Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 23:45, контрольная работа

Краткое описание

Бюджетная система Российской Федерации - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права. Скоординированные во времени, экономическом и социальном пространстве бюджетные взаимоотношения между объектами бюджетного процесса представляют собой сложную динамически изменяющуюся систему.
В формировании и развитии экономической структуры современного общества определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
1. Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации…………... 4
1.1. Состав и особенности бюджетной системы РФ …………...……… 4
1.2. Принципы организации бюджетной системы РФ……….…..…….. 7
2. Практическое задание «Составление проекта бюджета района»………. 11
2.1. Доходы бюджета……………….……………………………………..11
2.2. Расходы бюджета…………………………………………………….. 15
2.3. Проект бюджета района……………………………………………... 41
2.4. Пояснительная записка………………………………………………. 42
Список использованной литературы……………………………………….. 45

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное унитарное  образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ

 

 

 

 

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная РАБОТА

 

По дисциплине «Бюджетная система РФ»

 

На тему «Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации»

 

Вариант №2, 3.

 

 

 

 

 

Исполнитель: Салахова Л.И.

Специальность: Финансы  и кредит

Специализация: Финансовый менеджмент

№ зачетной книжки: 09ффд41167

Руководитель: Рахматуллина Ю.А.

 

 

 

 

Уфа - 2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….

3

1. Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации…………...

4

1.1. Состав и особенности бюджетной системы РФ …………...………

4

1.2. Принципы организации бюджетной системы РФ……….…..……..

7

2. Практическое  задание «Составление проекта бюджета района»……….

11

2.1. Доходы бюджета……………….……………………………………..

11

2.2. Расходы бюджета……………………………………………………..

15

2.3. Проект бюджета района……………………………………………...

41

2.4. Пояснительная записка……………………………………………….

42

Список использованной литературы………………………………………..

45


 

 

Введение

       Бюджетная система Российской Федерации - это совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права. Скоординированные во времени, экономическом и социальном пространстве бюджетные взаимоотношения между объектами бюджетного процесса представляют собой сложную динамически изменяющуюся систему.

        В формировании и развитии экономической структуры современного общества определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. 

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов и обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

В первой части контрольной работы будут приведены основные черты бюджетной системы РФ, а именно рассмотрены её состав и принципы организации. Во второй части контрольной работы исследование будет дополнено практическими данными путем составления бюджета района по заданным критериям.

 

1. Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации

1.1. Состав и особенности бюджетной системы РФ

Для управления процессом формирования доходов государства и финансирования его расходов сложились современные институты (казначейства, министерства финансов и т.д.). Существующая в настоящее время бюджетная система РФ стала центральным звеном государственных финансов. Она основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется нормами права и представляет собой совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

В различных социально-экономических системах движение материальных благ и услуг происходит также в форме движения денежных потоков, и часть этих потоков направлена на создание денежных фондов государства. По мере развития в различных странах социально–экономической роли государства объем централизуемых на государственном уровне ресурсов постепенно возрастал, в связи с чем все более актуальным становилось их более эффективное использование.

Формирование  доходов обеспечивается на основе налогов  и других обязательных платежей, плательщиками  которых являются граждане и юридические  лица. Расходы бюджетов, как правило, связаны с выполнением функций государства (обеспечение функционирования всех государственных структур, содержание законодательной и исполнительной власти, финансирование науки, культуры, образования, здравоохранения, национальной экономики и обороны).

             Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства, в котором отражены поступления доходов и использование этих доходов для финансирования бюджетной среды.

В РФ принята трехуровневая бюджетная система. Эта система регулируется Конституцией РФ и Бюджетным кодексом. Она действует с 1 января 2000 г. и в связи с изменениями, вносимыми в бюджетный процесс, постоянно корректируется. Рассмотрим состав бюджетной системы РФ подробнее на рисунке (Рисунок 1).

Рисунок 1.1. – Бюджетная система РФ

Первый  уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных  внебюджетных фондов. За счет федерального бюджета финансируются все расходы, связанные с централизованным управлением  процесса реализации функций государства.

Второй  уровень. Бюджеты субъектов РФ и территориальная составляющая государственных внебюджетных фондов - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации (производственная сфера, легкая и пищевая промышленность, коммунальное хозяйство, транспорт и связь).

Третий  уровень – это бюджеты муниципальных образований. Развитие муниципального сектора экономики является в настоящее время неотъемлемой составляющей социально-экономического развития страны. Одна из важнейших задач данного сектора – повышение качества общественных услуг, решение обострившихся проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов Федерации, которые позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом. Обычно консолидированный бюджет составляется при разработке проекта федерального бюджета, в виде прогноза, на основе которого в процессе рассмотрения закона о бюджете уточняются пропорции бюджетов различных уровней бюджетной системы. В таблице (таблица 1) представлен прогноз консолидированного бюджета на 2006-2007 гг. Он дает достаточное представление о структуре расходов федерального бюджета и консолидированного бюджета субъектов РФ. [5, стр. 13-17]

Реформирование бюджетной  системы производится с помощью  бюджетных реформ, которые проводятся по трем направлениям:

1) реформирование межбюджетных  отношений. Главным итогом данного направления стало разделение уровней бюджетной системы РФ с определением на постоянной основе для каждого ее уровня полномочий, доходов и расходных обязательств;

2) реформирование бюджетного  процесса. Предусматривают осуществление мероприятий по внедрению среднесрочного планирования и исполнения бюджета, ориентированных на результаты, ведение новой бюджетной классификации и бюджетного учета, изменение процедур составления исполнительными органами и рассмотрения представительными органами власти проектов бюджетов;

3) реформирование бюджетной сети. В рамках этого направления предстоит решить задачи по оптимизации сети бюджетных учреждений, их реорганизации, внедрению новых форм их финансирования, разработке и использованию методов финансирования бюджетных расходов, ориентированных на результат. [3, стр. 27-28].

По своему типу бюджетная  система РФ относится к смешанной. Она сочетает в себе признаки различных систем, однако к основным ее особенностям относят:

1) высокую долю ВВП, централизуемую для финансирования государственных расходов. В настоящее время через бюджетную систему перераспределяется и используется свыше трети ВВП.

2) присутствие «остатков» прежней социальной защиты граждан за счет бюджетов всех уровней. Социальная направленность бюджетной политики России в последние годы проявляется все более отчетливо в связи с реализацией национальных проектов.

3) приоритетное развитие  нематериального производства как  фактора усиления социально-реабилитационных  функций общества, по значимости приравниваемых к функциям социальной экологии. В России экономика и социальная сфера имеют все признаки сильной деформации, прежде всего с точки зрения содержания ее «социальности». [5, стр. 20-26].

 

1.2. Принципы организации бюджетной системы РФ

В соответствии со ст. 28 БК РФ бюджетная система РФ основана на нескольких принципах.

1.  Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Означает закрепление доходов и расходов за субъектами бюджетной системы, определение полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

2  Единство бюджетной системы. Данный принцип предполагает единство бюджетного законодательства, принципов организации бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства. Так же предполагается единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности.

 

3. Самостоятельность бюджетов. Означает для органов государственной власти и местного самоуправления самостоятельное обеспечение сбалансированности бюджетов и эффективности использования бюджетных средств, а так же самостоятельное осуществление бюджетного процесса, в пределах компетенции установление региональных и местных налогов, определение форм и направлений расходования собственных средств.

Одновременно принцип  вводит следующие ограничения:

1) недопустимость установления  расходных обязательств бюджета  за счет средств бюджетов двух  или более уровней или за  счет средств консолидированных  бюджетов, или без определения  бюджета;

2) недопустимость ведения  в действие в течение финансового  года изменений бюджетного или налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах;

3) недопустимость изъятия  в течение финансового года  дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований. Данный принцип означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с БК РФ.

5. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов. Включает в себя следующие аспекты:

1) все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов подлежат  отражению в бюджетах в обязательном  порядке и в полном объеме;

2) все государственные  и муниципальные расходы подлежат  финансированию за счет бюджетных  средств, средств государственных  внебюджетных фондов, аккумулированных  в бюджетной системе РФ;

3) налоговые кредиты,  отсрочки и рассрочки по уплате  налогов полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств. Означает, что при составлении и исполнении бюджетов получатели денежных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Бюджетная система РФ, ее состав и принципы организации