Бюджет и бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение бюджета и бюджетной системы РФ.
В соответствии с темой курсовой работы сформулируем следующие задачи:
1.Изучить экономические и организационно - правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
2.Дать характеристику бюджетной системы России;
3.Рассмотреть проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации………………………….5
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………...5
1.2.Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления…9
1.3.Принципы построения бюджетной системы……………………………16
1.4.Бюджетная классификация в Российской Федерации………………….20
2.Характеристика бюджетной системы России………………………………23
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………..23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ (на примере бюджета Кировской области)………………………………………………………...27
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления (на примере бюджета города Кирова)………………….30
2.4.Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации…..33
3.Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения………………………………………………………………………………...38
3.1.Укрепление доходной базы и реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………...38
3.2.Проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………...40
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в Российской Федерации……………………………………43
Заключение……………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая БС.doc

— 733.00 Кб (Скачать файл)

В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы на образование, ЖКХ, здравоохранение. В 2009 г. на 98,48% были увеличены расходы на национальную экономику. Однако по многим статьям наблюдается сокращение расходов - в наибольшей степени по национальной безопасности и правоохранительной деятельности. Положительным является факт сокращения расходов на общегосударственные вопросы.

По итогам заключения на отчет об исполнении бюджета муниципального образования "Город Киров" за 2009 г. контрольно-счетной палатой г. Кирова были выдвинуты предложения  по более качественному планированию и исполнению бюджета, осуществлению его в строгом соответствии с бюджетным законодательством; обеспечению качественного составления и приемку бюджетной отчетности от главных распорядителей бюджетных средств; активизации работы по снижению кредиторской задолженности и взысканию дебиторской задолженности; повышению ответственности должностных лиц за исполнением бюджета и др. [21]

 

2.4.Государственные  внебюджетные фонды в Российской  Федерации

 

Государственные внебюджетные фонды представляют собой целевые централизованные фонды финансовых ресурсов, формируемые за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Государственные федеральные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности. Доходы и расходы государственного внебюджетного фонда образуют его бюджет, предназначенный для финансового обеспечения выполняемых задач и функций. [4]

Пенсионный фонд обеспечивает выполнение следующих основных функций  в пенсионной системе:

- сбор и аккумуляция  страховых взносов от плательщиков  в соответствии со страховыми  тарифами, принятыми в законодательном порядке;

- финансирование выплаты  пенсий.

Средства ПФР формируются  за счет:

- страховых взносов  работодателей;

- страховых взносов  граждан, занимающихся индивидуальной  трудовой деятельностью, в том  числе фермеров и адвокатов;

- страховых взносов иных категорий работающих граждан;

- ассигнований из республиканского  бюджета РФ на выплату отдельным  категориям лиц;

- средств, возмещаемых  ПФР Государственным фондом занятости  населения Российской Федерации  в связи с назначением досрочных  пенсий безработным;

- средств, взыскиваемых  с работодателей и граждан  в результате предъявления регрессных  требований;

- добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц,  а также доходов от капитализации  средств ПФР и других поступлений.

Фонд социального страхования  РФ (ФСС) создан в целях обеспечения  государственных гарантий в системе  социального страхования и повышения  контроля за правильным и эффективным  расходованием средств социального  страхования.

Средства ФСС образуются за счет:

- страховых взносов предприятий, учреждений, иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;

- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;

- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда;

- добровольных взносов граждан и юридических лиц;

- ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;

- прочих доходов (сумм, полученных в установленном порядке за путевки, оплаченные за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям и других).

Средства ФСС расходуются  на выплаты различных пособий (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, единовременно при рождении ребенка, на погребение), финансирование санаторно-курортного обслуживания трудящихся, материального обеспечения деятельности профсоюзов, направленную на защиту интересов трудящихся.

Для реализации политики в области медицинского страхования создаются Федеральный и территориальный фонды медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС) как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования предназначен для:

- выравнивания условий  деятельности территориальных фондов  обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования;

- финансирования целевых  программ в рамках обязательного  медицинского страхования;

- осуществления контроля  за рациональным использованием  финансовых средств обязательного  медицинского страхования.

Территориальный фонд обязательного  медицинского страхования осуществляет:

- финансирование обязательного  медицинского страхования проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии и заключившими договор обязательного медицинского страхования;

- финансово-кредитную  деятельность по обеспечению  системы обязательного медицинского страхования;

- выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направленных на проведение обязательного медицинского страхования;

- предоставление кредитов, в том числе льготных, страховщикам  при обоснованной нехватке у  них финансовых средств;

- накопление финансовых  средств для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

- контроль за рациональным  использованием финансовых ресурсов, направленных на обязательное медицинское страхование граждан.

Бюджетную систему РФ формируют федеральный, региональный и местный бюджеты, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

 

3.Проблемы развития бюджетной  системы в России и перспективы  их решения

 

3.1.Укрепление  доходной базы и реструктуризация  расходов бюджетов разных уровней

 

Принципиальным требованием к бюджетной политике является обеспечение реальной бездефицитности государственного бюджета, как на кассовой основе, так и на основе обязательств. Бездефицитный бюджет является залогом общей финансовой устойчивости государства.

