Государственные доходы и методы их мобилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах.
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные доходы.docx

— 300.31 Кб (Скачать файл)

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       
 

     Рис. 1.1. Классификация государственных  доходов.

     Классификация государственных доходов производится по следующим признакам:

  1. По социально-экономическому признаку (основана на «существующем различии форм собственности, закрепленных Конституцией РФ (ч. 2. ст. 8) - доходы, поступающие от:
  • от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных предприятий, а также от использования имуществ и угодий государства (например, лесов, других природных ресурсов, от приватизации государственной собственности);
  • от предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
  • совместных предприятий, иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
  • от личных доходов граждан.

     Классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства.

  1. По территориальному признаку:
  • федеральные;
  • региональные;
  • местные (городов, районов и входящих в них административно-территориальных образований).
  1. По методу мобилизации:
  • обязательные доходы;
  • добровольные доходы.

     Основная  часть доходов поступает в  распоряжение государства в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т.п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т.д. На добровольной основе в государственные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т.д.

  1. По форме образования:
  • налоговые;
  • неналоговые;

     В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства  можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления. Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по форме. При всей многочисленности налогов более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления. Они могут быть обязательными и добровольными. Обязательные неналоговые платежи в основном взимаются в связи с предоставлением услуг со стороны государства, имеющих юридическое значение, или права на занятие определенной деятельностью (пошлины, сборы), иные из них носят штрафной характер.

  1. По получателю дохода:
  • Российская Федерация;
  • субъекты Российской Федерации;
  • муниципальные образования.
  1. По порядку образования и использования государственных доходов:  
  • централизованные доходы;
  • децентрализованные доходы.

     К централизованным доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных бюджетах и внебюджетных фондах. Именно эти доходы ГК РФ относит к федеральной государственной казне, государственной казне субъектов РФ, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями.

     Децентрализованные  государственные доходы - это доходы государственных предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом, это часть прибыл предприятий. Средства предприятий, относящиеся к государственной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114,115 ГК РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами [15].

  1. С учетом отношений собственности:
  • доходы государства в собственном смысле слова;
  • финансовые ресурсы, которые используются временно и подлежат возврату.

      В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную собственность, т.е. становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления от использования государственных и местных имуществ и угодий, от приватизации. Среди них могут быть и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. Так, к источникам внебюджетного фонда занятости и др. помимо установленных обязательных платежей отнесены и добровольные взносы граждан и юридических лиц.

     К финансовым ресурсам государства, не являющимся их доходами в прямом смысле, относятся  средства, полученные от распространения  облигаций государственных займов, кредиты, выданные Центральным банком России или другими, банками для пополнения средств бюджетов или внебюджетных государственных фондов. При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ. Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не могут считаться доходами государства  в собственном смысле слова. Тем не менее, им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения в государстве при недостаточности поступления государственных доходов. Помимо этого такие методы привлечения ресурсов в распоряжение государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества [10].

  1. Классификация по экономическим последствиям получения дохода:
  • обычные доходы;
  • чрезвычайные доходы.

      Обычные доходы — это те, изъятие которых  не влечет за собой серьезных экономических последствий и которые благодаря этому могут носить постоянный характер. Например, доходы, получаемые от подоходного налога, влекут за собой экономические последствия. Однако эти доходы могут быть постоянными, возобновляемыми каждый год, поскольку экономические последствия не влекут за собой нарушения экономического равновесия страны. Доходы чрезвычайные не могут носить длительного характера, поскольку их получение влечет за собой последствия, оказывающие существенное влияние на экономическое равновесие. Так, значительное налогообложение капитала частных лиц влечет за собой столь серьезные экономические последствия, что его можно рассматривать лишь как чрезвычайное средство, точно так же нельзя прибегать к денежной эмиссии в течение продолжительного времени, поскольку это повлечет обесценение денег.

     Доходные  источники государственных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их в соответствующее время на наиболее важные, приоритетные потребности общества для финансирования намеченных программ. Однако некоторые платежи могут составлять исключение. Так, суммы по земельному налогу в соответствии с Законом о плате за землю, хотя и поступают в бюджет, однако должны использоваться только на нужды, связанные с землепользованием [12].

1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов

     Главным   источником   формирования   государственных    доходов    является национальный доход. Но иногда, особенно в  период  наступления  чрезвычайных обстоятельств  (война,  крупное  стихийное  бедствие  и  т.п.),  в  качестве источника  государственных  доходов  может   выступать   ранее   накопленное национальное богатство.

     Все источники государственных  доходов  можно  разделить  на  две  группы  - внутренние  и  внешние.  К  внутренним источникам  относятся   национальный   доход   и национальное   богатство,   создаваемые   внутри   страны   и   используемые государством для  выполнения  присущих  ему  функций.  К  внешним источникам относится национальный доход, а в исключительных случаях -  и  национальное  богатство другой страны, если они заимствуются  в  форме  государственных  займов  или поступают в виде репарационных платежей.

     Централизованные  доходы государства мобилизуются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, страховых сборов во внебюджетные фонды. Децентрализованные финансы представляют собой денежные накопления предприятий.

     За  счет централизованных финансов государство  решает общенациональные задачи. Они позволяют проводить единую в масштабе всего общества политику, обеспечивая перераспределение    денежных     средств, разрешая тем самым проблемы развития приоритетных отраслей и одновременно выравнивая различия в уровне развития производительных сил территорий и уровень жизни населения. В состав централизованных финансов, кроме бюджетных, включаются государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования [8].

     Экономическое содержание децентрализованных государственных  финансов выражается в стоимости общественного продукта в форме выручки на государственных предприятиях, включая ее составные элементы как прибыль, отчисления на социальное страхование, амортизация и т.д.

     Согласно  ст. 41 БК РФ "Виды доходов бюджетов" доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

     Налоги  являются наиболее существенным источником доходов государственного бюджета. С их помощью в бюджет мобилизуются отчисления от доходов населения прибыли предприятий, банков и по другим основаниям. Налоговые поступления представляют собой обязательные, безвозмездные невозвратные платежи населения и субъектов хозяйствования органам государственного управления, поступающие в установленных законом размерах и в определенные сроки. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80%. В России за последнее пятилетие сумма налоговых поступлений по федеральному бюджету колебалась в диапазоне 80-83%.

     К налоговым доходам государственного бюджета относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

     Неналоговые платежи относятся к государственным доходам, поступающим на обязательной основе, и характеризуются большим разнообразием, отличаясь друг от друга по субъектам платежей, методом их взимания, источником поступления.

     К неналоговым доходам относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, и иные суммы принудительного изъятия;
  • средства самообложения граждан;
  • иные неналоговые доходы.

     К безвозмездным и безвозвратным относятся перечисления в виде:

Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации