Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:33, курсовая работа
В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах.
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования.
Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36
Что касается доли налоговых доходов федерального бюджета по отношению к ВВП, то здесь наблюдается иная тенденция. Если в 2001 г. налоговые доходы составляли 14,42% ВВП, то в 2002 г. — уже 15,45%, затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003 г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. - соответственно 13,7 и 13,4% ВВП. В 2006 г. налоговый потенциал федерального бюджета резко сократился до уровня 12,4 % ВВП, и в последующие годы налоговый потенциал несколько стабилизировался (рис. 2.2.)
Рис. 2.2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, % к ВВП.
Согласно рис. 2.2, доля доходов федерального бюджета в процентах к ВВП из года в год уменьшается. Несмотря на это налоговые доходы федерального бюджета существенно не изменялись за исследуемый период и составляли в среднем 12,4% к ВВП.
Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала - около 1% ВВП. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическое потенциале производственной сферы остается достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь около 3% доходов федерального бюджета [10].
По данным Минфина, доходная часть государственной казны в 2009 году исполнена на 109,3%. Перевыполнение произошло исключительно за счет подорожавшей во втором полугодии нефти. Ненефтегазовые доходы собраны на уровне 93,5% к плану (демонстрируя тем самым отсутствие признаков восстановления экономики), нефтегазовые - на уровне 145%. ФНС в 2009 году собрала 3 трлн руб., выполнив сильно сокращенный годовой план на 115%. ФТС привлекла в бюджет 3,5 трлн руб., выполнив задание на 101,4% [13].
На рис. 2.3 представлена динамика поступления доходов в федеральный бюджет за 2009 г. по месяцам.
Рис. 2.3. Доходы и расходы федерального бюджета в 2009 г., млрд. руб.
Как видно из рис. 2.3, наибольшее поступление доходов наблюдалось в декабре. В мае 2009 г. доходы были наименьшими и составили 420 млрд. руб. В итоге за 2009 г. в федеральный бюджет поступило 7328 млрд. руб.
По прогнозу Минфина, доходы бюджета России в 2010 году составят 6,5 триллиона рублей. Это меньше, чем плановые доходы в 2009 году, несмотря на запланированный правительством рост экономики [16].
Бюджеты субъектов РФ являются вторым уровнем бюджетной системы Российской Федерации и представлены бюджетами республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов и бюджетами городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Доходы бюджета субъекта Российской Федерации - это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации [11].
В бюджеты субъектов Федерации полностью подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для всех субъектов Федерации нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ, и (или) по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [10].
В бюджеты субъектов Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:
Неналоговые доходы бюджетов субъектов Федерации формируются за счет:
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме:
Действующая системы разграничения доходов между федеральным, региональными и местными бюджетами предопределяет устойчивость доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для ее стабильного роста (рис. 2.4.)
Рис. 2.4. Динамика доходов субъектов РФ за 2005-2009 гг., млрд. руб.
Как видно из рис. 2.4, в течение рассматриваемого периода имела место тенденция роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). С 2005 г. по 2008 г. их прирост составил 3199 млрд. рублей или 106%. В 2009 г. произошло снижение доходов примерно на 4,5 %. Общие доходы бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5 трлн 923 млрд руб.
На рис. 2.5 представлено изменение поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет субъектов РФ в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. (см. Приложение).
1 - | Всего |
2 - | Налог на прибыль организаций |
3 - | Налог на доходы физических лиц |
4 - | Акцизы |
5 - | Налоги на имущество |
6 - | Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
7 - | Налог на добычу полезных ископаемых |
Рис. 2.5. Динамика налоговых поступлений, январь 2010/2009 г.
Согласно данным рис. 2.5, в январе 2010 г. произошел рост доходов от НДФЛ – около 2%, акцизов – 47%, налога на имущество – 11%. Наибольшее сокращение произошло по поступлениям от налога на добычу полезных ископаемых – 43%.
Общая поддержка бюджетов субъектов РФ со стороны федерального бюджета в 2009 году составила 1,5 трлн руб. (на 400 млрд руб. больше, чем в 2008-м). Среди доходов бюджетов субъектов РФ налог на прибыль в 2009 году снизился на 39%, поступления налога на доходы физических лиц остались на уровне предыдущего года, налог на имущество физических лиц даже вырос на 54%, земельный налог вырос на 18%, акцизы увеличились на 30%.
За
счет предоставления межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета происходит
выравнивание уровня бюджетной обеспеченности
регионов, вследствие чего количество
регионов, зависящих от поступлений из
федерального центра, увеличивается. В
2005 г. повышение всех видов финансовой
помощи регионам к уровню предыдущего
года составило 121,6%, в 2006 г. – 134,6%, в 2007
г. – 119,3%, в 2008 г. – 165,9%, в 2009 г. – 125%. [5].
На основании изложенного можно заключить, что доходы государства следует определять как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).
Понятие государственных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении. Возможно применение этого понятия и в узком смысле - как доходы, входящие в государственную казну, то есть подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.
Классификация государственных доходов может осуществляться по следующим основаниям: 1) социально-экономическому признаку; 2) территориальному признаку; 3) методу мобилизации; 4) форме образования; 5) получателю дохода; 6) по порядку образования и использования доходов; 7) по экономическим последствиям получения дохода; 8) с учетом отношений собственности.
При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных. По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации. По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые платежи. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов. Децентрализованными доходами служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.
Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации