Государственные доходы и методы их мобилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

В состав государственных доходов входят доходы от фискальных монополий, налоги и сборы, доходы от использования имущества (включая доходы, получаемые от государственного сектора), доходы от продажи государственной собственности и поступления от займов. В каждой отдельной стране состав государственных доходов обусловлен уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Основная масса государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах.
Целью данной работы является получение комплексного знания о государственных доходах и методах их формирования.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственные доходы и методы их мобилизации 5
1.1. Сущность и значение государственных доходов 5
1.2. Классификация государственных доходов 9
1.3. Источники и методы мобилизации государственных доходов 14
Глава 2. Состав и структура доходов бюджетов 20
2.1. Доходы федерального бюджета 20
2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34
Приложение 36

Вложенные файлы: 1 файл

Государственные доходы.docx

— 300.31 Кб (Скачать файл)

     Что касается доли налоговых доходов  федерального бюджета по отношению к ВВП, то здесь наблюдается иная тенденция. Если в 2001 г. налоговые доходы составляли 14,42% ВВП, то в 2002 г. — уже 15,45%, затем тенденция изменилась, и они стали снижаться. В 2003 г. налоговые доходы составили 14,5%, а в 2004 и 2005 гг. - соответственно 13,7 и 13,4% ВВП. В 2006 г. налоговый потенциал федерального бюджета резко сократился до уровня 12,4 % ВВП, и в последующие годы налоговый потенциал несколько стабилизировался (рис. 2.2.)

     

     Рис. 2.2. Динамика изменения доходов федерального бюджета, % к ВВП.

     Согласно  рис. 2.2, доля доходов федерального бюджета в процентах к ВВП из года в год уменьшается. Несмотря на это налоговые доходы федерального бюджета существенно не изменялись за исследуемый период и составляли в среднем 12,4%  к ВВП.

     Неналоговые доходы составляют незначительную долю доходного потенциала - около 1% ВВП. Это свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем экономическое потенциале производственной сферы остается достаточно высокой - около 30%, а отдача в виде отчислений от ее использования и сдачи в аренду составляет всего лишь около 3% доходов федерального бюджета [10].

     По  данным Минфина, доходная часть государственной казны в 2009 году исполнена на 109,3%. Перевыполнение произошло исключительно за счет подорожавшей во втором полугодии нефти. Ненефтегазовые доходы собраны на уровне 93,5% к плану (демонстрируя тем самым отсутствие признаков восстановления экономики), нефтегазовые - на уровне 145%. ФНС в 2009 году собрала 3 трлн руб., выполнив сильно сокращенный годовой план на 115%. ФТС привлекла в бюджет 3,5 трлн руб., выполнив задание на 101,4% [13].

     На  рис. 2.3 представлена динамика поступления  доходов в федеральный бюджет за 2009 г. по месяцам.

     

     Рис. 2.3. Доходы и расходы федерального бюджета в 2009 г., млрд. руб.

     Как видно из рис. 2.3, наибольшее поступление доходов наблюдалось в декабре. В мае 2009 г. доходы были наименьшими и составили 420 млрд. руб. В итоге за 2009 г. в федеральный бюджет поступило 7328 млрд. руб.

     По  прогнозу Минфина, доходы бюджета России в 2010 году составят 6,5 триллиона рублей. Это меньше, чем плановые доходы в 2009 году, несмотря на запланированный правительством рост экономики [16].

2.2. Доходы бюджетов субъектов РФ

      Бюджеты субъектов РФ являются вторым уровнем бюджетной системы Российской Федерации и представлены бюджетами республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов и бюджетами городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга). Доходы бюджета субъекта Российской Федерации - это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации [11].

     В бюджеты субъектов Федерации полностью подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

  • налога на имущество организаций;
  • налога на игорный бизнес;
  • транспортного налога.

     В бюджеты субъектов Федерации  зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для всех субъектов Федерации нормативам, установленным Бюджетным кодексом РФ, и (или) по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [10].

     В бюджеты субъектов Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Федерации, - по нормативу 100%;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 80%;
  • налога на доходы физических лиц - по нормативу 70%;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50%;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50%;
  • акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60%;
  • акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100%;
  • акцизов на пиво - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%;
  • налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100%;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60%;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100%;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5%;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30%;
  • сбора за пользование объектами животного мира - по нормативу 100%;
  • налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90%;
  • налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90%;
  • единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30%;
  • государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100% [2].

     Неналоговые доходы бюджетов субъектов  Федерации формируются за счет:

  • доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Федерации, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями субъектов Федерации, в том числе казенных, - по нормативу 100%;
  • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов Федерации;
  • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, устанавливаемых законами субъектов Федерации;
  • платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40%;
  • платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, - по нормативу 100%;
  • декларационного платежа - по нормативу 100%;
  • сборов за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Федерации, - по нормативу 100%;
  • доходов от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - по нормативу 20%;
  • доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - по нормативу 20%;
  • платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100%;
  • разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, - по нормативу 100% [2].

     Межбюджетные  трансферты из федерального бюджета  бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются  в форме:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ;
  • субсидий бюджетам субъектов РФ;
  • субвенций бюджетам субъектов РФ;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ [12].

     Действующая системы разграничения доходов  между федеральным, региональными  и местными бюджетами предопределяет устойчивость доходной базы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и создает возможности для ее стабильного роста (рис. 2.4.)

     

     Рис. 2.4. Динамика доходов субъектов РФ за 2005-2009 гг., млрд. руб.

     Как видно из рис. 2.4, в течение рассматриваемого периода имела место тенденция роста доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации). С 2005 г. по 2008 г. их прирост составил 3199 млрд. рублей или 106%. В 2009 г. произошло снижение доходов примерно на 4,5 %. Общие доходы бюджетов субъектов РФ в 2009 году составили 5 трлн 923 млрд руб.

     На  рис. 2.5 представлено изменение поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет субъектов РФ в январе 2010 г. по сравнению с январем 2009 г. (см. Приложение).

     

1 - Всего
2 - Налог на прибыль организаций
3 - Налог на доходы физических лиц
4 - Акцизы
5 - Налоги на имущество
6 - Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
7 - Налог на добычу полезных ископаемых

Рис. 2.5. Динамика налоговых поступлений, январь 2010/2009 г.

      Согласно  данным рис. 2.5, в январе 2010 г. произошел  рост доходов от НДФЛ – около 2%, акцизов  – 47%, налога на имущество – 11%. Наибольшее сокращение произошло по поступлениям от налога на добычу полезных ископаемых – 43%.

     Общая поддержка бюджетов субъектов РФ со стороны федерального бюджета в 2009 году составила 1,5 трлн руб. (на 400 млрд руб. больше, чем в 2008-м). Среди доходов бюджетов субъектов РФ налог на прибыль в 2009 году снизился на 39%, поступления налога на доходы физических лиц остались на уровне предыдущего года, налог на имущество физических лиц даже вырос на 54%, земельный налог вырос на 18%, акцизы увеличились на 30%.

     За  счет предоставления межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета происходит выравнивание уровня бюджетной обеспеченности регионов, вследствие чего количество регионов, зависящих от поступлений из федерального центра, увеличивается. В 2005 г. повышение всех видов финансовой помощи регионам к уровню предыдущего года составило 121,6%, в 2006 г. – 134,6%, в 2007 г. – 119,3%, в 2008 г. – 165,9%, в 2009 г. – 125%. [5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     На  основании изложенного можно  заключить, что доходы государства  следует определять как имущество, приобретаемое государством за определенный период времени в соответствии с группами доходов бюджета Российской Федерации (централизованный доход), а также имущество, приобретенное за указанный период государственными учреждениями, предприятиями и коммерческими организациями, в которых часть уставного капитала состоит из вклада Российской Федерации (децентрализованный доход).

     Понятие государственных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охватывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государственных фондов, а также доходы государственных предприятий, остающиеся в их распоряжении. Возможно применение этого понятия и в узком смысле - как доходы, входящие в государственную казну, то есть подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.

     Классификация государственных доходов может осуществляться по следующим основаниям: 1) социально-экономическому признаку; 2) территориальному признаку; 3) методу мобилизации; 4) форме образования; 5) получателю дохода; 6) по порядку образования и использования доходов; 7) по экономическим последствиям получения дохода; 8) с учетом отношений собственности.

     При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие  различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных. По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации. По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые платежи. К централизованным доходам относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов. Децентрализованными доходами служат доходы юридических лиц, имущество которых находится в федеральной собственности или в собственности субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации