Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджета и бюджетной системы РФ.
В соответствии с темой курсовой работы сформулируем следующие задачи:
1.Изучить экономические и организационно - правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
2.Дать характеристику бюджетной системы России;
3.Рассмотреть проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации………………………….5
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………...5
1.2.Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления…9
1.3.Принципы построения бюджетной системы……………………………16
1.4.Бюджетная классификация в Российской Федерации………………….20
2.Характеристика бюджетной системы России………………………………23
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………..23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ (на примере бюджета Кировской области)………………………………………………………...27
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления (на примере бюджета города Кирова)………………….30
2.4.Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации…..33
3.Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения………………………………………………………………………………...38
3.1.Укрепление доходной базы и реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………...38
3.2.Проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………...40
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в Российской Федерации……………………………………43
Заключение……………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………
Бюджетным кодексом РФ (гл.5) законодательно закреплено, что бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
1. Принцип единства бюджетной системы заключается как в единообразном порядке составления бюджета, так и в едином бюджетном документе. Бюджет должен быть только один, и в нем отражаются все доходы и расходы государства. Единство предполагает сопоставимость частей бюджета между собой. Для этого применяется единая бюджетная классификация, т.е. группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам. Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается единством правовой базы, форм бюджетной документации, денежной системы, принципов организации бюджетного процесса, гарантирующими единый порядок применения санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Единство бюджетной системы обеспечивается управлением государственным бюджетом и реализуется через единую социально-экономическую, включая бюджетную, налоговую и фискальную политику государства.
2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджета между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления.
3. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
- право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня;
- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
4. Равенство бюджетных
прав субъектов РФ и
5. Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме.
6. Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
7. Принцип общего покрытия расходов бюджета означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами и источниками финансирования дефицитов бюджета, кроме:
- субвенции и субсидии;
- целевых инвестиционных кредитов;
- добровольных взносов и доходов самовложения граждан;
- расходы, осуществляемые за пределами РФ.
8. Результативность и
эффективность использования
9. Принцип прозрачности бюджета означает:
- обязательное опубликование
в средствах массовой
- доступность сведений
о бюджетах в части процедур
рассмотрения и принятия
Данный принцип нарушается в отношении федерального бюджета в части секретных статей.
10. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей социально-экономического развития и реальность расчета доходов и расходов бюджета.
11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
12. Принцип подведомственности расходов бюджета означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя бюджетных средств), в ведение которого они находятся (только одного).
13. Принцип единства
кассы означает зачисление
1.4.Бюджетная классификация в Российской Федерации
Важнейшим условием обеспечения единства системы бюджетного учета является его организация в разрезе статей бюджетной классификации.
Бюджетная классификация - законодательно устанавливаемая группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемая для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.
Разработка и применение
Бюджетной классификации
1. Контроль за составом
и структурой доходов и
2. Получение сводной бюджетной информации, сопоставимой по всем уровням бюджетной системы;
3. Формирование инструментов контроля бюджетного процесса;
4. Формирование механизма реализации принципа единства бюджетной системы страны.
Бюджетная классификация включает несколько видов классификаций:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
- классификацию источников
внешнего финансирования
- классификацию видов
государственных внутренних
- классификацию видов
государственных внешних
- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета;
- структура расходов
бюджетов субъектов РФ и
Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ и органы власти местного самоуправления утверждают бюджетную классификацию соответствующих бюджетов, основываясь на единой структуре Бюджетной классификации РФ. Они вправе производить дальнейшую детализацию объектов классификации в соответствии с общими принципами построения Бюджетной классификации РФ.
Таким образом, каждое государство
имеет свою организацию бюджетной
системы и принципы ее построения,
т.е. бюджетное устройство. Бюджетное
устройство страны определяется её государственным
(административно-
2.Характеристика бюджетной системы России
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы Российской Федерации
Федеральный бюджет является ведущим звеном в бюджетной системе, формируемый, как централизованный финансовый фонд, с целью выполнения государством их обязанностей и обеспечения общегосударственных мероприятий.
Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. В нем фиксируются не только цифровые показатели доходов и расходов, но и все остальные параметры экономического развития.
Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса РФ, к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы;
- таможенные пошлины и сборы;
- пени и штрафы.
Согласно статье 51 Бюджетного кодекса РФ, к неналоговым доходам федерального бюджета относятся:
- доходы от использования
имущества, находящегося в
- доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными
- часть прибыли унитарных
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иные неналоговые доходы. [1]
В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Кодекса, в доходах федерального бюджета учитываются также прибыль Банка России и доходы от внешнеэкономической деятельности. [1]
К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят:
- безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;
- безвозмездные перечисления
- перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве. [4]
Расходы бюджета представляют
собой распределение и
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1. По экономической роли в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2. По функциональному назначению - на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.
Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.