Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение бюджета и бюджетной системы РФ.
В соответствии с темой курсовой работы сформулируем следующие задачи:
1.Изучить экономические и организационно - правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;
2.Дать характеристику бюджетной системы России;
3.Рассмотреть проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Экономические и организационно-правовые основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации………………………….5
1.1.Понятие и функции бюджета как экономической категории…………...5
1.2.Организационно-правовые основы бюджетного устройства РФ. Бюджетные права органов государственной власти и местного самоуправления…9
1.3.Принципы построения бюджетной системы……………………………16
1.4.Бюджетная классификация в Российской Федерации………………….20
2.Характеристика бюджетной системы России………………………………23
2.1.Федеральный бюджет как центральное звено бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………………..23
2.2.Бюджеты субъектов РФ и их роль в финансировании региональных социально-экономических программ (на примере бюджета Кировской области)………………………………………………………...27
2.3.Местные бюджеты как финансовая основа деятельности органов местного самоуправления (на примере бюджета города Кирова)………………….30
2.4.Государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации…..33
3.Проблемы развития бюджетной системы в России и перспективы их решения………………………………………………………………………………...38
3.1.Укрепление доходной базы и реструктуризация расходов бюджетов разных уровней………………………………………………………………………...38
3.2.Проблемы сбалансированности бюджетов разных уровней и перспективы их решения……………………………………………………………...40
3.3.Укрепление бюджетного федерализма как стратегическая цель бюджетной реформы в Российской Федерации……………………………………43
Заключение……………………………………………………………………46
Список литературы……………………………………
Также необходимо отказаться от финансирования социальных расходов с федерального уровня и передать реальные полномочия по их финансированию на региональный и местный уровень за счет радикального перевода межбюджетных трансфертов (преимущественно субсидий и дотаций) в налоговые доходы региональных и местных бюджетов. [13]
С целью увеличения доходов местных бюджетов в первоочередном порядке необходимо реализовать следующий комплекс законодательных и иных мер: упрощение оформления в собственность физических лиц недвижимости, земельных участков; формирование достоверной базы о плательщиках местных налогов, упрощение и удешевление оформления земель сельскохозяйственного назначения в собственность, наделение органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями по администрированию местных налогов и др. В долгосрочной перспективе, с целью создания долгосрочных и устойчивых стимулов для увеличения доходной базы, необходимо переходить от взимания налога на доходы физических лиц по месту работы к взиманию по месту регистрации гражданина, налога на прибыль не по месту регистрации предприятия, а, по месту его физического нахождения.
Следует так же обратить внимание на проблемы нестабильности федерального законодательства "о полномочиях", нестабильности, усложненности бюджетного законодательства. Одним из принципиальных недостатков Бюджетного кодекса РФ является отсутствие основополагающих критериев межбюджетного выравнивания и критериев установления методик формирования и распределения средств различных фондов. В отсутствие таких критериев, наделение Правительства РФ полномочиям устанавливать методики межбюджетного выравнивания приводит к еще большей нестабильности законодательства и непрозрачности бюджетного процесса. [22]
3.3.Укрепление
бюджетного федерализма как
Все бюджеты РФ, входящие в бюджетную систему страны взаимосвязаны между собой в рамках межбюджетных отношений. Для формирования организационной системы управления бюджетным устройством страны и совершенствования межбюджетных отношений используется бюджетное регулирование. Большое значение для регулирования бюджетных отношений имеет бюджетный федерализм.
Бюджетный федерализм - это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере. [11]
Его реализация осуществляется главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных доходов и расходовании бюджетных средств. [14]
В настоящее время процесс создания бюджетного федерализма в России еще продолжается. Предстоит решение ряда проблем:
1. Полномочия всех
уровней власти по расходам
должны полностью соответствова
2. Передача расходов с бюджетов верхнего уровня на бюджеты нижнего уровня должна быть полностью компенсирована одновременно передаваемыми доходами;
3. Должны быть устранены
встречные финансовые потоки, когда
доходы, создаваемые на территории,
изымаются в бюджет
4. Следует максимально сократить использование такой формы межбюджетных отношений, как средства, передаваемые по взаимным расчетам.
С этой целью следует:
1. Более четко разграничить бюджетные полномочия между различными уровнями власти;
2. Фиксировать в федеральных
и региональных
3. Создать более эффективный
механизм корректировки
4. Создать механизм межбюджетных отношений, основанный на принципах прозрачности, гласности, равенстве возможностей получения помощи и льгот для всех территорий;
5. Внедрить в практику формирования территориальных бюджетов нормативно-расчетные методы, основанные на разработке исполнительными органами власти и утверждении представительными органами власти минимальных государственных социальных стандартов, социальных и финансовых норм. [10]
Таким образом, актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти, что возможно при динамично развивающихся главных отраслях хозяйственно-экономического комплекса, при направлении инвестиций в больших объемах с участием зарубежных и российских инвесторов в дотационные регионы, при проведении активной работы контролирующих органов налоговой службы. Необходимо выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи расходов, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в будущем.
