Планирование расходов бюджетов на ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 18:39, курсовая работа

Краткое описание

Осуществляемая реформа жилищно-коммунального хозяйства является одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в Российской Федерации. Из вопроса «местного значения» реформа жилищно-коммунального хозяйства превратилась в ключевой вопрос государственной социально-экономической политики, без решения которого успешное преодоление бюджетного кризиса является проблематичным.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты планирования расходов бюджетов на ЖКХ 5
2. Методика планирования расходов бюджетов на ЖКХ 13
3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджетов на ЖКХ 23
Заключение 29
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

мое планирование (1).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

Введение

 

Осуществляемая реформа  жилищно-коммунального хозяйства  является одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в Российской Федерации. Из вопроса «местного значения» реформа жилищно-коммунального хозяйства превратилась в ключевой вопрос государственной социально-экономической политики, без решения которого успешное преодоление бюджетного кризиса является проблематичным.

Серьезное беспокойство у глав местного самоуправления вызывает сам механизм бюджетного финансирования жилищно-коммунальной сферы, действующий  в настоящее время.

Перечисления на нужды  ЖКХ из федерального бюджета в настоящее время поступают в виде трансфертов и «размываясь» в региональном бюджете подчас идут на цели, весьма далекие от ЖКХ. Поступление средств из федерального бюджета, осуществляемое в форме трансфертов регионам, не дает гарантий того, что даже в случае выполнения субъектом Российской Федерации всех необходимых стандартов, эти средства поступят в полном объеме и будут использованы по назначению. Очевидно, что в этом случае существенно снижаются возможности контроля получателя за правильностью и обоснованностью формирования Министерством финансов России бюджетной дотации на содержания ЖКХ.

С другой стороны, нецелевой  характер трансфертов и отсутствие механизма ответственности получателя (субъекта Федерации) за использование  средств по назначению не позволяют федеральным структурам проконтролировать весь путь их продвижения, а органам местного самоуправления учитывать поступление этих денег при планировании процесса реформы ЖКХ в своих муниципальных образованиях.

Учитывая общегосударственный масштаб и политическое значение реформы жилищно-коммунального хозяйства, механизм поддержки этой сферы из федерального бюджета должен носить целевой характер, быть абсолютно «прозрачным» и предусматривать ответственность получателей за использование средств по прямому назначению. Эта задача может быть решена путем отказа от использования трансфертов и замены их целевыми субвенциями, направляемыми субъектам Федерации на нужды ЖКХ через систему территориальных органов Федерального казначейства.

Подобный механизм должен быть рекомендован субъектам Российской Федерации для осуществления финансовой поддержки жилищно-коммунальной сферы за счет средств региональных бюджетов. Поскольку бюджетные средства в течение ближайших лет будут оставаться одним из основных финансовых ресурсов обеспечения реформы ЖКХ, их максимально эффективное использование является важной государственной задачей.

Таким образом, актуальность изучения проблем финансирования ЖКХ  является неоспоримой.

Цель работы – провести анализ планирования расходов бюджетов на ЖКХ.

В соответствии с поставленной целью  целесообразно выделить круг решаемых в работе задач:

- изучить теоретические аспекты планирования расходов бюджетов на ЖКХ;

- проанализировать методики планирования расходов бюджетов на ЖКХ;

- определить перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджетов на ЖКХ.

 

 

1. Теоретические аспекты планирования расходов бюджетов на ЖКХ

 

Бюджет, согласно нормам российского бюджетного законодательства, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [17, с. 134].

За предшествующие годы формирования в Российской Федерации рыночной экономики в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) накопились серьезные нерешенные проблемы.

ЖКХ является одной из важнейших  отраслей обслуживания и представляет собой наиболее крупную часть  народного хозяйства нашего государства. Производственная структура ЖКХ  в настоящее время интегрирует более 30 видов деятельности, ведущие из которых жилищное хозяйство, теплоснабжение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение и очистка сточных вод.

На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой  системы ЖКХ большинства российских муниципальных образований (в первую очередь системы водоснабжения и канализации) морально и физически изношены на 80 - 90% и требуют капитального ремонта или даже полной замены. Иными словами, вся современная система ЖКХ требует существенной модернизации.

Основная причина сложившегося положения - хроническая нехватка финансовых ресурсов у органов местного самоуправления и органов власти субъектов Российской Федерации, приводящая к недостаточному бюджетному финансированию ЖКХ, а также  низкие частные инвестиции в указанной сфере. Еще одной причиной кризиса следует назвать отсутствие в данной сфере отлаженной и эффективной системы контроля за освоением и целевым расходованием имеющихся финансовых средств. Наконец, кризис системы ЖКХ во многом обусловлен недостаточным использованием органами местного самоуправления современных инструментов, позволяющих оптимизировать работу в этой сфере. В целом можно утверждать, что на современном этапе в сфере ЖКХ отсутствуют эффективные экономические отношения.

Как показывает практика, основным современным направлением преодоления кризиса в сфере ЖКХ является изменение системы финансирования, т.е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания.

Зачастую органы местного самоуправления принимают решения  об увеличении тарифов оплаты жилищно-коммунальных услуг потребителями, не проводя  никаких преобразований и мероприятий в сфере ЖКХ с целью снижения себестоимости жилищно-коммунальных услуг и выявления необоснованных затрат в сфере ЖКХ. Однако даже при оплате потребителями жилищно-коммунальных услуг в полном объеме получаемых органами местного самоуправления финансовых средств хватает лишь на проведение текущего ремонта, и они практически не используются на осуществление столь необходимой комплексной модернизации и коренного обновления технической базы ЖКХ.

С началом экономических  реформ ЖКХ было той отраслью экономики, где преобладала государственная и муниципальная собственность на средства производства, а управление такой собственностью передано государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Доля частных компаний в общем объеме производства и реализации услуг ЖКХ длительное время была незначительна.

Однако современный  опыт реформирования жилищно-коммунального  хозяйства показывает положительную  динамику по переходу от муниципальной  к частной форме собственности  обслуживающих жилищный фонд организаций. Вхождение частного бизнеса в жилищно-коммунальный сектор экономики является на сегодня приоритетом для публичного собственника имущества ЖКХ [19, с. 39].

Задача органов местного самоуправления заключается в разработке комплекса мер, способствующих повышению инвестиционной привлекательности ЖКХ муниципального образования, в том числе созданию благоприятной среды по инвестиционному проектированию в сфере ЖКХ, учитывающей территориальные особенности, осуществлению контроля за процессом реализации инвестиционных проектов, а также практического содействия в их реализации.

Состояние и специфика  ЖКХ делают актуальным поиск новых  механизмов привлечения кредитного финансирования на модернизацию и замену изношенных элементов ЖКХ на приемлемых для предприятий ЖКХ условиях.

Согласно Прогнозам  социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, разработанным Минэкономразвития РФ, бюджетная политика в 2011 - 2013 гг. в силу сложившихся объективных условий будет оказывать сдерживающий эффект на экономическое развитие.

В соответствии с основными  направлениями бюджетной политики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов ожидается последовательное снижение доходов федерального бюджета  с 22,3% ВВП в 2008 г. и 18,8% ВВП в 2009 г. до 17,4% ВВП в 2011 г., 16,5% ВВП в 2012 г. и 16,1% ВВП к 2013 году. Динамика обусловлена последовательным снижением нефтегазовых доходов с 8,3% в 2010 г. до 6,9% ВВП к 2013 году. При этом с 2010 года впервые за длительное время начала реализовываться политика «точечного» увеличения налоговой нагрузки на экономику. Тем не менее, восстановления доходов к докризисному уровню не ожидается. Аналогичная ситуация прогнозируется и в регионах, где уровень доходов, согласно оценкам, не превысит 13% ВВП против 15% ВВП в 2008 - 2009 годах.

На фоне масштабной поддержки  экономики в кризисные 2008 - 2009 годы в среднесрочной перспективе  будет происходить ужесточение  бюджетной политики на федеральном  и региональном уровнях. По итогам встречи  лидеров государств G20 было принято решение о необходимости сокращения дефицитов бюджетов к 2013 году как минимум в два раза. Аналогичные обязательства взяла на себя и Российская Федерация.

Требуемое сокращение государственных  расходов приводит к необходимости  перехода к сценарию жесткой экономии и приоритезации расходов как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу. Сжатие государственного финансирования, особенно в тех секторах, где бизнес не может заместить государство, объективно является негативным фактором для экономического развития. Повышение налоговой нагрузки также уменьшает ресурсы развития частного сектора.

Потребительские расходы  консолидированного бюджета будут  во многом ограничены решениями, которые  не предполагают роста реальной заработной платы бюджетников и госслужащих в период 2011 - 2013 годов.

Инвестиционные расходы  в реальном выражении сократятся в 2011 и 2012 году, при этом в 2012 году расходы сократятся и номинально, а в реальном выражении сокращение достигнет 10 процентов. Это связано с завершением ряда крупных проектов (так, строительство большинства объектов для проведения саммита АТЭС должно завершиться к 2012 году). Для обеспечения будущего роста потребуется увеличение расходов на развитие транспортной инфраструктуры, ЖКХ. Поэтому в 2013 году возможно увеличение инвестиционных расходов федерального бюджета в реальном выражении, при этом ожидается, что региональные бюджеты начнут наращивать инвестиции уже с 2012 года.

При формировании бюджета  субъекта Российской Федерации финансовый орган столкнулся с проблемой отражения операций, связанных с расходованием средств, полученных от государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", и средств бюджета субъекта Российской Федерации для проведения капитального ремонта многоквартирных домов [11, с. 14].

Для отражения указанных  расходов в соответствии с Письмом  Министерства финансов Российской Федерации  от 14 февраля 2008 г. N 02-14-11/320 были утверждены целевые статьи:

0980000 "Обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда";

0980100 "Обеспечение мероприятий  по капитальному ремонту многоквартирных  домов и переселению граждан  из аварийного жилищного фонда  за счет средств, поступивших от государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";

0980101 "Обеспечение мероприятий  по капитальному ремонту многоквартирных  домов";

0980102 "Обеспечение мероприятий  по переселению граждан из  аварийного жилищного фонда";

0980200 "Обеспечение мероприятий  по капитальному ремонту многоквартирных  домов и переселению граждан  из аварийного жилищного фонда  за счет средств бюджетов";

0980201 "Обеспечение мероприятий  по капитальному ремонту многоквартирных  домов";

0980202 "Обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда".

При этом в федеральном  бюджете предусмотрены целевые  статьи 098 0000 "Содействие развитию жилищного  строительства" и 098 0100 "Субсидии в виде имущественного взноса в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства".

Целевые статьи 098 0000 "Содействие развитию жилищного строительства" и 098 0100 "Субсидии в виде имущественного взноса в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства" классификации расходов бюджетов, утвержденные в Приложении 6 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2009 год" к Федеральному закону от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" (порядок их применения установлен в п. 3.2.2 разд. III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 145н), отражают расходы федерального бюджета на внесение имущественного взноса в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, обусловленные положениями Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства". То есть данные целевые статьи предусмотрены в ведомственной структуре расходов федерального бюджета для отражения расходов на финансирование расходного обязательства федерального бюджета [11, с. 15].

Одновременно следует  отметить, что целевые статьи 098 0000 "Содействие развитию жилищного  строительства" и 098 0100 "Субсидии в виде имущественного взноса в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства" классификации расходов бюджетов (порядок их применения установлен п. 3.2.2 разд. III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 145н), утвержденные в Приложении 6 "Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2009 год" к Федеральному закону от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", отражают расходы федерального бюджета на внесение имущественного взноса в Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и используются в увязке с подразделом 0114 "Другие общегосударственные вопросы", видом расходов 019 "Субсидии некоммерческим организациям" классификации расходов бюджетов. Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в рамках указанных подраздела и вида расходов классификации расходов бюджетов Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации не предусматривается.

Информация о работе Планирование расходов бюджетов на ЖКХ