Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 13:55, курсовая работа
юджетная система основывается на взаимосвязи бюджетов всех уровней, что происходит при помощи использования регулируемых доходных источников, создания целевых и региональных бюджетных фондов, их частичного перераспределения. Это важное положение реализуется через систему налогов, которые регулируют объемы поступлений финансовых ресурсов, между государством и его регионами, а также в целом по территории России. Необходимость такой системы возникает в результате того, что в рамках страны существует разница в финансовой обеспеченности регионов как последствие ряда объективных причин, связанных с их экономическим и географическим положением. Независимость бюджетов обеспечивается присутствием источников доходов и правом выбирать направление их использования и затрат.
2. Периодичность составления.
Бюджетный период должен
иметь определенную
уже стратегической перспективой, разрабатывают квартальные
бюджеты. По многим причинам помесячные суммы в годовом бюджете почти никогда не равняются общих доходов и затрат.
Это происходит как по причине инфляции (рост цен за год), так и по причине сезонности (особенно заметно это для таких статей, как затраты на отопление), а также по множеству других мелких причин.
3. Прогнозный характер.
В основе бюджета лежат
прогнозные значения будущих
доходов и затрат. Обзор методов
прогнозирования может
4. Многовариантность (в отличие от прогноза).
В отличие от прогноза,
который имеет дело лишь с
наиболее вероятными
5. Значимость информации.
Не имеет смысла пытаться
отразить в бюджете каждую
статью расходов. В соответствии
с концепцией соотнесения
6. Пригодность для принятия управленческих решений.
В отличие от бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и многих других форм бухгалтерской отчетности, бюджет не имеет
стандартизированной формы представления.
Его форма и содержание зависят
от потребностей самой организации,
особенностей ее деятельности, масштабов
и организации процесса бюджетирования.
Однако, какая бы форма бюджетов
ни практиковалась в компании, есть
одно необходимое условие —
дополнительных ресурсов, пересмотр практики договорных отношений с контрагентами, приостановка или увеличение выпуска и т. п.
7. Учет факторов и внешней, и внутренней бизнес-среды.
При разработке бюджетов учитываются не только внешние факторы (цены, рыночная ситуация, технологические ограничения), но и
факторы, поддающиеся внутреннему контролю самой организации (нормативы использования ресурсов, практика платежных отношений и т. д.). Внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на показатели деятельности организации и соответственно ее планы
Учет бизнес-структуры организации. Очевидно, что система бюджетирования в больших организациях должна быть более
сложной и разветвленной, нежели в небольших фирмах, однако дело не только в масштабах. Организациям с разной структурой требуются и различные системы планирования, в том числе и
бюджетного. Про систему бюджетов
можно сказать, например, бюджетирование
по функциям неприемлемо для матричных
структур, а нормативы трудно использовать
в организациях непроизводственной
сферы или там, где производится
уникальная невещественная продукция.
Однако для любой организации
можно разработать систему
8. Согласованность действий на разных уровнях организации.
Процесс разработки
и утверждения бюджетов — это
цепь договоренностей и
Бюджеты готовят не
отделы и группы, а люди. В этот
процесс бывают вовлечено
один год. Однако, поскольку и экономическая ситуация, и сама система бюджетирования непрерывно меняются, такой процесс вполне естествен.
2. Методы составления и виды бюджетов, их взаимосвязь
2.1. Методы составления и виды бюджетов
Методы, используемые в бюджетировании,
не зависят от функций данной системы,
которые можно подразделить на планирующие,
учетные, контролирующие, аналитические.
При бюджетном планировании широко
используются прогностические и
статистические методы, бюджетный метод;
при бюджетном контроле, учете
и анализе — методы финансового
и управленческого учета
Бюджет можно представить и как финансовый документ, созданный до того, как предполагаемые действия будут выполняться. Иногда его называют финансовым планом действий, прогнозом будущих финансовых операций. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения, каждого центра ответственности и всего предприятия в целом. Это сумма предвиденных затрат и результатов, скоординированных и рассчитанных в соответствии с прогнозными оценками.
Бюджет предприятия не имеет
формализованной стандартной
Цифры в бюджетах не должны быть как слишком жесткими, так и неоправданно заниженными. Они должны быть реалистичными, достижимыми и по возможности документально обоснованными. Необходимо стремиться к тому, чтобы информация, содержащаяся в бюджете, была максимально точной, определенной и значимой для ее пользователя. В этом документе могут содержаться данные о выручке и затратах, доходах и расходах, которые могут быть не всегда сбалансированными. При разработке бюджета используют не только стоимостные, но и натуральные показатели. Бюджет должен иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим обстоятельствам. По мнению специалистов, эффективный бюджет должен обладать следующими свойствами:
• предоставлять возможность прогнозирования;
• иметь четко определенную систему движения информации, распределения полномочий и ответственности за ее формирование и представление;
• содержать подробную, точную и своевременную информацию;
• предоставлять возможность сравнения;
• быть приемлемым для всех заинтересованных лиц внутри организации.
Существует достаточно большое разнообразие бюджетов, которые можно сгруппировать определенным образом. Обычно для этого используют следующие классификационные признаки:
• степень обобщения информации;
• периодичность предоставления;
• способ планирования;
• механизм использования.
По степени обобщения
В результате составления главного бюджета создаются: прогнозный баланс, прогноз (бюджет) прибылей и убытков, прогноз (бюджет) движения денежных средств. В начале отчетного периода генеральный бюджет представляет собой заданный стандарт результатов деятельности, а в конце его — измеритель, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными. Главный бюджет включает операционный и финансовый бюджеты.
Операционный бюджет — часть главного бюджета, которая детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков.
Финансовый бюджет также является частью главного бюджета, который прогнозирует денежные потоки организации. Обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени.
Кроме бюджетов структурных подразделений
составляются специальные бюджеты
для отдельных видов
В зависимости от периода составления бюджеты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Краткосрочный бюджет составляется на период до года, среднесрочный на два-три года, долгосрочный — на 3 года и более. Краткосрочный бюджет предполагает более подробное планирование, среднесрочный — сочетает планы по достижению долгосрочных целей и анализ текущей ситуации, долгосрочный бюджет носит прикидочный характер и детализируется с помощью краткосрочных планов и бюджетов.
Для большинства зарубежных компаний бюджетным периодом является месяц (квартал, год), но некоторые компании используют в качестве бюджетного периода неделю, декаду, полугодие, несколько лет (например, в строительстве).
Таким образом, бюджетирование может
включать любой временной период,
причем чем больший интервал охватывает
бюджет, тем он менее надежен, особенно
в условиях нестабильности и неопределенности.
В основном период составления бюджета
зависит от особенностей бизнеса, уровня
детализации показателей и
По способу планирования бюджеты следует подразделять на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет разрабатывается на годовой основе с разбивкой по кварталам, месяцам, но может использовать и метод непрерывного планирования, формировать так называемые скользящие бюджеты, когда к текущему периоду добавляется новый, охватывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие изменения. Скользящие бюджеты исходят из того, что планирование — это не единовременное событие, которое происходит один раз в году, когда составляют бюджет, а непрерывный процесс, при котором руководители постоянно должны смотреть вперед и пересматривать планы с учетом новых обстоятельств.
По механизму использования выделяются статический, гибкий и специальный бюджеты.
Статический бюджет - бюджет, рассчитанный
на конкретный уровень деловой активности
организации. Показатели такого бюджета
соответствуют нормальному
Гибкий бюджет-это бюджет, который
составляется не для конкретного
уровня деловой активности, а для
определенного его диапазона. Поэтому
им предусматривается несколько
альтернативных вариантов объема продаж
или другой деятельности и соответственно
определенные уровни затрат. Гибкий бюджет
в наибольшей степени приемлем для
ситуаций, связанных с разнообразной
деятельностью и