Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:15, реферат
Актуальность изучения заданной темы обуславливается тем, что с помощью бюджета государство осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов и как экономический документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Особенности, функции и задачи государственного бюджета
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
1.3 Принципы организации межбюджетных отношений их управление и регулирование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
а) предоставление нерыночных услуг (услуги общественного характера: образование, охрана здоровья, оборона и др.);
б) перераспределение доходов (налоги, трансферты, субсидии, кредиты и др.);
в) государственное регулирование
(антимонопольное
г) осуществление государственного контроля (внешний контроль, внутренний контроль).
1.2 Государственный бюджет как основной финансовый план государства
Все организационные и
Бюджет как финансовый план, с одной стороны, основывается на финансовых планах развития экономики и сфер деятельности, а с другой стороны – во многом определяет их. Это обусловлено тем, что государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, поскольку он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства, выступая в качестве стимулятора его роста. Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных хозяйствующих субъектов), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов.
Посредством бюджета как финансового
плана реализуется бюджетно-
Трактовка государственного бюджета
как основного финансового
Бюджетное планирование осуществляется
посредством использования
При планировании используются методы построения бюджета-брутто и бюджета-нетто. Если в бюджете отражаются все доходные и расходные финансовые операции, то такой бюджет принято называть бюджет-брутто. Если показатели бюджета рассчитаны по статьям как сальдовые результаты, т.е. поступления по отдельным статьям доходов, то такой бюджет принято называть бюджет-нетто.
Бюджетное планирование осуществляется в соответствии с требованиями принципов единства, преемственности, приоритетности, сбалансированности и обоснованности.
Принцип единства бюджетного планирования
обеспечивается составлением государственного
бюджета Республике Казахстан, в
состав которого входят республиканский
и местные бюджеты. В соответствии
с действующим
а) по формированию перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского бюджета и местных бюджетов;
б) по установлению нормативов распределения доходов между уровнями бюджетов;
в) по определению долговременных размеров субвенций и бюджетных изъятий.
Принцип преемственности планирования
обеспечивается сочетанием текущего и
перспективного бюджетного планирования
с учетом направлений среднесрочной
фискальной политики, принятых за основу
в предыдущий период, прогнозов социально-
Принцип приоритетности обеспечивается планированием бюджета с учетом приоритетных направлений среднесрочного плана социально-экономического развития страны.
Принцип сбалансированности доходов и расходов бюджета достигается на основе использования балансового метода формирования бюджета.
1.3 Принципы организации
межбюджетных отношений, их
Межбюджетными отношениями принято считать отношения, которые складываются в бюджетном процессе между вышестоящими нижестоящими уровнями бюджетов. Межбюджетные основываются на следующих принципах:
1. равенство бюджетов областей,
городов республиканского
2. эффективное распределение
а) за нижестоящими бюджетами закрепляются
налоговые и неналоговые
б) налоговые и неналоговые
в) налоги, имеющие перераспределительный характер, а так же неравномерное размещение налоговой базы, закрепляется за более высокими уровнями бюджетной системы;
г) при закреплении налогов и других обязательных платежей в бюджет предпочтение отдаётся тому уровню бюджета, который обеспечит наиболее высокую степень их собираемости;
д) налоги, взимаемые с налоговой базы, имеющей чёткую территориальную привязку, закрепляются за местными бюджетами;
3. выравнивание уровней
4. обеспечение предоставления
5. максимальная эффективность и
результативность
6. максимальное приближение
7. ответственность каждого
По существу система межбюджетных отношений – это один из главных механизмов, посредством которых происходит взаимодействие субъектов управления, а именно взаимодействие между иерархическими уровнями власти-республиканским и областным, областным и районным. Эта система представляет собой совокупность принципов, методов, способов и финансовых инструментов, используемых при формировании доходов и расходов бюджетов разных уровней, посредством которых государство устанавливает бюджетные взаимосвязи, направления бюджетных потоков и распределяет централизованные ресурсы.
Система межбюджетных отношений основывается
на законодательно установленном чётком
разграничении функций и
1. гарантированное обеспечение
всем гражданам на всей
2. обеспечение финансовой
3. упорядочение финансовых
4. обеспечение равномерного
В настоящее время система
Однако процесс реформирования системы межбюджетных отношений продолжается и об этом свидетельствует принятие Концепции разграничения полномочий между уровнями государственного управления, призванное усовершенствовать систему межбюджетных отношений, и введение в действие нового Бюджетного кодекса.
Совершенствование системы межбюджетных отношений направлено на обеспечение их прозрачности и стабильности, а так же самостоятельности каждого уровня управления в формировании, распределении и использовании бюджетных ресурсов. В первую очередь это связано с разграничением расходных полномочий на основе распределения функций между уровнями государственного управления, поскольку теоретически правильным считается определение ответственности за расходы и их общий объём. Причём закрепление доходных источников за каждым уровнем государственного управления устанавливается только законодательно, что соответствует унитарному характеру государственного устройства страны.
Не менее важным является установление
чёткого, стабильного, охватывающего
всю совокупность бюджетных взаимосвязей,
но в то же время понятного для
всех участников бюджетного процесса,
механизма межбюджетного
По Бюджетному кодексу формами регулирования межбюджетных отношений служат:
а) между республиканским и
б) между областным бюджетом и
бюджетом района (города областного значения)
– официальные трансферты, бюджетные
кредиты и нормативы
Бюджетное регулирование осуществляется с учётом определённых потоков бюджетных ресурсов. Различают восходящий поток бюджетных средств, формирующий доходы республиканского бюджета, и нисходящий поток, обеспечивающий дополнительные поступления финансовых средств из вышестоящего бюджета в нижестоящие бюджеты. В зависимости от необходимости формирования того или иного потока определяются конкретные механизмы их регулирования.
Важнейшими органами управления финансами нашей страны являются Министерство экономики и бюджетного планирования и Министерство финансов, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией и законами, актами Президента и Правительства, иными нормативными правовыми актами, а также Положением о соответствующем Министерстве. Роль и значение этих министерств в управлении финансами государства определяется значимостью выполняемых им функций и объёмов решаемых задач.
Министерство экономики и
1. формирование стратегических целей и приоритетов, основных направлений социально-экономического развития Республики Казахстан;
2. формирование государственной фискальной, таможенной и бюджетной инвестиционной политики во взаимодействии с приоритетами социально-экономического развития и денежно-кредитной политикой государства, а также политики в сфере международных экономических и финансовых отношений;
3. формирование государственной политики в сфере управления государственными активами в секторах экономики.
Функции Министерства в области реализации государственной политики в сфере бюджетных отношений заключаются в следующем:
Информация о работе Бюджет как финансовый план государства рк