Возникновение и развитие биржи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:03, реферат

Краткое описание

Под биржами подразумевались здания, где собираются деловые люди и причастные к торговле лица для ведения переговоров и зак лючения оптовых торговых сделок в соответствии с установленными правилами. Первые биржи были лишь товарные, значение которых сос тояло в том, что они заменили куплю-продажу наличным товаром из рук в руки на покупку по образцам через биржевых посредников. Говоря о России, надо отметить, что становление биржевых уч реждений напрямую связано с Петром I, ознакомившимся с деятель ностью голландских бирж во время своего "стажерства" в качестве корабела на верфях Нидерландов. Именно по инициативе царя в Рос сии возникли первые торгово-маклерские учреждения. И воля рефор матора предварила тот период, когда обьективная необходимость расширения товарно-денежных отношений загодя создает механизм, который будет способствовать этим процессам в Отечестве.

Вложенные файлы: 1 файл

структура биржи.docx

— 48.75 Кб (Скачать файл)

 

    2. Выгода.

    Любая торговая  операция требует наличия торговых партне

 

ров. Но далеко не всегда легко  найти в нужный момент подходя щего покупателя и продавца.

 

    - 8

    "Фьючерсные" рынки позволяют избежать подобной неприятной

 

ситуации и совершать  покупку и продажу без конкретно  названно го партнера. Более того, "фьючерсные" рынки позволяют получить или уплатить наилучшую цену на данный момент. При наличии фью черсного контракта и продавец, и покупатель имеют в запасе время, чтобы купить или продать товар в будущем с наилучшей выгодой для себя, не связывая себя с определенным партнером.

 

    3. Надежность.

    Большинство бирж  имеют расчетные палаты, через  которые

 

продавцами и покупателями производятся все расчетные операции. Это очень важный момент, хотя биржа  и не является прямым участником торговой операции, она фиксирует и подтверждает всякую куплю и продажу.

 

    Когда на бирже  производится купля-продажа какого-то това

 

ра, расчетная палата имеет от продавца и покупателя соответст вующее обеспечение этой сделки. Контракт, реализуемый через посредство расчетной палаты, во многих отношениях надежнее контракта с любым конкретным партнером, включая государствен ные агентства.

 

    4. Конфиденциальность.

    Еще одна важная  черта "фьючерсных" рынков - анонимность,

    если она желательна  для продавца или покупателя.

    Для многих крупнейших  производителей и покупателей,  чьи

 

продажи и закупки оказывают  мощное влияние на мировой рынок, возможность продать или купить товар конфиденциально имеет  очень важное значение. В таких случаях биржевые контракты не заменимы.

 

    5. Быстрота.

    Большинство бирж, особенно имеющих дело с товарами  широ

 

кого потребления, может  позволить быструю реализацию контрак тов и товаров без изменения цен. Благодаря этому торговля совершается очень быстро.

 

    Как это происходит? Например, кто-то хочет купить 10000т

 

сахара. Он может это сделать, купив 200 фьючерсных контрактов по 50т  на один контракт. Такая сделка может  быть совершена за несколько минут. Далее, все 200 контрактов гарантированы, и теперь у покупателя есть время  для переговоров на предоставле ние более выгодных условий.

 

    - 9

    6. Гибкость.

    Во фьючерсных  контрактах заложен колоссальный  потенциал

 

осуществлять с их помощью  бесчисленное множество вариантов  операций. Ведь и продавец, и покупатель имеют возможность как поставить (принять) реальный товар, так и перепродать  биржевой контракт до наступления срока поставки, что открывает перспек тивы широкой и многообразной вариантности.

 

    7. Ликвидность.

    Говоря в общем, "фьючерсные" рынки имеют огромный потен

 

циал для множества операций, связанных с быстрым "переливом" капитала и товаров, то есть ликвидностью. Одним из показателей ликвидности является общий объем торговли на биржах. Объем торговли на фьючерсных биржах только с товарами превышает 2. 5 трлн. долл.

 

    8. Возможность  арбитражных операций.

    Благодаря гибкости  рынка и точно определенных  стандартов

 

этих контрактов, открываются  широкие возможности. Они позволя ют вести дела производителям, покупателям, биржевым дельцам с необходимой гибкостью операций и маневренностью политики фирм в изменяющихся рыночных условиях.

 

    Теперь о разнице между открытой и закрытой биржами. Она

 

заключается в том, что  в первом случае сделки могут заключать ся только между биржевыми маклерами и брокерами, которые представляют интересы и выступают от имени как участников бир жи, так и разовых покупателей. Во втором случае контракты мо гут заключать и клиенты биржи как самостоятельно, так и через посредников. На начальном этапе, когда еще не отработан меха низм биржевой торговли и отсутствуют методы защиты интересов продавцов и покупателей, целесообразно проводить закрытые тор ги.

