СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
- ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………...5
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ
БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ……………………………………………………………………...11
- РАЗВИТИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ БЮДЖЕТНЫХ РЕФОРМ…………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Органы государственной власти всех
уровней каждой страны для выполнения
возложенных на них функций должны создать
бюджетную систему для финансовых
отношений. Для этого в каждом государстве
современного мира созданы бюджеты, которые
обеспечивают систему его хозяйствования,
обеспечения социальных направлений.
Бюджет государства - важный документ,
от содержания которого зависит функционирование
законодательной власти, аппаратов управления,
благоустройства территориальных единиц
и т.д. В каждом государстве бюджетная
система и бюджетное устройство – это
своя особенная структура, которая обусловлена
некоторыми факторами:
- Форма государственного устройства (унитарное (единое), федеративное);
- Административно-территориальное деление
государства;
- Уровень развития экономики.
Основная часть бюджетного устройства
– бюджетная система государства. Она
представляет собой все бюджеты государства,
которые взаимосвязаны между собой экономическим
и юридическими отношениями.
Безусловно, в каждом государстве свои
особенности бюджетного устройства. Например,
в США бюджет делится на две части: бюджет
правительства и доверительные фонды.
Бюджет Великобритании делится на обычный
бюджет и национальный фонд займов. Итальянский
бюджет также состоит из двух частей: счета
текущих операций и счета движения капиталов.
Более сложная структура бюджета Франции,
она состоит из центрального бюджета с
присоединенными к нему бюджетами государственных
организаций и специальных счетов казначейства.
В данной курсовой работе речь пойдет
о принципах организации бюджетной системы
и устройства в Российской Федерации.
Цель: рассмотреть содержание и трансформацию
бюджетной системы и устройства Российской
Федерации.
Объект: бюджетная система Российской
Федерации.
В связи с темой поставлены следующие
задачи:
- Охарактеризовать бюджетную
систему и бюджетное устройство Российской
Федерации;
- Рассмотреть основные принципы организации бюджетной системы
Российской Федерации;
- Проанализировать, как развивается бюджетная система Российской Федерации в условиях современных бюджетных
реформ.
- ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТНОЙ
СИСТЕМЫ И БЮДЖЕТНОГО УСТРОЙСТВА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Бюджетное устройство определяет организацию
бюджетной системы, взаимоотношения ее
звеньев, правовые основы функционирования
бюджетов, их состав и структуру, процедурные
вопросы формирования и использования
бюджетных средств1.
В разделе 1 Бюджетного Кодекса
Российской Федерации к бюджетному устройству
относятся следующие элементы:
Бюджетная система Российской
Федерации;
Бюджетная классификация Российской
Федерации;
Принципы бюджетной системы
Российской Федерации.
Бюджетная система
и бюджетная классификация РФ будут рассмотрены
в этой части курсовой работы, а принципам
бюджетной системы будет посвящена вторая
глава курсовой работы.
Бюджетная система
Российской Федерации - основанная на
экономических отношениях и государственном
устройстве Российской Федерации, регулируемая
законодательством Российской Федерации
совокупность федерального бюджета, бюджетов
субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов2. Она играет большую
роль при реализации финансовой политики
нашей страны, способствует росту экономики.
Совокупность всех видов бюджетов образует
бюджетную систему государства.
Исходя из того, что Российская
Федерация – государство с федеративным
устройством, бюджетная система состоит
из трех частей:
бюджетов субъектов Федерации;
Можно сказать, что звеньями
бюджетной системы Российской Федерации
являются: центральный федеральный бюджет;
бюджеты субъектов РФ - республиканские
бюджеты республик в составе РФ, краевые
и областные бюджеты краев и областей,
городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты местных административно-территориальных
образований - районные бюджеты районов,
городские бюджеты городов (кроме Москвы
и Санкт-Петербурга), районные бюджеты
районов в городах, бюджеты поселков и
сельских населенных пунктов.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного
Кодекса Российской Федерации3 (далее БК РФ) к элементам бюджетной
системы РФ относятся следующие уровни:
- первый уровень - федеральный
бюджет и бюджеты государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации;
- второй уровень - бюджеты субъектов
Российской Федерации и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень - местные бюджеты,
в том числе: бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения и бюджеты городских и сельских
поселений.
На конец 2012 - начало 2013 гг.: в
России 83 субъекта федерации. Из них: 46
областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города
федерального значения, 1 автономная область,
4 автономных округа4. Каждый из перечисленных элементов
- автономны и самостоятельны, но в соответствии
с БК РФ возможно составление консолидированного
бюджета. Консолидированный бюджет –
это свод бюджетов бюджетной системы РФ
на соответствующей территории5. Этот бюджет используется
для свода статистических показателей
и анализа показателей бюджетной системы,
в частности, при установлении нормативов
отчислений от федеральных налогов в бюджеты
субъектов Федерации. Консолидированный
бюджет РФ не утверждается законодательным
органом власти.
Сущность бюджета России, выражается
в его функциях. Функции бюджетных отношений,
выражаются в:
- образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);
- использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);
- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, и на этой основе - за динамикой
экономического развития, за ходом социально-экономических
процессов в целом.
Бюджет выполняет следующие
задачи:
- перераспределение ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществления социальной политики
государства;
- контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
В современных условиях все
в большей степени региональные органы
власти призваны обеспечить комплексное
развитие регионов, пропорциональное
развитие производственной и непроизводственной
сфер на подведомственных территориях.
Значительно возрастает их координационная
функция в экономическом и социальном
развитии территорий.
В соответствии с Бюджетным
кодексом РФ доходы региональных бюджетов
формируются за счет собственных и регулирующих
доходов.
На рисунке 1.1.наглядно представлено
бюджетное устройство Российской Федерации
в упрощённом виде.
Рисунок 1.1.«Бюджетное
устройство РФ»
Бюджеты разрабатываются и
утверждаются в виде законов каждого уровня:
государственный бюджет – федеральный
закон, бюджет субъекта РФ – закон субъекта
РФ, местный бюджет – муниципальные правовые
акты. Все они предназначены для выполнения
расходной части бюджета. Причем иных
форм, для организации и расхода этой части
бюджета не предусмотрено. Эту систему
разработки и утверждения можно представить
в виде следующей схемы (см. рис. 1.2.).
Рисунок 1.2.«Система
разработки бюджетов РФ разных уровней»
В рамках рассмотрения вопроса бюджетной
системы необходимо отметить, что бюджеты
государственных и территориальных внебюджетных
фондов относятся к первому и второму
уровням бюджетной системы соответственно.
Но эти бюджеты фактически не относятся
к бюджетной системе РФ, потому что, во
первых, он утверждаются отдельными законами
на соответствующем уровне (федеральном
или территориальным), во вторых, бюджеты
субъектов РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных фондов
также имеют форму закона - закона субъекта
Российской Федерации. Расходование средств
государственных внебюджетных фондов
носит исключительно целевой характер.
Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется
Федеральным казначейством Российской
Федерации. Отчет об исполнении бюджета
государственного внебюджетного фонда
составляется органом управления соответствующего
фонда и также представляет собой федеральный
закон. Исполнение бюджетов контролируется
органами государственного финансового
контроля. Государственными внебюджетными
фондами Российской Федерации являются:
- Пенсионный фонд Российской
Федерации;
- Фонд социального страхования
Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования.
В развернутом виде консолидированный
бюджет РФ можно представить в следующем
виде (см. рис.1.3).
Теперь необходимо рассмотреть
бюджетную классификацию РФ, которая является
суммированием расходов, доходов и источников
финансирования дефицита бюджетной системы
РФ.
Она включает в себя:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования
дефицитов бюджетов;
классификацию операций публично-правовых образований.
Рисунок 1.3.«Структура
консолидированного бюджета РФ»
Таким образом, рассмотрев особенности
бюджетной системы РФ можно сказать, что
бюджетная система Российской Федерации
механизм чрезвычайно сложный, как сам
в целом, так и сложны его элементы - бюджеты
всех уровней. По средствам бюджетов создается
баланс расходов и доходов государства,
происходит перераспределение между субъектами.
Бюджетная система РФ - не просто средство
государственного экономического регулирования,
она позитивно или негативно (при правильном
или неправильном подходах) влияет на
рост экономики и развитие социальной
политики, ускоряет или замедляет научно-технический
прогресс и т.д. Говоря о Российской Федерации
– как о государстве с федеративным устройством,
то необходимо отметить, что грамотный,
адекватный подход к разработке бюджета
(как государственного в целом, так и бюджетов
всех уровней в частности) - это залог успеха.
К этому приведет не просто его разработка,
а правильное соотношение бюджетов всех
уровней. Рациональное функционирование
бюджетной системы возможно и рационально
в случае если правильно выстроены отношения
между бюджетами всех уровней, когда четко
и справедливо соблюден баланс расходов
и доходов.
- ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ
ОРГАНИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Как и всякая система, бюджетная
система РФ основана на принципах. Как уже было сказано ранее,
в бюджетном устройстве стран существуют
различия, но имеются и общие принципы
организации бюджетной системы. Это является
третьей характеристикой бюджетного устройства,
о которой говорилось в первой главе курсовой
работы.