Крайне актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти. Перекладывание федеральным правительством на местные бюджеты дополнительных расходов по финансированию социальной сферы и ряда других расходов не сопровождается расширением их доходной базы. В тоже время существует необходимость снижения роли перераспределительных процессов, осуществляемых федеральным правительством. Дотации, субсидии, субвенции как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов - несовершенны. Они не стимулируют у территориальных органов власти развитие хозяйственной инициативы. Такая практика передачи средств ослабляет и возможности финансового контроля. Главным направлением использования финансовых ресурсов для территорий должно стать финансирование местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных бюджетных доходов. Другой острейшей проблемой бюджетной политики является размер государственного долга, его нарастание, необходимость повышения эффективности управления этим долгом. [22]

Укрепление доходной базы бюджетов всех уровней возможно только при следующих условиях:

1. При динамично развивающихся главных отраслях хозяйственно-экономического комплекса в целом, в масштабах всей страны и каждого региона в отдельности. Как правило, увеличение валового регионального продукта приводит к заметному укреплению доходной базы соответствующих бюджетов.

2. При направлении  инвестиций в больших объемах  с участием зарубежных и российских инвесторов в дотационные регионы. В этом случае происходит увеличение налоговых поступлений не только в данный момент времени, но и в перспективе. В конечном итоге заметно укрепляется доходная база бюджетов местных и региональных, сокращается хронический дефицит бюджета.

3. При проведении активной работы контролирующих органов налоговой службы по выявлению юридических и физических лиц, укрывающих истинные размеры доходов от налогообложения.

Учитывая, что все субъекты РФ и муниципальные образования  в настоящее время находятся  в неравных экономических, географических и демографических условиях, в них с разной степенью качества и эффективности организован управленческий менеджмент, что зачастую зависит от субъективного фактора, предлагается все регионы разделить на категории - сбалансированные, дотационные и депрессивные, установить критериальный подход, по которому тот или иной субъект бюджетных отношений отнесён к одной из категорий, что позволит дифференцировано подходить к установлению основ формирования доходных частей бюджетов и финансирования субъектов РФ и муниципальных образований, относящихся к той или иной конкретной категории.

Доказывается целесообразность осуществления планирования финансовой деятельности и построения бюджетов, исходя не из формирования доходной части  бюджета, а из необходимости полного финансирования расходов каждого конкретного бюджета. То есть, осуществлять финансовую деятельность не на основании запланированных затрат, (а в дальнейшем пересматривать бюджеты на стадии их исполнения и сокращать ранее установленные объёмы расходов на основании объёмов реально собранных доходов), а, наоборот, установив объёмы необходимых затрат, определять источники и соответствующие объёмы доходов.

Отказ от существующей практики централизации основных налоговых  поступлений в федеральном бюджете с последующими трансфертами, позволяет предложить в качестве одного из путей расширения доходной части бюджета субъекта РФ изменение порядка распределения налоговых поступлений между бюджетами, производить перераспределение между бюджетами поступления средств от налога на добавленную стоимость.

Следует сократить число  прямых (главных) получателей средств  из федерального бюджета, что позволит создать более эффективную ведомственную структуру расходов бюджета, строже спрашивать за его исполнение с ограниченного круга министерств и ведомств.

Необходимо выделить приоритеты расходования бюджетных  средств и определить статьи расходов, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в будущем. [17]

 

3.2.Проблемы  сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения

 

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором  объем расходов, включая затраты  на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров Дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Одной из проблем современного развития РФ является возрастающая социально-экономическая асимметрия регионов. Сбалансированность бюджетов по вертикали в первую очередь зависит: от принятого разграничения вопросов ведения и полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и органами местного самоуправления, соответствия доходов бюджета расходам, методики определения бюджетных ресурсов, необходимых для реализации каждого расходного обязательства, системы закрепления налоговых доходов за каждым уровнем бюджетов, принятых методик межбюджетного выравнивания.

Решение проблемы установления справедливых и прозрачных методик  и процедур распределения консолидированных  бюджетных средств бюджетной  системы по вертикали имеет также первостепенное значение для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Критерии выделения трансфертов регионам из федерального бюджета не отражают действительного социально-экономического состояния и потребностей субъектов РФ, не создают стимулов для увеличения доходной базы региональных бюджетов. Государственная политика межбюджетного регулирования приводит к еще большей территориальной дифференциации развития субъектов РФ. Существующий механизм перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы приводит к выравниванию региональных различий в минимальной степени. В целом межбюджетное регулирование не достигает цели и способствует усилению диспропорций регионального развития. [22]

Кроме того, число налогов, закрепленных за бюджетами субъектов  РФ и муниципалитетами, сократилось, а доля межбюджетных трансфертов  увеличилась. В сложившейся ситуации не может быть обеспечена финансовая самостоятельность муниципальных образований. Не создаются стимулы для наращивания доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Основная часть бюджетных ресурсов, которыми располагают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, направляется на обеспечение обязательств государства и муниципальных образований в социальной сфере. Недостаточность бюджетных ресурсов не позволяет субъектам РФ и муниципалитетам планировать и осуществлять собственную инвестиционную политику, направленную на развитие экономики региона. Немногочисленными инструментами, позволяющими влиять на экономические процессы, являются ограниченные возможности предоставления налоговых преференций и нормативного правового стимулирования экономической деятельности. В таких условиях закрепленная на федеральном уровне практика планирования и осуществления федеральным центром инвестиционных проектов является почти единственным механизмом стимулирования экономических процессов, повышения налогового потенциала регионов и муниципалитетов.

Информация о работе Бюджет и бюджетная система РФ