Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2012 в 13:59, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – совокупность способов и методов бюджетного планирования на федеральном уровне.
Предмет исследования – совокупность финансовых отношений.
Цель курсовой работы - на основе исследования теоретических и практических аспектов бюджетного планирования федерального бюджета выработать направления его совершенствования.

Содержание

Введение
5
1 Теоретические основы бюджетного планирования
7
1.1 Бюджетное планирование: необходимость, сущность и методы
7
1.2 Состояние бюджетного планирования в России и Экономически развитых странах

2 Исследование действующей практики бюджетного планирования в Российской Федерации

2.1 Оценка планирования доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2008 – 2010гг.

2.2 Анализ прогноза социально – экономического развития России на 2011 – 2013гг.

3 Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях

3.1 Совершенствование процесса бюджетирования, ориентированного на результат

3.2 Пути повышения качества информационного обеспечения бюджетного планирования

Заключение

Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 293.63 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Пути повышения качества  информационного обеспечения бюджетного  прогнозирования и планирования

Проблема повышения  качества бюджетного планирования во многом зависит от их информационного обеспечения. От того на сколько информация, предназначенная для планирования, отвечает требуемым критериям зависит результат, т.е. качество плана .

Информация должна отвечать следующим  основным критериям:

  1. должна быть точной;
  2. быть своевременной;
  3. быть полной, т.е. освещать все необходимые компоненты, факторы, 
    необходимые для процесса планирования;
  4. она должна относиться к существу плана;
  5. иметь краткость изложения, т.е. находиться в такой форме, которая позволяет ею удобно пользоваться с применением технических средств.

При этом особое значение имеет выявление  причинно следственных и обратных связей.

Составители планов и постоянно  сетуют на нехватку информации, в известной мере это справедливо, но нужно иметь в виду, что полноту информации, необходимую и достаточную для составления плана и прогноза, обеспечить невозможно. Не может быть такой совокупности данных, которая давала бы информацию о прошлом, достаточную для того, чтобы получить полную информацию о ее будущем. Нехватка информации считается объектовой причиной слабой эффективности прогнозов и планов, но чаще всего ссылки на недостаточность имеющейся информации скрывают методологические слабости планов. Более обоснованными, являются жалобы на чрезмерное обилие данных, затрудняющие отбор действительно необходимой и достаточной информации [10;102].

Учитывая эти ограничения, задачу информационного обеспечения  планирования можно рассматривать  как задачу формирования частичной информации о движении (поведении) исследуемой системы в положительном направлении. Отсюда вытекают следующие задачи:

  1. отсечка избыточной информации (отбор и уплотнение);
  2. целеустремленное упорядочение наличной необходимой информации;
  3. восполнение пробелов в информационной базе;
  4. создание системы хранения, поиска и переработки данных.

Вопросы планирования государственного уровня представляют сложный процесс, отражающий множество влияющих и взаимосвязанных факторов, которые включают реализацию средств управленческого воздействия на экономику с целью выбранных стратегических целей развития.

Информационные технологии, отражая  качественно новый уровень знаний, расширяют возможности эффективного управления, предоставляя современные средства учета данных, методы их обработки и анализа, использования в определении образа будущего, т.е. они помогают в принятии решения о целесообразности и обоснованности действий в конкретных условиях.

Научно-технический процесс объективно определяет необходимость использования современных информационных технологий (ИТ) в автоматизации деятельности финансовой системы. При увеличивающихся масштабах рыночных отношений возрастают объем, ценность и взаимосвязанность информации, имеющейся в финансовых органах. Полноценное применение достижений ИТ невозможно без эффективной обработки практически всего объема информации. Только с использованием средств информационных технологий можно достичь приемлемой скорости обработки данных и конкретности результатов и выводов.

Рассмотрим ряд автоматизированных информационных систем, которые с успехом применяются на государственном уровне.

Автоматизированная информационная система Министерства финансов (АИС «Финансы») является частью единой общегосударственной информационно-телекоммуникационной системы предназначена для автоматизированного сбора, учета, обработки, обобщения и анализа финансовой информации, обмена ею по каналам связи, а также взаимодействия с государственными органами и другими внешними организациями и системами. Она позволяет качественно, на основе формирования оптимальных макроэкономических пропорций, осуществлять государственное финансовое планирование. Такие масштабные системы, как АИС «Финансы», создаются для достижения исключительно важных целей, одной из основных задач которой является повышение оперативности планирования.

АИС «Финансы» состоит из множества  взаимосвязанных частей - функциональных подсистем. Каждая подсистема решает одну задачу, но на основе единой информационной концепции, принятой в информационной системе. Задачу обеспечения автоматизации планирования бюджета решает подсистема «Бюджетный процесс».

На стадии планирования бюджета автоматизируется решение следующих основных задач:

  • организация составления финансовых планов, их согласования с общей 
    финансовой программой государства на предстоящий год;
  • установление общего объема финансовых ресурсов и их распределение 
    по отдельным министерствам, ведомствам и отраслям хозяйства, административно-территориальными единицами;
  • определение общих финансовых связей, необходимых соотношений 
    между централизованными и децентрализованными финансовыми планами;
  • предоставление в распоряжение органов государственной власти централизованного фонда денежных средств для финансирования общегосударственных мероприятий и развития территорий;
  • осуществление государственного финансового контроля за ходом выполнения бюджета.

Методы работы финансовых органов  предусматривают взаимодействие и  обмен информацией с внешними организациями. Объемы связанных с  этими процессами информационных потоков  резко возрастает. Поэтому ведется  постоянная работа по созданию общегосударственной системы учета и контроля бюджетных финансовых потоков, связанной с базами данных Министерства финансов, ГТК, Пенсионного фонда, Центрального банка и других органов.

Главенствующую роль в процессе внедрения информационных технологий и ведения АИС «Финансы» играет Информационно-технический департамент Минфина. Под его руководством проводятся все основные взаимосвязанные рабочие процедуры функционирования и развития информационной системы.

Использование Интернета позволяет  на качественно новом уровне доставлять в территориальные органы информацию о внедряемых пакетах прикладных программ. Министерство финансов имеет собственный web-сервер (http://www.minfin.ru).

Особое значение в настоящее  время приобретает налаживание  взаимодействия организаций, составляющих основу государственной финансовой системы. Обмен данными позволяет использовать эту информацию для решения широкого круга задач, например, для составления и уточнения бюджета. Взаимодействие помогает устранить дублирование потоков информации и, что особенно важно, исключить повторную и не всегда однозначную обработку одних и тех же потоков в различных ведомствах.

Дальнейшим совершенствованием подсистем  обмена является создание в информационных системах финансовых органов модулей приема информации на электронных носителях по различной отчетности (бухгалтерской отчетности, отчетности бюджетополучателей) непосредственно от хозяйствующих субъектов - организаций и физических лиц. Это более дешевый и рациональный вариант ввода данных по сравнению с используемыми.

На объектах автоматизации - в финансовых органах - до внедрения в эксплуатацию программных комплексов необходимо провести анализ состояния вычислительной техники, модернизацию сетевого оборудования, закупить дополнительные технические устройства и общесистемное программное обеспечение (операционные системы, системы управления базами данных - СУБД, средства администрирования).

Поддержание в актуальном состоянии комплексов, находящихся  в эксплуатации, необходимо до полного внедрения иных программных продуктов. Это процесс можно разделить на две части:

  1. сопровождение эксплуатации программно-информационных комплексов;
  2. модернизацию комплексов.

В период реформирования экономики, когда  непрерывно происходят изменения законодательства и выпускаются новые нормативные ведомственные акты, процесс сопровождения эксплуатации требует серьезных усилий, как от разработчиков, так и от сотрудников финансовых органов.

Модернизация программного обеспечения - это не просто дополнение процесса сопровождения и доработка новых функций внедренных программных пакетов, но и переложение этих пакетов на новые технологические платформы. Перевод эксплуатируемых пакетов на новые технологические принципы - наиболее безболезненный метод адаптации АИС к требованиям современных информационных технологий и внедрению новых законодательных актов.

При переходе как на новые технологические  платформы, так и при внедрении новых методик и инструкций необходимо обеспечить правильность преобразования и сохранность имеющихся в финансовых органах имеющейся информации. В силу исключительной важности данных, имеющихся в настоящее время в подсистемах АИС, это одна из главных задач.

Перспективный и рентабельный путь, учитывающий преимущества новых технологий и наличие слабой компьютерной техники, - модернизация интегрированных приложений с целью их перевода на технологию «клиент-сервер».

Основная цель интеграции - создание всеобъемлющего хранилища данных по всем направлениям деятельности объекта. Хранилище постоянно актуализируется как внешней информацией, поступающей из других ведомств и органов, входящих в государственную систему, от бюджетополучателей, налогоплательщиков (юридических и физических лиц), так и внутренним документооборотом подразделений. Информационные системы на основе технологии «клиент-сервер» является в настоящее время наиболее перспективным вариантом программного обеспечения. Прогнозную эффективность такой информационной системы обеспечивают следующие основные факторы:

  • высокая надежность хранения данных по сравнению с «файл- 
    серверными» системами;
  • хорошая защищенность данных от несанкционированного доступа по 
    сравнению с СУБД, работающих на «файл-серверных» платформах;
  • современный графический интерфейс;
  • масштабируемость - возможность наращивания вычислительных ресурсов сервера баз данных;
  • полная интеграция прикладных функций на основе единой базы данных.

Таким образом, качественное информационное обеспечением является залогом успешной работы финансовых органов в области бюджетного планирования. Внедрение передовых достижений в области программного обеспечения позволяет качественно осуществлять финансовое планирование. 

Заключение

Финансовое планирование на общегосударственном  обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления.

Главная задача разработки проекта бюджета - определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных прогнозом экономического и социального развития государства и территории.

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных  государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных  или муниципальных услуг, а также  в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством  РФ, субъекта РФ, нормативными правовыми  актами органов местного самоуправления.

Бюджетное планирование является составляющей общегосударственного экономического планирования. Уровень его организации, научная обоснованность планируемых  показателей бюджета, их сбалансированность в основном определяют экономическое  и социальное развитие, как отдельных  регионов, так и государства в  целом.

Бюджетное планирование на государственном  уровне базируется на существующей в  РФ методике и многолетнем опыте  сбора и распределения финансовых средств в целях выполнения своих  функций перед обществом.

Весь цикл управления процессами формирования, распределения, перераспределения  и потребления бюджетных ресурсов осуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечивается сбалансированность общегосударственных экономических и межотраслевых

 пропорций, определяются пути  рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетное планирование на федеральном  уровне и уровнях территориальных  образований обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются  с материальными и трудовыми  балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджет каждый финансовый план решает задачи организации и управления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В систему бюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы, составляемые на государственном и территориальных уровнях управления с учетом их возможностей по формированию бюджетов и их исполнению.

Информация о работе Совершенствование механизма бюджетного планирования в современных условиях