов предыдущего года (10,4 %). Более наглядно динамика доходной и расходной части бюджета представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Динамика основных показателей городского бюджета ГО «Поронайский», тыс. руб.
Расходы также имеют тенденцию ежегодно увеличиваться, так, в 2008 г. по сравнению с 2007 г. они возросли на 24 163 тыс. руб. или на 10,15 %, а в 2009 г. – на 46 163 тыс. руб. или на 17,6 %. Если в 2007 – 2008 гг. бюджет был дефицитным, то в 2009 г. профицит составил 2 339 тыс. руб.
Существующие финансово-
2.2
Анализ исполнения доходной
Проанализируем структуру доходов бюджета муниципального ГО «Поронайский» в 2007 – 2009 гг (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Структура и динамика доходов городского бюджета ГО «Поронайский» за 2007- 2009 годы
Показатели |
Значение |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % | |||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 |
2008/2007 |
2009/ 2008 | ||||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |||||
Налоговые доходы |
63166 |
27 |
30314 |
11,8 |
27432 |
8,8 |
-32852 |
-2882 |
-48,0 |
90,0 |
Неналоговые доходы |
4456 |
2,0 |
6707 |
2,6 |
9609 |
3,1 |
+2251 |
+2902 |
151,0 |
145,6 |
Безвозмездные поступления |
165495 |
71 |
220393 |
85,6 |
273497 |
88,1 |
+54898 |
+53104 |
133,1 |
124,1 |
Как видно из таблицы 2.2, на протяжении всего рассматриваемого периода удельный вес налоговых доходов постоянно снижается. За период 2007 – 2009 гг. их размер снизился в 2,4 раза. Такое снижение обусловлено, прежде всего, изменением нормативов отчислений.
Более наглядно структура
Рисунок 2 – Структура доходов городского бюджета ГО «Поронайский» за 2007- 2009 годы, %
Удельный вес неналоговых
доходов увеличился с 2,0 до 3,1 % в общей
структуре доходов бюджета
Более наглядно динамика доходов отражена на рисунке 3.
Рисунок 3 – Динамика доходов городского бюджета ГО «Поронайский», тыс. руб.
Как видно из рисунка 2, за анализируемый период темпы роста доходов бюджета составили – 100%.
В таблице 2.3 представлена динамика
и структура налоговых
Таблица 2.3 - Структура и динамика налоговых доходов бюджета ГО «Поронайский» за 2007- 2009 годы
Показатели |
Значение |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % | |||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008/ 2007 |
2009/ 2008 |
2008/2007 |
2009/ 2008 | ||||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |||||
Налог на прибыль, доходы |
47738 |
75,5 |
20667 |
68,1 |
23364 |
85,1 |
-27071 |
+2697 |
43,3 |
113 |
Налог на совокупный доход |
1641 |
2,6 |
3372 |
11,1 |
4079 |
14,8 |
+1731 |
+707 |
205,5 |
121 |
Налоги на имущество |
9102 |
14,4 |
4739 |
15,6 |
48 |
0,17 |
-4363 |
-4691 |
52 |
1 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
4685 |
7,4 |
1536 |
5 |
-59 |
-0,21 |
-3149 |
-1595 |
32,8 |
- |
Итого налоговые доходы |
63166 |
100 |
30314 |
100 |
27432 |
100 |
-32852 |
-2882 |
-48,0 |
90,0 |
На протяжении всего анализируемого периода в структуре налоговых доходов наибольший удельный вес занимают налоги на прибыль и доходы.
Наибольший удельный вес (59,6 %) в структуре доходов городского бюджета занимает налог на доходы физических лиц. Динамика поступления данного налога отражает общие тенденции, характерные для поступления собственных доходов в целом. Если в 2008 году поступление НДФЛ составило 20413 тыс. рублей, что составляет 79,1 % к плановым назначениям 2008 года (25816 тыс. рублей), 57,9 % к уровню 2007 года, то в 2009 году поступило НДФЛ в объеме 22093, что составляет 90,7 % к годовым плановым назначениям и 108,2 % к уровню прошлого года.
В таблице 2.4 представлена структура неналоговых доходов бюджета.
Таблица 2.4 – Анализ неналоговых доходов городского бюджета ГО «Поронайский»
Наименование показателя |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Темп роста, % |
Тыс. руб. |
% |
Темп роста, % | |
Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности |
4131 |
92,7 |
6157 |
91,8 |
149 |
8994 |
93,6 |
146 |
Штрафы, санкции |
138 |
3,1 |
275 |
4,1 |
200 |
365 |
3,8 |
132,7 |
Прочие неналоговые доходы |
187 |
4,2 |
275 |
4,1 |
147 |
250 |
2,6 |
91 |
Итого неналоговых доходов |
4456 |
100 |
6707 |
100 |
150,5 |
9609 |
100 |
143,3 |
Наибольший удельный вес в структуре неналоговых доходов занимают доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Доходы от эффективного управления муниципальным имуществом составляют в 2009 году - 7695 тыс. рублей, что на 2480 тыс. рублей или 47,6 % больше уровня 2008 года (в 2008 году - 5215 тыс. рублей, что в 8 раз больше уровня 2007 года). Удельный вес указанных доходов в структуре собственных доходов возрос с 11,6 % в 2008 году до 20,8 % в 2009 году. Однако он еще недостаточно высок.
Увеличение доходов от использования муниципального имущества осуществлено за счет заключения договоров аренды на конкурсной основе, совершенствования методики определения арендной платы за пользование имуществом и механизмов администрирования указанных платежей.
В силу сложившегося уровня экономического развития городской бюджет ГО «Поронайский» высокодотационен. Удельный вес финансовой помощи в доходах бюджета составляет: 2007 год - 71 %, 2008 год - 85,6 %, 2009 год -88,0 %. Высокий уровень дотационности бюджета обусловлен не только снижением налогового потенциала на территории ГО «Поронайский». За последние года изменения нормативов распределения налогов и законодательства в пользу федерального бюджета привели к тому, что доходы местного самоуправления формируются фактически по остаточному принципу. При этом происходит замена собственных доходов территории финансовой помощью. Кроме того, передача муниципальному району субвенций на исполнение отдельных государственных полномочий также влечет рост дотационности территории.
Состав и структура безвозмездных поступлений в бюджет ГО «Поронайский» отражены в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Состав и структура безвозмездных поступлений ГО «Поронайский» за 2007-2009 годы
Показатели |
Значение |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % | |||||||
2007 |
2008 |
2009 |
2008/ 2007 |
2009/2008 |
2008/2007 |
2009/ 2008 | ||||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |||||
Дотации |
64278 |
38,8 |
69501 |
31,5 |
51125 |
18,7 |
+5223 |
-18376 |
108,0 |
73,6 |
Субвенции |
71351 |
43,2 |
104880 |
47,6 |
136591 |
50,0 |
+33529 |
+31711 |
147,0 |
130,2 |
Средства, получаемые по взаимным расчетам |
4031 |
2,4 |
443 |
0,2 |
- |
- |
-3588 |
- |
11,0 |
- |
Субсидии |
25835 |
15,6 |
45569 |
20,7 |
84849 |
31,0 |
+19734 |
+39280 |
176,4 |
186,2 |
Прочие безвозмездные |
- |
- |
- |
- |
932 |
0,3 |
- |
+932 |
- |
- |
Итого безвозмездные поступления |
165495 |
100 |
220393 |
100 |
273497 |
100 |
+54898 |
+53104 |
133,1 |
124,1 |