Централизация доходов бюджетной системы, достижение сбалансированности бюджетов РФ и муниципальных образований не представляется возможным без постепенной децентрализации бюджетных средств через закрепление дополнительных налоговых источников за бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований. Требуемые бюджетные ресурсы должны рассчитываться на основе сопоставимых критериев и единых методик оценки расходных обязательств.
Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода; сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной; совершенствовать механизм оказания финансовой помощи, ориентировав его на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов; ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов и т.д. [11]
Заключение
Государство использует
бюджет в качестве одного из основных
инструментов обеспечения как непосредственно
своей деятельности, так и важнейшего
элемента проведения экономической и
социальной политики. Бюджетное устройство
страны определяется её государственным
(административно-
Бюджетная система РФ трехуровневая. Она основывается на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируется законодательством РФ и представляет совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Федеральный бюджет является ведущим звеном в бюджетной системе, формируемый, как централизованный финансовый фонд, с целью выполнения государством их обязанностей и обеспечения общегосударственных мероприятий. В структуре доходов бюджетов наибольшую долю занимают налоговые доходы. Доходы федерального бюджета за исследуемый период с 2009 по 2011 гг. сократились, и был обозначен дефицит бюджета, при этом расходная часть повысилась почти в полтора раза, что в наибольшей степени связано с ростом отчислений и трансфертов другим уровням бюджетной системы. Данный факт оказал положительное значение на результаты сложившихся показателей бюджетов субъектов и муниципальных образований. За данный период по бюджету Кировской области и города Кирова был сформирован профицит, что также характерно для внебюджетных фондов.
Актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти, что возможно при динамично развивающихся главных отраслях хозяйственно-экономического комплекса, при направлении инвестиций в больших объемах с участием зарубежных и российских инвесторов в дотационные регионы, при проведении активной работы контролирующих органов налоговой службы. Необходимо выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи расходов, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в будущем. Централизация доходов бюджетной системы, а также достижение сбалансированности бюджетов РФ и муниципальных образований не представляется возможным без постепенной децентрализации бюджетных средств через закрепление дополнительных налоговых источников за бюджетами субъектов РФ и муниципальных образований. Требуемые бюджетные ресурсы должны рассчитываться на основе сопоставимых критериев и единых методик оценки расходных обязательств.
Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода; сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной; совершенствовать механизм оказания финансовой помощи, ориентировав его на решение задачи горизонтальной сбалансированности бюджетов; ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.
Список литературы
Законодательные акты:
1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 28.06.2012 N 68-ФЗ).
Справочники и словари
2. Волосов М.Е., Додонов
В.Н., Капинус Н.И. Большой
3. Экономический словарь. Под ред. А.И.Архипова. - М.: Проспект, 2004 г. - 625 с.
Учебники и монографии
4. Александров И.М. Бюджетная система РФ: Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2007. - 486 с.
5. Афанасьев М.П. Основы бюджетной системы: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 243 с.
6. Бюджетная система РФ: учебник / Н.Б. Ермасова. - М.: Высшее образование, 2009. - 715 с.
7. Бюджетная система
России: учебник для студентов
ВУЗов обучающихся по
8. Бюджетная система РФ: учебное пособие / Д.В. Дементьев, В.А. Щербаков. - М.: КНОРУС, 2008. - 256 с.
9. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2008. - 628 с.
10. Повышение эффективности бюджетных расходов: учебное пособие / под общ. ред. А.А. Климова. - М.: Издательство "Дело" АНХ, 2009. - 520 с.
11. Столяров М.В. Социально-
12. Тедеев А.А., Парыгина
В.А. Бюджетная система РФ в
схемах и таблицах с
Журналы и газеты
13. Межбюджетные трансферты: экономический смысл и цели распределения // Финансы и кредит, №10 (214) - 2006.
14. Проблемы формирования
межбюджетных отношений в
Электронные ресурсы
15. Бюджетная система Российской Федерации / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.glossary.ru
16. Наталья Бурханова. Бюджетная система РФ. Конспект лекций. Бюджет, бюджетная система, бюджетное устройство РФ/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.fictionbook.ru
17. Скобелев Алексей Юрьевич. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.xserver.ru
18. МинФин. Федеральный бюджет/ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www1. minfin.ru/ru
19. Федеральный бюджет / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www1. minfin.ru
20. Отчет об исполнении
областного бюджета за 2009 год
рассмотрен на заседании
21. Заключение на отчет об исполнении бюджета муниципального образования "Город Киров" за 2009 год / [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mo-kirov.ru
22. Некоторые проблемы
сбалансированности бюджетов
Приложения
Приложение А
Рисунок 1 - Уровни бюджетной системы РФ
Приложение Б
Рисунок 1 - Структура консолидированного бюджета РФ