Доходы бюджетной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 12:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Задачами курсовой работы являются изучение следующих вопросов социально-экономической сущности, источников и механизмов формирования доходной части бюджетов; анализа состава, структуры и динамики доходной части бюджетов разных уровней; проблем исполнения доходной части бюджетов разных уровней и путей их решения.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ.doc

— 390.50 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что во многом на результативность метода экономико-математического  моделирования влияют частые изменения  налогового законодательства, нечеткое закрепление налоговой составляющей доходной части того или иного уровня бюджетной системы, неустойчивое состояние взаимоотношений между государством и налогоплательщиком.

Разработка сценарных условий  на территории области осуществляется в двух вариантах: основном, или целевом, и оптимистическом.

На фоне сохранения высокой доли поступлений от косвенных налогов (НДС, акцизов) в налоговых доходах федерального бюджета, продолжает снижаться доля прямых налогов и, прежде всего, налога на прибыль. Одновременно отметим постепенное снижение поступления, как в натуральных показателях, так и процентном отношении платежей за пользование природными ресурсами.

Среди факторов, обусловивших снижение поступления налога на прибыль наряду с принятым решением по снижению налоговой  ставки и введение в действие главы 25 Налогового кодекса РФ, являются:

  • спад производства в ведущих отраслях промышленности;
  • рост себестоимости продукции за счет роста цен на сырье и энергоносители и вследствие этого значительное уменьшение объемов валовой прибыли.

По данным Кировского областного комитета государственной статистики, тенденции  экономической и финансовой ситуации в регионе нестабильны. С одной стороны, приостановка спада в промышленности, рост оборота розничной торговли и инвестиций в основной капитал, заработной платы, денежных доходов населения и доходов бюджета, снижение уровня безработицы, с другой, падение сельскохозяйственного производства, снижение объема платных услуг населению, сокращение масштабов жилищного строительства, ухудшение финансового состояния предприятий, рост долгов по выплате заработной платы и числа должников.

Высокий удельный вес убыточных  предприятий сохраняется в подотраслях промышленности: электроэнергетике (68, 4 %), топливной (75 %), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной (75, 0 %), а также в связи (78, 7 %), лесном хозяйстве (83, 3 %), жилищно-коммунальном хозяйстве (83, 7 %), заготовках (85, 7 %).

Таким образом, Кировская область  является дотационной, с постоянным превышением расходов над доходами. Сегодня область не может самостоятельно осуществлять финансирование расходов за счет доходов собранных на своей  территории по федеральному уровню бюджетной системы. Аналогичная ситуация складывается при исполнении областного и местного бюджетов. Имеющиеся данные показывают, что увеличение расходов федерального бюджета на территории Кировской области характеризуется более высокими темпами роста, по отношению к увеличению доходов. Отсутствие устойчивой положительной динамики в функционировании ведущих отраслей промышленности на территории области, ухудшение финансового состояния предприятий и т. д. отражает реальное состояние с исполнением федерального бюджета на территории области.

Для налоговой составляющей федерального бюджета на территории Кировской  области характерно смещение баланса  в сторону косвенных налогов  в силу того, что ощутима фискальная выгода и высокая скорость их получения. Кроме того, косвенные налоги обладают способностью давать государству естественно возрастающий доход без всяких изменений в размерах налоговых ставок, и только за счет увеличения количества населения, роста благосостояния и др.

Использование методов экономико-математического моделирования для определения аналитических зависимостей между количественными показателями и осуществляемыми на их основе прогнозами исполнения федерального бюджета по доходам на территории области позволяет получать достоверные данные планово-прогнозного характера как на краткосрочный, так и среднесрочный периоды. Наиболее достоверные параметры доходной составляющей федерального бюджета получаются при прогнозировании по линейной модели. Наличие достоверных данных прогноза социально- экономического развития территории дает информацию федеральным и региональным органам исполнительной и законодательной власти для выработки на очередной прогнозируемый период конкретных мер региональной экономической политики государства, неотъемлемой частью которой являются вопросы целенаправленной инвестиционной политики, государственной поддержки отдельных регионов, совершенствования межбюджетных отношений.

3.2 Пути укрепления  доходной части бюджетов. Основные  направления совершенствования  системы налогообложения в РФ

Состояние государственных доходов  влияет на множество факторов и условий  экономического роста — темпы  инфляции, валютный курс, доступность  заемных ресурсов для экономики  по более низким процентным ставкам. Страна, бюджет которой чрезмерно зависит от нестабильных и трудно прогнозируемых внешних рынков, не может рассчитывать на устойчивое экономическое развитие. В связи с этим был создан Стабилизационный фонд в составе федерального бюджета Российской Федерации.

Налоговая реформа в России продолжается уже более пятнадцати лет. Были и положительные, и отрицательные результаты этой реформы. Прежде чем давать рекомендации по совершенствованию налоговой системы нашей страны, попробуем дать оценку предыдущих налоговых реформ.

Таким образом,  следует отметить, что ситуация в налоговой сфере российской экономики в последние 5-6 лет значительно улучшилась за счет целенаправленной политики правительства по снижению и оптимизации структуры налогового бремени, улучшения администрирования и совершенствования законодательства. Среди последних мероприятий по снижению налогового бремени следует отметить снижение ставки НДС (с 20 до 18 %), и, конечно же, значительное снижение ставки единого социального налога (с 35,6 до 26 %). Значительно сократилась налоговая нагрузка на малый бизнес (за счет введения специальных налоговых режимов), что дало малым предприятиям дополнительные денежные средства для развития, на сельскохозяйственные предприятия (за счет введения единого сельскохозяйственного налога), на обрабатывающие отрасли промышленности.

Одним из главных достижений налоговой  реформы в нашей стране стало  принятие Налогового кодекса РФ - до этого, порядок исчисления и уплаты налогов регулировался множеством законодательных актов, что очень  сильно усложняло систему налогового администрирования.

В качестве положительного момента  можно отметить и введение презумпции невиновности для налогоплательщиков (в 1 части Налогового кодекса РФ).

Налоговая система нашей страны нуждается в дальнейшем реформировании. Основные направления совершенствования налоговой системы РФ:

  1. по мере снижения обязательств государства в сфере оптимизации расходов на нужды государства и общества добиваться снижения уровня налоговых изъятий за счет уменьшения числа налогов и снижения налоговых ставок - сокращение числа налогов и налоговых ставок вполне может привести к тому, что многие налогоплательщики «выйдут из тени», перестанут скрывать свои налоги. Сокращение налогов благоприятно скажется и на финансовом состоянии предприятий, и на их инвестиционной деятельности - часть денежных средств, которые будут оставаться в результате уменьшения налоговых ставок, будет направляться на развитие хозяйствующих субъектов.
  2. сделать налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщикам, находящимся не только в разных экономических условиях, но и с учетом единого экономического пространства для всех субъектов налога и единого механизма регулирования налогообложения.
  3. налоговая система должна обеспечить снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для субъектов налога. Действительно, система налогового администрирования является, по сути, одним из слабых мест современной налоговой системы России. Большое количество налогов, сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных налоговых деклараций делают налоговую систему неэкономичной и малоэффективной как для предприятий и граждан, так и для государства.

Россия в рейтинге стран по уровню сложности налоговой системы  занимает лишь 130 место. Для того, чтобы уплатить все налоги в нашей стране, заполнив при этом все необходимые декларации, налогоплательщикам в среднем потребуется 448 часов в год. При этом полная налоговая ставка в нашей стране по итогам прошлого года достаточно высока и составляет 51,4 %.

Для эффективной работы налоговой  системы в стране необходимо законодательно и практически решить следующие  проблемы:

  • законодательно ликвидировать многочисленные налоговые льготы как по отдельным видам налогов и сборов, так и по категориям налогоплательщиков;

законодательно и организационно обеспечить полноту и эффективность  сбора платежей со всех категорий  субъектов налога;

ликвидировать в налоговом законодательстве все условия, способствующие легитимным способом избежать снижения сумм уплаты налогов и сборов;

  • законодательно и организационно упростить налоговую систему за счет уменьшения ч<span class="Body_0020text__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration: n

Информация о работе Доходы бюджетной системы