Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 2
2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 2
2.4 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 2
3.2. РАЗВИТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсовая.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Основными задачами Фонда являются:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  3. разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  4. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Структурно в Фонд социального страхования Российской Федерации входят региональные и центральные отраслевые отделения (исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации), управляющие соответственно средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации и в отдельных отраслях хозяйств, а также их филиалы. Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации обладают правами юридического лица. Управление Фондом осуществляют председатель и его заместители, назначаемые Правительством Российской Федерации, а также правление Фонда социального страхования Российской Федерации как коллегиальный орган. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страховых взносов осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - совместно с участием профессиональных союзов.

Доходы и расходы  Фонда условно можно разделить  на три части 4 (см. табл.3):

1) страхование от временной  утраты трудоспособности в связи  с общими заболеваниями, материнством  или смертью;

2) страхование от несчастных  случаев на производстве и  профессиональные заболевания;

3) предоставление дополнительных  льгот лицам, пострадавшим в  результате последствий радиационных  аварий, и ветеранам Великой Отечественной  войны за счет средств федерального  бюджета.

Таблица 3

Основные группы доходов  Фонда социального страхования

Российской Федерации  и направления их использования

Группы доходов

Основные виды выплат

1

2

Единый социальный налог

Пособие по временной  нетрудоспособности в результате общего заболевания или ухода за больным  членом семьи

Пособие по беременности и родам

Пособие при постановке на учет при ранних сроках беременности

Пособие при рождении ребенка

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Пособие на погребение

Расходы на санаторно-курортное  лечение работников и членов их семей


Окончание таблицы 3

Страховые взносы на социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний

Пособие по временной  нетрудоспособности в результате производственной травмы или профессионального заболевания

Единовременное пособие

Ежемесячное пособие

Оплата санаторно-курортного лечения, дополнительного медицинского ухода, расходов, связанных с социальной и профессиональной реабилитацией

Средства федерального бюджета

Оплата льгот при  выплате пособий и санаторно-курортному лечению лиц, пострадавших в результате радиационных катастроф, и ветеранов Великой Отечественной войны


 

Доходы Фонда социального страхования РФ с 2001 г. Формируются посредством следующих поступлений:

  • отчислений от единого социального налога;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях;
  • доходов от размещения временно свободных средств Фонда;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • прочих поступлений.

      Расходы Фонда социального страхования РФ направляются на:

1) выплату пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • единовременного пособия женщинам,  вставшим  на  учет   в медицинских  учреждениях  в ранние сроки беременности;
  • единовременного пособия при рождении ребенка;
  • ежемесячного пособия на период   отпуска   по  уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • социального пособия на погребение;

2) санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников  и   членов          их   семей,   а   также   на   другие    цели    государственного социального   страхования,   предусмотренные    законодательством (частичное  содержание  санаториев-профилакториев,  санаторных  и оздоровительных лагерей   для детей   и   юношества,    лечебное (диетическое)  питание,   частичное финансирование   мероприятий по  внешкольному  обслуживанию   детей, оплату  проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);

3) создание резерва  для обеспечения финансовой  устойчивости   Фонда на всех  уровнях. Порядок   формирования резерва  и предоставления  из  него  средств   (на  возвратной   основе  или   безвозмездно) определяется  инструкцией   о   порядке    начисления,    уплаты, расходования   и  учета  средств   государственного   социального страхования,  утвержденной  Фондом   совместно   с  Министерством труда Российской Федерации,  Министерством финансов   Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с  участием Центрального банка Российской Федерации;

4) обеспечение    текущей    деятельности,     содержание   аппарата управления  Фонда;

5) финансирование      деятельности       подразделений      органов исполнительной     власти,     обеспечивающих     государственную защиту  трудовых   прав   работников,   охрану   труда   (включая подразделения  надзора   и   контроля   за   охраной   труда)   в случаях, установленных законодательством;

6) проведение    научно-исследовательской    работы    по   вопросам социального страхования и охраны труда;

7) осуществление  иных мероприятий в соответствии  с  задачами  Фонда, включая   разъяснительную  работу   среди   населения,   поощрение внештатных  работников Фонда,  активно участвующих   в  реализации мероприятий по социальному страхованию;

8) участие в  финансировании программ  международного  сотрудничества по вопросам социального  страхования.

Доходы и  расходы Фонда социального страхования  условно можно разделить на три части (Приложение 3).

Бюджет    Фонда    и    отчет    о    его    исполнении   утверждаются Правительством   Российской   Федерации,   а   бюджеты    региональных     и центральных  отраслевых  отделений Фонда  и отчеты  об их   исполнении  после рассмотрения  правлением  Фонда  утверждаются   председателем Фонда.

Федеральным  законом  РФ  №  202-ФЗ  от  24.12.04г.  «О  бюджете  фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2005 год» утвержден   бюджет  Фонда  социального   страхования   Российской  Федерации на  2005 год по доходам в сумме 185514,7 млн. рублей, по расходам в сумме 190798,6 млн.рублей с превышением расходов над доходами в сумме 5283,9 млн. рублей (см. приложение 3 и 4).

Плательщиками взносов являются:

  • организации,   являющиеся  юридическими  лицами,   независимо   от   организационно -   правовых   форм, в    том    числе   иностранные организации,  осуществляющие деятельность на территории  Российской Федерации через постоянные представительства;
  • граждане, в   том   числе   иностранные,  осуществляющие  прием  на
  • работу  по  трудовому   договору,    использующие    труд   наемных         работников в личном хозяйстве.

Бюджет    Фонда    и    отчет    о    его    исполнении   утверждаются Правительством   Российской   Федерации,   а   бюджеты    региональных     и центральных отраслевых  отделений Фонда  и отчеты  об их   исполнении  после рассмотрения  правлением  Фонда  утверждаются   председателем Фонда.

От уплаты взносов  в Фонд социального страхования освобождены:

  • Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба контрразведки РФ, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство связи и информации, Служба военной разведки, Главное управление охраны РФ, Служба безопасности Президента РФ, другие воинские образования, Департамент налоговой полиции;
  • общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций, а также предприятия и организации, созданные для осуществления их уставных целей.

Особенностью  функционирования Фонда социального страхования РФ является использование принципа децентрализованного управления средствами социального страхования, предполагающего выплату пособий и оплату путевок (полную или частичную) непосредственно в организации за счет начисленных сумм. С этой целью в организациях создаются комиссии или действует уполномоченный по социальному страхованию, причем работодатели перечисляют единый социальный налог лишь в сумме, оставшейся после выплаты  пособий и  оплаты путевок. При недостатке начисленных сумм страховых взносов или единого социального налога для выплаты пособий организация получает субсидию из отделения Фонда.

2.4  ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО  МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

В комплексе проводимых социально-экономических реформ важнейшее  место отводится страховой медицине. Переход к ней обусловлен  спецификой  рыночных отношений в здравоохранении и развитием сектора платных  услуг.  Медицинское страхование позволяет каждому  человеку  напрямую  сопоставлять  необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием  собственного  здоровья. Соизмерять потребности в медицинской помощи и возможность ее получения  необходимо  вне зависимости   от   того,   кем   производятся    затраты:    непосредственно индивидуумом, предприятием, предпринимателем,  профсоюзом  или  обществом  в целом.

Фонды обязательного  медицинского страхования представляют собой денежные фонды, предназначенные для финансирования гарантированной государством медицинской помощи населению.

В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан  в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование – это составная часть государственного социального страхования, которая обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи. В законе определены правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ. Закон направлен на усилении заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан и новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь. Этим законом и было введено медицинское страхование. Цель его – гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинского помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Говоря  о  системе  медицинского  страхования,  необходимо   различать добровольное и  обязательное  медицинское  страхование,  так  как  последнее является частью социального страхования и  финансируется  за  счет  целевого налогообложения,  включаемого  в  себестоимость  продукции,  и  платежей  из бюджета,  а  добровольное  медицинское  страхование  финансируется  за  счет прибыли работодателей или личных средств граждан.

Основными принципами организации страховой медицины являются:

1) сочетание обязательного и добровольного характера   медицинского страхования, его коллективной и индивидуальной форм;

2) всеобщность участия граждан в программах обязательного медицинского страхования;

Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации