Государственный бюджет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия Государственный бюджет: его структуры и связи с экономической политикой РФ в целом.
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

Содержание

Введение.
1 Глава. Государственный бюджет:
1.1. Сущность государственного бюджета.
1.2. Доходы бюджета.
1.3. Расходы бюджета.
1.4. Внебюджетные и целевые бюджетные фонды.
1.5. Регулирование дефицита бюджета.
1.6. Регулирование бюджетных потоков.
1.7. Бюджетный процесс и его основные этапы.
2 Глава. Государственный бюджет и экономическая политика РФ:
2.1. Динамика Государственного бюджета за период 2008-2011г.г.
2.2. Факторы, влияющие на составление государственного бюджета.
2.3. Общественные функции бюджета и необходимые свойства бюджета.
2.4. Состояние государственного бюджета за период 2010, 2011г..
Заключение.

Вложенные файлы: 3 файла

Бюджет РФ.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)
      1. Динамика Государственного бюджета за период 2008-2011г.г.

Рассмотрим ФЗ «О Федеральном бюджете на 2008г.», а так же 2009, 2010 и 2011годы по основным статьям бюджета: объем ВВП, уровень инфляции, доходы, расходы, внутренний долг, внешний долг, дефицит или профицит бюджета.

Годы

Статьи бюджета

2008г.

2009г.

2010г.

2011г.

Объём ВВП

35 000

млрд.руб.

51 475

млрд.руб.

43 187

млрд.руб.

50 389

млрд.руб.

Уровень инфляции

7%

8,5%

10%

6,5%

Доходы (в т.ч. от объем  нефтегазовых доходов федерального бюджета)

6 644 447 448 тыс.руб.

10 927 137 733 тыс.руб.

6 950 010 032,5 тыс.руб.

8 844 554 761 тыс.руб.

Расходы

6 570 297 744 тыс.руб.

9 024 654 998 тыс.руб.

9 886 920 940 тыс.руб.

10 658 558 761 тыс.руб.

Внутренний долг

1 824 700 718,8 тыс.руб.

2 119 739 195 тыс.руб.

3 301 795 464 тыс.руб.

5 148 390 316,9 тыс.руб.

Внешний долг

43,3 млрд.долларов США или  32,1 млрд.евро

41,4 млрд.долларов США или  27,8 млрд.евро

63,3 млрд.долларов США или  45,2 млрд.евро

55,6 млрд.долларов США или  44,9 млрд.евро

Профицит / Дефицит

Профицит 74 149 704 тыс.руб.

Профицит 1 902 482 734,7 тыс.руб.

Дефицит 2 936 910 907,6 тыс.руб.

Дефицит 1 814 004 000 тыс.руб.


Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод о нестабильности развития экономики: подъём в 2009 и 2011г.г. (относительно показателей 2008г.), спад в 2010году.

В 2009 году (по сравнению с 2008г.) наблюдался рост ВВП, повышение  доходов и расходов, рост внутреннего  долга и снижение внешнего. Бюджет 2008 и 2009г. Оставался профицитным, то есть доходы государства превышали  расходы. Можно отметить позитивные тенденции развития.

В 2010 году мы видим резкий спад по многим показателям. Бюджет стал дефицитным, то есть расходы государства  превысили доходы. ВВП снизился на 16% по сравнению с 2009годом (на 8 288 млрд.руб.). Внешний долг государства вырос в связи с изменением курса бивалютной корзины. Увеличился внутренний долг.

На момент 2011г. прогнозируется рост ВВП практически до показателей 2009г., снижение уровня инфляции, повышение доходов государства, значительное снижение внешнего долга и сокращение дефицита. Однако, наблюдаются и отрицательные моменты: рост расходов государства, увеличение внутреннего долга.

 

      1. Факторы, влияющие на составление государственного бюджета.

Влияние бюджетного регулирования  на экономическое развитие страны является сложным и неоднозначным. Например, изъятие в бюджет части доходов  граждан и организаций с помощью  системы налогообложения сдерживает уровень экономической активности в стране. Однако, при этом расширяются  возможности проведения государственных  программ развития, финансируемых за счет бюджетных средств. Активное выравнивание доходов региональных бюджетов за счет финансовой поддержки центра, которое  способствует улучшению положения  более бедных территорий, может оцениваться  как несправедливое с позиции  богатых регионов, являющихся донорами таких программ. Таким образом, при  формировании государственного бюджета  необходима выработка таких подходов, которые учитывали бы баланс различных  общественных интересов.

Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового  обеспечения расходных обязательств. Бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации. Выдержка из Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010–2012 годах:

«Кризис заставляет нас извлечь уроки, чтобы предотвратить в будущем подобные шоки для российской экономики.

Во-первых, бюджетное планирование должно базироваться на консервативных прогнозах цен на сырье. При этом необходимо продолжить сбережение части  нефтегазовых доходов в условиях конъюнктурно высоких цен на сырье. Кризис показал, что структура российской экономики обусловливает высокую  зависимость не только нефтегазовых, но и других бюджетных доходов  от нефтегазового сектора и внешнеэкономической  конъюнктуры.

Во-вторых, нужна разумная политика сдерживания роста государственных  расходов. В нынешних условиях раздутые расходы становятся неподъемными для  государства и могут стать  дополнительным источником финансовой нестабильности.

В-третьих, при реализации антикризисных мер нельзя решать сиюминутные проблемы в ущерб  долговременным приоритетам, принимать  решения, влекущие за собой рост неэффективных  расходов, иждивенчество, консервацию  сложившихся перекосов и дисбалансов, нарушать базовые бюджетные принципы и процедуры, размывая финансовую, а  значит, и правовую ответственность  государства.

В-четвертых, поддержание  макроэкономической стабильности является фундаментальным условием устойчивого  развития экономики. Ее нарушение в  конечном счете ведет к замедлению экономического роста из-за удорожания кредитных ресурсов для частного сектора, уменьшения частных инвестиций, роста инфляции и возрастания рисков для предпринимательской деятельности.

Нарушение макроэкономической стабильности чревато неисполнением  государством принятых обязательств, необходимостью повышения налоговой  нагрузки либо масштабным увеличением  заимствований.

Учет данных уроков позволит сформировать и реализовать ответственную  бюджетную политику, которая будет  служить одним из ключевых инструментов достижения наших долгосрочных целей.».

Так же Президент отметил, что Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.

Бюджет составляется под  воздействием следующих факторов:

  1. Необходимость исполнения социальных обязательств государства (например, завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы, создание «безбарьерной» среды для инвалидов и прочие федеральные программы, выплаты, дотации);
  2. Сохранение макроэкономической стабильности по средствам ограничения размеров бюджетного дефицита с учетом сохранения резервов, достаточных для устойчивого выполнения принятых социальных обязательств;
  3. Инвентаризация бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат;
  4. Потребности реального сектора экономики и финансовой системы;
  5. Необходимость модернизации сети оказания услуг гражданам за счет бюджетных средств (развитие в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений);
  6. Необходимость усовершенствовать механизмы государственных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, консолидации заказчиков, а также использования комплексных методов управления инвестиционными проектами (система государственных закупок должна исключать случаи необоснованного завышения цен и заключения контрактов с заведомо некомпетентными исполнителями, а также задержки в реализации соответствующих процедур);
  7. Уровень налоговой нагрузки, соответствующий существующим реалиям (необходимо определить, возможно ли снижение налоговой нагрузки в целях смягчения отрицательного для налогоплательщиков эффекта от увеличения страховых взносов в системе пенсионного и медицинского страхования);
  8. Необходимость принятия мер по погашению внутреннего и внешнего долга государства.

Бюджет РФ тесно связан с понятием государственного долга. Государственный долг — это сумма  накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. Различают  внешний и внутренний государственный  долг.

Отметим, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О  государственном внутреннем долге  Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования  делятся на внутренние и внешние  в соответствии с валютой возникающих  обязательств, рублевые долги относятся  к внутреннему долгу, а валютные - к внешнему.

В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный  долг — это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить  также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения, которых  и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это  долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь  форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг  от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства  могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в  установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние долговые обязательства  можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных  ценных бумаг, и нерыночные, возникшие  по итогам исполнения федерального бюджета  и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Нарастание внутреннего  долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и  услуг при погашении внутреннего  долга не происходит, однако возникают  определенные изменения в экономической  жизни, последствия которых могут  быть весьма значительны. Это связано  с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к  перераспределению доходов внутри страны.

Бюджетный дефицит и государственный  долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ — важнейший  источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста  бюджетного дефицита.

Обычно в государственном  долге видят две опасности: во-первых, возможность банкротства нации, и, во-вторых, опасность переложения  долгового бремени на будущие  поколения.

По поводу первой «опасности»  можно отметить следующее: никто  не может запретить правительству  выполнять свои обязательства по обслуживанию государственного долга. Эти финансовые обязательства складываются из: рефинансирования (при наступлении  срока погашения облигаций правительство  продает новые облигаций и  использует выручку для выплаты  держателям погашаемых облигаций); взимания новых налогов           (с целью получения достаточных  доходов для выплаты процентов  по долгу и основной его суммы), выпуска в обращение новых  денег.

Что касается второй «опасности», то специфика внутреннего долга  такова, что страна как бы должна сама себе. В большинстве случаев  — внутренний долг это только отношения  между гражданами страны. Он является одновременно и государственным  кредитом.

Рост государственного долга  влечет за собой реальные негативные экономические последствия:

  1. выплата процентов по государственному долгу увеличивает неравенство в доходах, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Погашение государственного внутреннего долга приводит к тому, что деньги из карманов менее обеспеченных слоев населения переходят к более обеспеченным, т. е. те, кто владеет облигациями, становится еще богаче.
  2. повышение ставок налогов как средство выплаты государственного внутреннего долга или его уменьшения, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить интерес к вложениям средств в новые рискованные предприятия, а также усилить социальную напряженность в обществе.
  3. существование внешнего долга предполагает передачу части созданного внутри страны продукта за рубеж (в случае выплаты процентов или сумм основного долга).
  4. рост внешнего долга снижает международный авторитет страны.
  5. когда правительство берёт займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному, долгу, это неизбежно приводит к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.

Список лит.docx

— 12.06 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

оглавление.docx

— 12.48 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Государственный бюджет