Межбюджетные отношения в России на современном этапе, пути их совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 12:13, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть межбюджетные отношения в РФ на современном этапе и пути их совершенствования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать сущность и принципы межбюджетных отношений.
2. Выявить основные задачи межбюджетных отношений.
3. Изучить проблемы реформирования межбюджетных отношений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ. БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ
2. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3. ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 39.96 Кб (Скачать файл)

Неоправданно возросло число субвенций и субсидий, не связанных с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет их администрирование, с другой - ограничивает самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.

Причины существования и роста неэффективных расходов ясны - сохранение устаревшей системы финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг.

Стимулы для увеличения собственной доходной базы на региональном и местном уровнях невелики. Практически ни один элемент налоговой базы, кроме относительно небольших источников (налоги на имущество), не относится напрямую к источникам доходов этих бюджетов. Даже передача на региональный уровень дополнительного норматива отчислений по налогу на прибыль проблему пополнения доходной части бюджетов не решила, поскольку уже с ноября 2008 года поступления от взимания этого налога существенно сократились, а возможность воздействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на поступление этого налога фактически отсутствует.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты недополучают доходы в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями.

Основной целью реформирования системы межбюджетных трансфертов РФ должно стать повышение качества бюджетного процесса и финансового менеджмента в субъектах Российской Федерации, в том числе за счет расширения практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки из федерального бюджета.

В целях решения проблем в сфере межбюджетных отношений следует действовать в следующих направлениях:

1. Инвентаризация, анализ  финансового обеспечения и оптимизация  публичных обязательств.

2. Обеспечение режима  экономного и рационального использования  бюджетных средств, оптимизация  расходов на содержание органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления.

3. Обеспечение реструктуризации  бюджетной сети при сохранении  качества и объемов государственных  и муниципальных услуг, разработка  критериев качества предоставления  услуг, методик расчета финансового  обеспечения государственных и  муниципальных заданий, переход  от финансирования бюджетных  учреждений к финансированию  предоставления государственных  и муниципальных услуг.

4. При значительном снижении  доходов бюджетов субъектов Российской  Федерации и местных бюджетов (более 30 процентов по сравнению  с аналогичным периодом предыдущего  финансового года), что требует  предоставления финансовой помощи  из вышестоящих бюджетов, необходимо  усиление механизмов финансового  администрирования, предусматривающих  подписание соглашений между  федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления об объеме и направлениях расходов бюджетов соответствующих публично-правовых образований, в которых произошло снижение доходов.

5. Создание стимулов для  повышения качества управления  бюджетным процессом на региональном  и местном уровнях, включая создание  системы мониторинга и оценки  качества управления бюджетным  процессом в субъектах Российской  Федерации и муниципальных образованиях, разработка показателей оценки  качества такого управления.

6. Выделение субсидий  субъектам Российской Федерации  исключительно в случаях, когда  они направлены на снижение  значительных различий между  субъектами Российской Федерации  в обеспечении предоставления  отдельных государственных услуг, а также на повышение качества  отдельных государственных услуг  в целом по Российской Федерации.

7. Переход в ряде случаев  от предоставления субсидий к  конкурсной системе выделения  грантов из федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской  Федерации на структурные преобразования.

8. Активное расширение  региональных и местных полномочий  с учетом принципа закрепления  за каждым уровнем власти тех  из них, которые могут быть  наиболее эффективно выполнены  на данном уровне власти.

9. Дальнейшее усиление  стимулов для увеличения собственной  доходной базы бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов, прежде всего за счет  развития и поддержки малого  и среднего предпринимательства.

Необходимо рассмотреть вопрос о разработке механизма компенсации бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам выпадающих доходов в связи с льготами и изъятиями из объекта налогообложения по региональным и местным налогам, установленным федеральным законодательством.

Должна быть повышена ответственность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за выполнение возложенных на них функций.

В период экономического кризиса особо важное значение приобретает мониторинг финансового состояния субъектов Российской Федерации, выполнения ими расходных обязательств, в первую очередь мониторинг своевременности и полноты выплат заработной платы работникам бюджетной сферы и социальных выплат гражданам, состояния кредиторской задолженности по этим обязательствам.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны осуществить оптимизацию расходов, принять все меры по мобилизации доходов и сокращению дефицита. Необходимо более ответственно подходить к принятию новых обязательств, в том числе решений по регулированию оплаты труда в бюджетной сфере, которые должны приниматься соответствующими органами власти на региональном и местном уровнях самостоятельно с учетом имеющихся бюджетных ограничений.

В случае невыполнения субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями своих обязательств, а также в случае неэффективного использования финансовой помощи следует инициировать введение временной финансовой администрации. При этом в целях более оперативного решения вопросов восстановления платежеспособности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимо уточнить критерии и упростить процедуру ее введения.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит не только социально-экономическое развитие страны, но и взаимоотношения между федеральным центром и регионами.

Бюджетный федерализм определяет взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Построение подлинного бюджетного федерализма немыслимо при нерешенности основных проблем федерализма в государстве.

Проблема реформирования межбюджетных отношений является одним из самых актуальных направлений совершенствования бюджетной системы. В экономической литературе обсуждается широкий спектр вопросов этой проблемы. При этом каждая точка зрения содержит в себе определённое рациональное содержание и требует соответствующего анализа.

В настоящее время дефицитна значительная часть бюджетов, как субъектов федерации, так и муниципальных образований. Поэтому встречные потоки финансовых средств между бюджетами обусловлены необходимостью восполнять этот дефицит через перераспределение доходов между территориями. Однако и сегодня могут быть сформулированы предложения, которые в будущем не только оптимизируют межбюджетные потоки, но и помогут разрешить современные бюджетные проблемы.

Далеко не всегда органами государственной власти субъектов РФ соблюдаются установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации принципы финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, в том числе - закрепление за местными бюджетами на долгосрочной основе отчислений от налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ. С трудом преодолеваются традиции «централизованного регулирования» доходов и расходов местных бюджетов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Бюджетная система РФ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Education/distant/publfinance_2003_/publfinance_2003_09_/publfinance_2003_09_000.htm
    2. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие для вузов / Г.Б.Поляк и др.; Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 303 с.
    3. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России: учебное пособие / Л.С. Гринкевич, Н.К. Сагайдачная, В.В. Казаков, Ю.А.Рюмина. – М: КНОРУС, 2007. – 560 с.
    4. Гринкевич Л.С., Казаков В.В. Межбюджетные отношения в Российской Федерации на современном этап.// Известия Томского политехнического университета. – 2008. – № 6.
    5. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/
    6. Миляков Н.В. Финансы: самое главное. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.be5.biz/ekonomika/fmnv/index.htm
    7. Мягкова Т. Л. Финансы, денежное обращение и кредит: самое главное. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://be5.biz/ekonomika/f007/index.htm
    8. Подъяблонская Л. М. Финансы. – 2011. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://biz-books.biz/finansy/finansyi-podyablonska.html
    9. Федеральное Казначейство. Официальный сайт Казначейства России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/
    10. Энциклопедия Грэндаст. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/

 


Информация о работе Межбюджетные отношения в России на современном этапе, пути их совершенствования