Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа
Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 2
2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 2
2.4 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 2
3.2. РАЗВИТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рис. 1 Классификация внебюджетных фондов
В настоящее время государства с рыночной экономикой заинтересованы в расширении числа специальных фондов и росте их величины в связи с рядом весомых причин: правительство с помощью таких фондов получает в свое распоряжение значительные финансовые ресурсы, находящиеся вне поля жесткого финансового контроля со стороны парламента; благодаря фондам у государства появляются дополнительные возможности для регулирования экономического и социального процессов в обществе; свободные средства специальных фондов могут использоваться для покрытия бюджетного дефицита через механизм государственных заимствований на финансовых рынках и т.д.
Изменение формирования внебюджетных фондов является одним из важных направлений в России. Практически все экономисты, политики, практики выделяют две основных проблемы системы формирования внебюджетных фондов РФ:
- высокий уровень социальных
платежей в издержках
- большие затраты на
содержание аппарата
В настоящее время
финансовыми источниками
Второе направление развития социальных фондов – это снижение совокупного уровня косвенного обложения до 20-25% объема оплаты труда и унификации многочисленных пособий и дотаций. В перспективе целесообразен переход от косвенного характера формирования социальных фондов к прямому.
Третье направление совершенствования внебюджетных фондов связано с первым и вторым и заключающееся в стабилизации и сокращении расходов на содержание инфраструктуры и персонала внебюджетных фондов. Пока это наиболее трудный участок государственного бюджета. На практике происходит обратное – на 2002 г. предусматривался шестикратный рост затрат на содержание органов управления Пенсионного фонда РФ.
И четвертое направление
– повсеместное развитие внебюджетных
фондовых организаций. Их значение резко
возрастет на фоне относительного снижения
роли бюджетной системы в
Существенный шаг в
решении формирования внебюджетных
фондов – введение с 01.01.2001 г. единого
социального налога, заменяющего
взносы во внебюджетные фонды. Рассмотрим
подробнее понятие единого
Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды [6].
Государственное обязательное социальное страхование — это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам. Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.
К числу основных социальных рисков относятся:
Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника. По большому счету они обусловлены рыночной системой хозяйствования, при которой основным источником средств существования большинства работников является продажа своего труда. И если по какой-либо причине работник не в состоянии продавать свой труд, он обречен на вымирание. Поэтому государство обязано не допустить этого крайнего случая и предусмотреть финансовые ресурсы для компенсации работнику при наступлении страхового случая[6].
В нашей стране впервые социальные внебюджетные фонды стали создаваться после принятия Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Так, в начале 90-х гг. были созданы Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ. Начиная с 2001 г., один из социальных внебюджетных фондов – Государственный фонд занятости населения РФ был соединен с бюджетом и перестал существовать в качестве самостоятельного. В настоящее время ставится задача объединения ряда социальных фондов и дальнейшая их консолидация с бюджетом[7].
Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономность этих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировались в целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетных фондов и были официально утверждены законодательными актами[11].
В настоящее время в России существуют три типа внебюджетных фондов:
1) социальные внебюджетные фонды, имеющие общегосударственное значение;
2) экономические внебюджетные
фонды (внебюджетные фонды
3) территориальные внебюджетные фонды.
Государственными
Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов. В то же время внебюджетные фонды обладают целым рядом особенностей. В частности, в России:
1) проекты бюджетов
государственных внебюджетных
2) бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
3) внебюджетные фонды
имеют строго целевую
4) доходы государственных
внебюджетных фондов
5) страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
6) денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственной собственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
7) расходование средств
из внебюджетных фондов
Главными источниками формирования государственных внебюджетных фондов являются:
В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
2) Минимального налога
в связи с применением
3) Единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:
4)Единого
Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации[19].
На основании этих статистических данных была построена диаграмма на рис. 2, из которой видно, что поступления во внебюджетные фонды растут.
Рис. 2 Динамика и структура поступлений в бюджет и внебюджетные фонды РФ.
По данным рис. 3 видно, что наибольший удельный вес занимают поступления в Пенсионный Фонд РФ – 78%, 10% поступает в территориальные фонды ФФОМС, по 6% в остальные основные внебюджетные фонды.
Рис.3. Структура поступлений в основные внебюджетные фонды РФ в 2007 году.
Рис.4. Структура поступлений в основные внебюджетные фонды РФ в 2008 году.
Рисунок 4 позволяет сказать, что структура поступлений в основные внебюджетные фонды в 2008 году изменилась. Увеличились на 1% поступления в ПФР, уменьшились поступления на 1% в ФФС. Но так как данные за январь-март 2008 года, то к концу года структура может выровняться и остаться на уровне 2007 года, а может и измениться.
Рост поступлений во внебюджетные фонды показывает, что в стране ведется политика, направленная на увеличение доходов внебюджетных фондов.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.
Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.
Порядок и сроки представления отчетности государственных внебюджетных фондов, в том числе публикуемой, определяются в соответствии с настоящим Кодексом для соответствующих бюджетов.
Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации[4].
Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации