Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:43, реферат
Учет в бюджетных учреждениях как самостоятельный предмет имеет значительное количество отличий от учета в коммерческих организациях. Такие отличия, прежде всего, возникают из тех особенностей, которые имеются в бюджетном учете: все имущество, активы и обязательства бюджетного учреждения являются государственной собственностью, и право на собственность отделено от права распоряжаться этой собственностью.
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ . . . . . 4
Глава 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ . . . . . . . . 8
2.1. Инвентаризация нематериальных активов . . . . . . . . . . . 8-9
2.2. Инвентаризация основных средств . . . . . . . . . . . . . . 9-11
2.3. Инвентаризация финансовых вложений . . . . . . . . . . . . 11-12
2.4. Инвентаризация материальных запасов . . . . . . . . . . 12-14
2.5.Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности . . . . . . . . . . . . . . . . . 15-17
2.6. Инвентаризация расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . . 17-18
Глава 3. ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ . . . . . . 19-22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
« ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
РЕФЕРАТ по дисциплине Бюджетный учет и отчетность:
Тема: Инвентаризация активов и обязательств в бюджетных учреждениях и порядок отражения в бюджетном учете ее результатов
Студентки Колесник О.В.
Группа № 5Ф1 Курс № 5
Факультет
Специальность Финансы и кредит
Отделение
Руководитель Васина Н.В.
Омск-2011/2012уч. год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ . . . . . 4
Глава 2. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ . . . . . . . . 8
2.1. Инвентаризация нематериальных активов . . . . . . . . . . . 8-9
2.2. Инвентаризация основных средств . . . . . . . . . . . . . . 9-11
2.3. Инвентаризация финансовых вложений . . . . . . . . . . . . 11-12
2.4. Инвентаризация материальных запасов . . . . . . . . . . 12-14
2.5.Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности . . . . . . . . . . . . . . . . . 15-17
2.6. Инвентаризация расчетов . . . . . . . . . . . . . . . . . 17-18
Глава 3. ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ . . . . . . 19-22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ . . . . . . . . . . 23
ВВЕДЕНИЕ
Учет в бюджетных учреждениях как самостоятельный предмет имеет значительное количество отличий от учета в коммерческих организациях. Такие отличия, прежде всего, возникают из тех особенностей, которые имеются в бюджетном учете: все имущество, активы и обязательства бюджетного учреждения являются государственной собственностью, и право на собственность отделено от права распоряжаться этой собственностью. Поэтому государство с особой тщательностью следит за наличием своего имущества и его состоянием, прибегая к оперативному и последующему контролю бюджетных учреждений посредством контролирующих органов – Территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, контрольно-ревизионных управлений и отделов при министерствах и ведомствах. Таким образом, бюджетные учреждения должны проводить инвентаризацию с особой тщательностью, соблюдая все нормативные требования, так как имущество, активы и обязательства находятся у них в оперативном управлении и являются строго контролируемыми.
Обеспечение достоверности данных бюджетного учета и контроль за имуществом, активами и обязательствами в бюджетных учреждениях – это не только одна из основных задач бухгалтерии бюджетного учреждения. Инвентаризация имущества, активов и обязательств бюджетных учреждений – еще и средство информирования государства об эффективности инвестиций в такие значимые сферы государственного влияния, как здравоохранение, образование, культура, управление, которые выполняют социально-значимые для государства функции – защиту и обеспечение прав населения.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Срок проведения инвентаризации в бюджетном учреждении перед составлением годовой бухгалтерской отчетности определяется руководителем учреждения.
Обычно ее проводят в конце отчетного года. Однако некоторые учреждения делают это заранее, уже после 1 октября, поскольку в конце года появляется много других неотложных дел. Такую возможность им дает п. 7 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом МФ РФ от 10 февраля 2006 г. № 25н и Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом МФ РФ от 13 июня 1995 г. № 49. В частности, если инвентаризация имущества проведена после 1 октября отчетного года, то второй раз перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ее проводить уже не надо.
Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Для оформления
инвентаризации бюджетные учреждения
применяют следующие формы
Как должна проходить инвентаризация, установлено Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее – Методические указания).
Согласно п. 2.2 Методических указаний организация должна иметь постоянно действующую инвентаризационную комиссию, а при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств ею создаются еще и рабочие инвентаризационные комиссии. Обычно в них входят представители администрации, работники бухгалтерии, а также другие специалисты (инженеры, экономисты, юрисконсульты, техники и т. д.). Кроме этого, в состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита учреждения и независимых аудиторских организаций.
При комплектовании комиссии руководителю необходимо учесть следующее правило. В состав комиссии должны входить только те специалисты, которые обязательно будут присутствовать при ее проведении, поскольку отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.3 Методических указаний).
Основными целями инвентаризации являются:
Перед тем как начать проверку остатков имущества, инвентаризационная комиссия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, а председатель инвентаризационной комиссии обязан их завизировать с указанием «до инвентаризации на “____”» (дата).
Кроме этого, материально ответственные лица учреждения должны дать расписки в том, что к началу инвентаризации они сдали в бухгалтерию или передали комиссии все расходные и приходные документы на имущество, а также в том, что все ценности, поступившие на их материальную ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, которым были выданы подотчетные суммы для покупки имущества или доверенности на его получение.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации комиссия определяет путем обязательного его подсчета, взвешивания, обмера. Для этого руководитель организации должен создать необходимые условия: обеспечить рабочей силой для перевешивания и перемещения грузов, технически исправным весовым хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой и т. д.
Однако по материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, фактическое количество этих ценностей комиссия может определять на основании документов при условии обязательной проверки в натуре (на выборку) части этих ценностей; определение веса (или объема).
Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи не менее чем в двух экземплярах. Их формы утверждены постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (в редакции от 3 мая 2000 г.).
Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом.
При ручном способе они заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Если в описях допущены ошибки, то их исправление производится путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных записей. Все исправления в описях должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
ГЛАВА 2 . ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
2.1. Инвентаризация нематериальных активов
Согласно п. 3.8 Методических указаний при инвентаризации нематериальных активов необходимо проверить наличие документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у учреждения на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
Инвентаризация нематериальных
активов проводится по местам хранения
документов, материально ответственным
лицам и оформляется
2.2. Инвентаризация основных средств
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому объекту, кроме объектов стоимостью до 1000 рублей включительно, а также мягкого инвентаря, посуды независимо от стоимости, независимо от того, находится ли он в эксплуатации, в запасе или на консервации, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер (например, 1101050001).
Номер состоит из десяти знаков. Первая цифра обозначает код вида деятельности (0 – отсутствует возможность отнесения к определенному виду деятельности, 1 – бюджетная деятельность, 2 – приносящая доход деятельность; 3 – деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении), со второго по четвертый знак включительно – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета, пятый и шестой знаки – код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета, последние четыре знака – порядковый номер предмета в группе. Например, уникальный инвентарный порядковый номер – 1101050001 обозначает: 1 – использованы бюджетные средства, синтетический счет 101 «Основные средства», аналитический счет 05 – транспортные средства, порядковый номер объекта 0001.
Перед проведением инвентаризации основных средств проверяется наличие и состояние:
При отсутствии последних необходимо обеспечить их получение или оформление (п. 3.1 Методических указаний).
Инвентаризация проводится по местам хранения и материально ответственным лицам и оформляется инвентаризационной описью (форма № 401).
При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные показатели.
При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности организации. Проверяется также наличие документов на земельные участки, водоемы и другие объекты природных ресурсов, находящиеся в собственности организации.
При выявлении объектов, не принятых на учет, а также объектов, по которым в регистрах бухгалтерского учета отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам. Например, по зданиям – указать их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая полезная площадь), число этажей (без подвалов, полуподвалов и т. д.), год постройки и др.