 

    Любая товарная  биржа имеет два основных направления  дея

 

тельности: оптовая торговля с одной стороны и котировка цен товаров с другой. Остановлюсь на последнем.

 

    Во всех зарубежных  странах биржевая деятельность  наряду с

 

банковской и денежной системой служат объектом государственно го регулирования. Это не случайно. В рыночной экономике при отсутствии прямого директивного вмешательства  в предпринима тельскую деятельность именно биржи являются инструментом кос

 

    - 10

 

венного, но весьма существенного  воздействия на бизнес. Не смотря на то, что на бирже контролируется небольшое количество товаров, большинство  из них носит стратегический характер. По этому те цены, которые на бирже  в условиях свободного ценооб разования отражают движение рынка того или иного товара, слу жат своеобразным индикатором состояния экономики страны.

 

    Сегодня между  крупнейшими товарными биржами  налажены

 

информационные связи. Это  способствует выравниванию цен и  фор мированию единого мирового рынка.

 

    3. БИРЖЕВЫЕ ТОВАРЫ.

    Их количество  и ассортимент постоянно изменяется. Если в

 

конце ХIХ века в это  число входило до 200 товаров, то на се годня их число уменьшилось до 60-65, из них около 45 постоянно обращаются на бирже.

 

    Чем вызван выбор  того или иного товара? Последний  должен

 

обладать определенным набором  качеств. Во-первых, он должен соответствовать  определенным стандартам по количеству и ка честву. Во-вторых, цена на товар должна быть изменчивой, коле баться в зависимости от погодных или других условий. В-треть их, товар должен дробиться и быть транспортабельным.

 

    Все обращающиеся  на бирже товары можно условно  разделить

 

на две группы: первую составляют сельскохозяйственные продук ты, где большая часть приходится на семена маслиничных куль тур. В эту же группу входят зерновые, продукция животноводс тва, сахар, кофе, какао-бобы, пиломатериалы. Вторая группа промышленное сырье и продукция ее переработки. Сюда входят энергоносители, драгоценные и цветные металлы. Следует отме тить, что на товарной бирже вместе с контрактами на обычные товары обращаются контракты на ценные бумаги, в том числе го сударственные облигации, акции акционерных банков, акции про изводственных акционерных обществ, депозитные банковские сер тификаты.

 

    4. КОТИРОВКА ЦЕН  НА БИРЖЕ.

    Котировка цен  является одной из главных  функций товарной

 

биржи. Проследим как происходит этот процесс на простом приме ре.

 

    - 11

    Допустим у нас есть двадцать производителей и сто покупа

 

телей определенного товара, территориально расположенных на большом расстоянии друг от друга. Существует свобода цен и хо зяйственных связей. Каждый потребитель самостоятельно связыва ется с изготовителями. При отсутствии надежной информационной сети цены на товар будут сильно колебаться.

 

    Те же двадцать  производителей и сто потребителей  предс

 

тавляют в концентрированном виде свой спрос и предложение на бирже. Появляется одна рыночная цена, служащая ориентиром для всех. Колебания конкретных цен не столь значительны, появляет ся их базис, который соответствует в принципе уровню общест венно необходимых затрат. Кто его превышает, тот несет убытки и выбывает из игры.

 

    Процесс котировки  очень трудоемок и требует  учета самых

 

различных ценообразующих факторов. Приведем основные правила, которые необходимо учитывать в обязательном порядке.

 

    Прежде всего товары необходимо котировать в соответствии

 

со стандартами. С этой точки зрения они могут носить как еди ничный характер, так и выступать в виде групп с общими техно логическими и другими характеристиками.

 

    Необходимо копировать  только те товары, сделки по  которым

 

совершаются систематически. Другими словами, котируются только важнейшие, постоянно выставляемые ресурсы, занесенные в твер дый список, - базу биржевого бюллетеня.

 

    При котировке  по возможности исключаются цены, не отража

 

ющие рынка данного биржевого дня: если при отсутствии предло жения цена сделки ниже типичной цены прошлого биржевого дня, где имелось достаточное предложение, она должна быть исключе на. Когда за день сделок по данному товару не оказывается, то предыдущие цены на него не могут служить показателем рынка. Они исключаются из процесса котировки.

