Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:03, курсовая работа

Краткое описание

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
1.1. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
1.2.СУЩНОCТЬ И ФУНКЦИИ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
2.1. МЕХАНИЗМ И ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 2
2.2.ПЕНСИОННЫЙ ФОНД – ВАЖНЕЙШИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ФОНД 2
2.3. МЕСТО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 2
2.4 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФОНДОВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2
3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ 2
3.2. РАЗВИТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ 2
3.3.НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы курсовая.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

3) разграничений   функций   и   полномочий   между   Федеральным   и территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

4)обеспечение равных прав застрахованных;

5) бесплатность предоставления лечебно-диагностических услуг в рамках обязательного медицинского страхования.

Роль  центральной  финансирующей  организации  в  страховой   медицине начинают  выполнять  территориальные   фонды   обязательного   медицинского страхования как экономически самостоятельные некоммерческие  структуры.  Они вступают в правовые и финансовые отношения либо  с гражданами  (физическими лицами), либо с предприятиями,  учреждениями,  организациями (юридическими лицами,  страхователями),  страховыми  организациями,  а   также   объектами здравоохранения.  При  этом  территориальные   фонды  контролирует  объем  и качество предоставляемой медицинской помощи.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системы на основе выравнивания условий финансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Федерального и территориальных  фондов в системе обязательного медицинского страхования являются:

  • обеспечение реализации Закона РФ «Об обязательном медицинском страховании граждан РФ»;
  • обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан;
  • достижение социальной справедливости и равенства всех граждан;
  • участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики;
  • обеспечение ее финансовой устойчивости.

В бюджетном  законодательстве фонды обязательного  медицинского страхования определены как денежные фонды, в то время  как в Законе РФ «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов – в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

К правовым актам, регулирующим формирование и использование  фондов обязательного медицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятся Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты в области здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетах соответствующих фондов и их исполнении.

 Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 2001 г. формируется за счет:

  • отчислений от единого социального налога (с 2005 г. основная ставка единого социального налога изменена с 0,2% до 0,8%);
  • отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения;
  • отчислений от сельхозналога;
  • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  • доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
  • добровольных взносов юридических и физических лиц.

Расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования идут на:

  • на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • финансирование целевых программ;
  • компьютеризация системы обязательного медицинского страхования;
  • расходы на содержание аппарата Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Доходы территориальных фондов формируются за счет:

  • отчислений от единого социального налога (основная ставка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);
  • отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения;
  • поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
  • доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;
  • поступлений средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;
  • поступлений из Пенсионного фонда РФ на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров (с 2003 г.)

Расходы территориальных фондов связаны с финансированием территориальной программы обязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов), включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций, выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированного страхового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.

Федеральным  законом  РФ  №  165-ФЗ  от  10.12.04г.  «О  бюджете  Фонда обязательного медицинского  страхования на 2005 год» утвержден   бюджет  Фонда  обязательного медицинского страхования  на  2005 год  по доходам в сумме  88991,7 млн. рублей, по расходам в сумме  88991,7 млн.рублей (см. приложение 5 и 6).

Плательщиками страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования являются:

  • предприятия, организации, учреждения;
  • филиалы и представительства иностранных юридических лиц;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью без образования юридического лица;
  • граждане, занимающиеся в установленном порядке частной практикой;
  • граждане, использующие труд наемных работников.

Платежи на обязательное медицинское страхование неработающего  населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

В экономико-социальном  отношении  переход  на  страховую  медицину в России является объективной необходимостью, которая  обусловлена социальной незащищенностью пациентов и работников отрасли,  а  также  ее  недостаточной технической  оснащенностью.  Низкий  уровень заработной платы медицинских кадров, обусловленный недостатком бюджетных средств, приводит к социальной незащищенности      работников государственного  здравоохранения.

Неудовлетворительная  обеспеченность объектов медико-индустриального комплекса оборудованием и инструментарием, медикаментозными  средствами, большая степень износа существующего  медицинского  оборудования  обусловили их   невысокий   организационно-технический   уровень. Плановые методы хозяйствования,  использовавшиеся    в нашей стране, предполагали централизованное  управление  как народным  хозяйством  в  целом,   так   и отдельными его отраслями, в том числе и здравоохранением.

Таким образом, можно сказать,  что  в  условиях кризисного  состояния здравоохранения большое значение должно придаваться  социальной значимости медицинского страхования, изысканию    дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан. В  условиях  расширения  рынка  медицинских услуг  страховые  организации  могут  взять  на   себя   значительную   долю долгосрочного кредитования бюджетного сектора экономики.

Система  медицинского  страхования,  как  один  из  секторов  рыночной экономики, формирует  собственную структуру  финансовых  ресурсов  и  затрат, вступает в  финансовые отношения  с  другими  субъектами  финансового  рынка. Формирование страхового  рынка  медицинских  услуг  должно  базироваться  на универсальной   правовой   базе.   Необходимо   выработать,   в   частности, экономические  и  правовые  требования,  предъявляемые  к   созданию   любых страховых организаций; критерии оценки возможной сферы  страховых  операций, исходя   из   организационно-правового   статуса    страховой    медицинской организации; размера основного капитала, запасных фондов.

 Как показывает  практика, эффективность страхования  повышается за  счет удовлетворения растущего спроса на  медицинские  страховые  услуги  даже  за короткий  период  действия  его  региональных   видов.   Задачей   страховых организаций  является  придание  медицинскому  страхованию   более   гибкой, удобной  и выгодной формы.

Важным аспектом развития обязательного медицинского страхования является разработка схемы взаимодействия между страховой   медицинской   организацией   и   лечебно-профилактическим учреждением. Подобное взаимодействие в условиях  рыночных  отношений может быть основано либо на договоре о подряде,  либо  на  договоре  о  совместной деятельности. При этом страховая медицинская организация  выступает  в  роли заказчика,   а   лечебно-профилактическое    учреждение    -    исполнителя.

Существенным недостатком  подрядного  договора  является  неподготовленность  лечебно-профилактических учреждений к работе в новых  организационно-правовых условиях. Для устранения недостатков подрядной формы договора  целесообразно на переходный период  в  качестве  базового  договора  принимать  договор  о совместной деятельности. Однако  договор  о  совместной  деятельности  имеет довольно ограниченные  возможности  применения.  Поэтому  по  мере  развития страховой медицины, совершенствования механизма  хозяйственной  деятельности лечебно-профилактических учреждений будут созданы предпосылки  для  перехода к   собственно   подрядным   договорам   между    страховыми    медицинскими организациями и лечебно-профилактическими учреждениями.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. ДАЛЬНЕЙШЕЕ  РАЗВИТИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ

 

В новой модели расчета  пенсий заработная плата работника  будет учитываться в полном объеме и на протяжении всего трудового  стажа. Новая модель, оставаясь распределительной, дополняется персонифицированным учетом и накоплением пенсионных прав гражданина и пенсионных обязательств государства. Старая система в основе своей являлась не столько распределительной, сколько перераспределительной - между группами с различным уровнем дохода.

- Новая пенсионная модель в большей мере является страховой моделью, в которой размер пенсии зависит от размера заработной платы.

- Новая модель, так  же как и старая, основана на  принципе солидарности поколений.  Но в отличие от старой она  основана на персонифицированном учете обязательств государства перед будущим пенсионером. При этом на счетах граждан будут накапливаться не средства, а обязательства государства перед гражданами. Платежи за работающих будут поступать в Пенсионный фонд России и фиксироваться на лицевых счетах, но деньги, как и раньше, будут направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

- Новым пенсионным  законодательством установлены  и новые нормы по трудовому  стажу. Минимальный стаж для  получения базовой пенсии будет  составлять 5 лет. В существующей модели отработанными годами определялось, какой процент от учитываемой зарплаты может получить в виде пенсии работник. Согласно новой модели, основным показателем, который будет определять размер пенсии - будет сумма рублей на лицевом счете. Сумма эта будет во многом зависеть от количества отработанных лет. Чем больше лет, тем больше пенсионный капитал, тем больше пенсия.

- В новой пенсионной  модели предложена принципиально  новая схема индексации пенсий. В основе ее - прогноз темпов  инфляции и роста заработной платы на планируемый год. По этим показателям и с учетом прогнозируемых доходов пенсионной системы и будет определяться размер индексации на год, утверждаемый в бюджете ПФР

К проблемным аспектам развития обязательного пенсионного страхования относится низкая доходность по средствам, как оставшимся в Пенсионном фонде, так и переданным управляющим компаниям, составляющая 4% годовых. Причем негосударственные пенсионные фонды предоставляют доходность от 4 до 17%. В настоящее время уровень инфляции «перекрывает» уровень доходности.

Рост системы государственного (добровольного) пенсионного страхования  по всем показателям замедлился. По ее мнению, в результате пенсионной реформы у граждан оказался «подорван» как спрос, так и интерес на услуги негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

В качестве мер для  преодоления сложившейся ситуации планируется усовершенствование системы  налогообложения НПФ, которая в  настоящее время является «запретительной», и расширение спроса граждан на их услуги через предоставление адекватной информации об их деятельности.

В результате были представленны  предложения Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов по базовым положениям концепции  налогообложения участников негосударственного пенсионного обеспечения. В настоящее время деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляют почти 300 НПФ. 700 тыс. человек уже получают негосударственную пенсию.

Основной целью концепции  является снижение бремени государства  в деле пенсионного обеспечения путем повышения ответственности работодателей перед своими работниками через систему негосударственного пенсионного обеспечения. Кроме того, концепция направлена на установление тесной связи между размером пенсии и прошлым заработком пенсионера и на создание равных условий для всех институтов, осуществляющих пенсионное обеспечение и страхование.

Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации