Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 16:26, курсовая работа
Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Функциональные виды расходов бюджетов. Сущность и специфика конкретной расходной статьи бюджета определяется функцией, с выполнением которой она связана. Функции, задачи, цели государства и муниципалитета являются основанием для функциональной классификации расходов бюджета.
– предоставление материнского (семейного) капитала в 2011 году в сумме 120 816,3 млн. рублей, в 2012 году – 132 690,0 млн. рублей, в 2013 году-144 078,6 млн. рублей. Увеличение бюджетных ассигнований обусловлено увеличением размера материнского (семейного) капитала и численности получателей.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007–2010 годы в 2011–2013 годах не предусмотрены в связи с окончанием действия указанной ФЦП.
Подраздел «Другие вопросы в области социальной политики».
В составе расходов федерального
бюджета по данному подразделу предусмотрены
бюджетные ассигнования на выполнение
функций государственными органами
(оказание государственных услуг) в
2011–2013 годах в сумме 74,8 млн. рублей
ежегодно, в том числе на финансовое
обеспечение единовременного
На социальное обеспечение
населения по данному подразделу
предусмотрены бюджетные
По данному подразделу предусмотрены межбюджетные трансферты в 2011 году в сумме 1 014,0 млн. рублей, в 2012 году – 20,3 млн. рублей, в 2013 году – 26,7 млн. рублей, в том числе:
- на софинансирование в 2011 году социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, в сумме 1 000,0 млн. рублей;
- на финансовое обеспечение затрат на оплату услуг органов (организаций), с которыми Пенсионным фондом России заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и копий платежных документов, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в 2011 году в сумме 14,0 млн. рублей, в 2012 году – 20,3 млн. рублей, в 2013 году – 26,7 млн. рублей.
Субсидии юридическим лицам и некоммерческим организациям предусмотрены в 2011–2013 годах в сумме 2 561,2 млн. рублей ежегодно, в том числе:
– субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов (в связи с отменой налоговых льгот) в сумме 950,0 млн. рублей ежегодно. Увеличение на 18,8% по сравнению с 2010 годом обусловлено повышением тарифов страховых взносов в отношении общественных организаций инвалидов с 2011 года;
– субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям в сумме 599,4 млн. рублей ежегодно;
– субсидии федеральным государственным унитарным протезно-ортопедическим предприятиям на возмещение убытков, связанных с реализацией протезно-ортопедических изделий и оказанием услуг по протезированию по ценам ниже себестоимости, в сумме 11,8 млн. рублей ежегодно;
– субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 1 000,0 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела
предусматриваются бюджетные
- Федеральная целевая программа «Юг России (2008–2013 годы)» в 2011 году в сумме 30,0 млн. рублей, в 2012 году – 18,0 млн. рублей;
- Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2010–2012 годы» в 2011 году в сумме 274,4 млн. рублей, в 2012 году – 326,4 млн. рублей;
- Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы» в 2013 году в сумме 9,9 млн. рублей;
- Государственная программа «Доступная среда на 2011–2015 годы» в 2011 году в сумме 1 708,0 млн. рублей, в 2012 году – 2 256,0 млн. рублей, в 2013 году – 2 300,0 млн. рублей.
Бюджетные ассигнования на
осуществление бюджетных
В рамках реализации непрограммной
части ФАИП будет осуществляться
строительство объектов здравоохранения
социальной направленности, в т.ч. строительство
дома-интерната для
Кроме того, по данному подразделу
предусмотрены бюджетные
2.2 Анализ исполнения расходов Федерального бюджета РФ на социальную политику 2011, 2012 и на плановый период 2013 г.г.
Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что в 2011 году расходы снижаются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год, а в 2012 и 2013 годах увеличиваются по сравнению с соответствующим предыдущим годом. Без учета межбюджетных трансфертов расходы по данному разделу значительно снижаются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 3,7 %, без учета межбюджетных трансфертов происходит снижение на 26 %. (Табл.2.2)
Таблица 2.2
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Социальная политика»
2010 год (сводная бюджетная роспись) |
2011 год (сводная бюджетная роспись) |
2012 год (сводная бюджетная роспись) |
2013 год (проект) | |
Объем, млрд. рублей |
3 316,4 |
2 940,5 |
3 185,8 |
3 437,5 |
изменения к предыдущему году: |
||||
млрд. рублей |
-375,9 |
245,3 |
251,7 | |
в % |
-11,3 |
8,3 |
7,9 | |
доля в общем объеме, % |
32,41 |
27,59 |
28,35 |
28,23 |
доля в ВВП, % |
7,34 |
5,84 |
5,69 |
5,55 |
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей |
500,4 |
361,0 |
372,9 |
370,3 |
изменения к предыдущему году: |
||||
млрд. рублей |
-139,4 |
11,9 |
-2,6 | |
в % |
-27,9 |
3,3 |
-0,7 | |
Межбюджетные трансферты, млрд. Рублей |
2816,0 |
2579,5 |
2812,9 |
3067,2 |
доля в разделе, % |
84,9 |
87,7 |
88,3 |
89,2 |
Доля трансфертов из федерального бюджета бюджетам Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в общем объеме расходов по данному разделу увеличивается с 77,4 % в 2010 году до 83,8 % в 2013 году.
Сокращение расходов по разделу «Специальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26 % в 2010 году до 34 % в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную и приравненную к ней
службу, социального обслуживания, защиты и занятости населения, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ, а также международными соглашениями и договорами.
Расходы федерального бюджета по разделу «Социальная политика» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут осуществлять 78 главных распорядителей бюджетных средств, в 2012 году – 27, в 2013 году – 26. Наиболее крупные из них – Министерство финансов Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, на которые в 2011 году будет приходиться 96 %расходов по данному разделу, в 2012 и 2013 годах – 98 %.
В структуре раздела расходы на финансирование подраздела «Пенсионное обеспечение» в 2011 – 2013 годах составляют 71 – 72 % общего объема расходов по данному разделу, подраздела «Социальное обеспечение населения» – 24 – 23 %.
В законопроекте не предусмотрены бюджетные ассигнования по оплате проезда на пригородном транспорте льготным категориям граждан и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии с установленными Правительством Российской Федерации порядками до конца 2010 года эти два вида расходов будут внесены Минздравсоцразвития России (администратор данных расходов) в сводную бюджетную роспись, что увеличит общий объем бюджетных ассигнований по разделу более чем на 5 000,0 млн. рублей.
На обеспечение инвалидов транспортными средствами в 2011 – 2013 годах планируется направлять по 100,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года). При этом следует отметить, что в 2009 году завершено выполнение обязательств государства в части обеспечения инвалидов, состоявших на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года, транспортными средствами реабилитации. По определению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2007 года № 624-О-П, инвалиды имеют право на их замену по истечению срока эксплуатации. В связи с этим существует вероятность обращения в судебные инстанции инвалидов, которые ранее, до 1 января 2005 года, обеспечивались автотранспортом, но срок эксплуатации выданных автомобилей истек после 1 января 2005 года. По расчетам Минздравсоцразвития России, в 2011 – 2013 годах для обеспечения автомобилями данной категории граждан необходимо предусмотреть соответствующие ассигнования.
В настоящее время еще не достаточно ресурсов для выполнения социальной составляющей всех уровней бюджетов РФ, ориентированные на развитие всех направлений социальной политики. С одной стороны, каждый год бюджеты страны отвечают, прежде всего, интересам российских корпораций. Тяжесть налогов все более переносится на физические лица и на малый и средний бизнес. С другой стороны, бюджеты зависят от отчислений корпораций, доля которых постоянно колеблется. В результате на фоне борьбы с инфляцией, сокращения внешнего долга страны, роста поступлений в бюджеты от продажи нефти, газа, металла, различного сырья, рыбы, леса и других товаров РФ не видит отражения этого «прогресса» на развитии социальной политики.
Социальная политика ориентируется
не только на потребности различных
групп общества и отдельного человека.
Она ориентируется также и
на сохранение устойчивого развития
социальной сферы общества. Иначе
в условиях усиления социальной напряженности
и обострения различных конфликтов
в стране она не будет столь
эффективной и будет объектом
критики и различных лозунгов
в адрес правительства и
При политической нестабильности социальная политика оказывается в кризисном состоянии, признаками которого являются:
- перевес социальной