 

    При котировке  следует выделить минимальный  объем продук

 

ции, при нарушении которого сделка не принимается в расчеты. Цены на единицу товара обычно различны в зависимости от вели чины опта, при крупнооптовой реализации они меньше, при мелко оптовой - больше. Для решения этой проблемы можно использовать один из двух методов. Первый заключается в выделении обычного объема партии и по нему совершается наибольшее количество сде лок. Тогда цены определяются исходя из партии и они вносятся в бюллетень. Другой метод состоит в выделении различных групп партий. Котировальная цена определяется для каждой из них.

 

    - 12

    При котировке  учитываются и условия расчета  по сделкам:

    на наличный  товар или на срок.

    На уровень цен,  а следовательно, и на котировку, влияет

 

такое обстоятельство, как  статус контрагентов. У государствен ных предприятий и организаций обычно ниже, чем у кооператоров и частных лиц.

 

    Существует еще  целый ряд правил биржевой  котировки, учи

 

тывающих действие на тех или иных факторов. Например, опреде ление конъюктуры рынка. Оно основывается на трех характеристи ках: первая - соотношение спроса и предложения на каждый товар; вторая - тенденции движения цен, т. е. динамика цен на каждый товар в течении данного периода биржевых торгов; третья - количество совершенных сделок.

 

    На современных  фьючерсных биржах цены выходят  за рамки

 

элементарного ориентира. Преобладание сделок с будущим, еще не произведенным  товаром предполагает заключение контрактов с указанием в них дня проведения биржевого собрания, цена кото рого и станет продажной. То есть в документе указывается, что расчеты производятся по котировальной цене, выведенной на бир же через заданный промежуток времени. За это время контракт переходит из рук в руки десятки раз, что дает широкий простор для биржевой спекуляции.

 

    И в заключении  можно сделать вывод , что котировальные

 

цены благодаря значительной концентрации спроса и предложения  в биржевом процессе становятся объективным  показателем состоя ния рынка и одновременно фактором последующего изменения структуры производства.

 

    5. БИРЖЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ

    На существующих  в мире товарных биржах активно  функциони

 

руют фондовые отделы. Созданы такие отделы и на биржах России. В мае 1991 года начали осуществлять сделки с ценными бумагами на РТСБ и МТБ. Поэтому в этой главе будут рассмотрены фондовые операции и затронут вопрос о рынке ценных бумаг.

 

    Итак, рынок ценных  бумаг выполняет две функции:

    1) сводит покупателя  с продавцом;

    2) способствует  стабилизации цен, уравновешивая  спрос

    и предложение.

    Практически все  облигации продаются на "уличном"  рынке.

 

"С прилавка" продаются  и акции, в случае, если компания  отка

 

    - 13

 

залась от услуг биржи. Но в большинстве случаев акции расп ространяются через биржи. Они выполняют роль наводчика, что позволяет инвесторам находить именно то, что им необходимо. Под влиянием биржи складываются цены и на "уличном" рынке.

 

    Торговля "с  прилавка".

    Операция с ценными  бумагами выполняется по следующей схе

 

ме. Получив заказ от покупателя, уполномоченный представитель (УП) инвестиционно-дилерской фирмы (БФ)в регионе передает его для переработки в центр, где заказ попадает в торговый отдел. Если ценные бумаги включены в биржевой список, то заказ пере дается для исполнения биржевому трейдеру фирмы. Если клиент хочет купить бумаги внебиржевого оборота, то включается меха низм "уличного" рынка. На этом рынке и облигации, и акции тор гуются одним способом (путем телефонных переговоров между фи зически разобщенными брокерами, а не через личный аукцион). Получив заказ на покупку ценных бумаг, брокер по телефону ра зыскивает своего коллегу, имеющего информацию о продавцах. Торговля акциями "с прилавка" длится дольше, чем биржевые сес сии, и иногда занимает весь деловой день. Но по объему она су щественно уступает биржевой торговле. На "уличном" рынке тор гуются акции многих молодых компаний. Однако здесь можно найти и акции старых фирм, чье руководство по той или иной причине избегает биржи.

 

    Фондовая биржа

    Если облигации  продаются в основном "с прилавка", то

 

центральным рынком акций  крупнейших фирм является биржа. На бирже  продавцы встречаются с покупателями и цены устанавлива ются по закону спроса и предложения. Классическая биржа - это аукцион, где торговля ведется посредством обмена устными инс трукциями между трейдерами (представителями брокерских фирм в торговой зоне биржи). В последние годы благодаря развитию вы числительной техники возникли и автоматизированные системы купли-продажи ценных бумаг (например, CATS на Торонтской фон довой бирже, CORES - в Париже и Мадриде). Но классическая бир жа еще доминирует, и самым крупным ее представителем является Нью-Йоркская фондовая биржа.

Информация о работе Возникновение и развитие биржи