Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 18:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является определение содержания и места бюджетирования в системе планирования организации.
Актуальность темы данной курсовой работы подтверждается тем, что ценность бюджетирования для организации справедливо высока, так как оно осуществляет координацию всех сторон деятельности экономического субъекта, обеспечивает прозрачность бизнес-процессов, необходимо для принятия управленческих решений.
Введение
1. Бюджет и бюджетирование: понятие, сущность, назначение
2. Виды бюджетов. Проблема определения форматов основных бюджетов в РФ
3. Типы бюджетов
3.1 Бюджеты в структуре центров ответственности
3.2 Бюджетирование при различной степени определенности будущего. Информационная база бюджетов
4. Составные элементы и этапы бюджетирования как управленческой технологии
5. Функции бюджетирования
Заключение
Практическая часть: анализ безубыточности на примере ГУ «ТГК-2»
Список использованной литературы
В организациях необходимо разработать бюджетный регламент - установленный порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обработки), оперативного контроля и оценки исполнения бюджетов различных видов и уровней.
П. Боровков рекомендует следующие составные элементы бюджетного регламента;
- бюджетный период;
- продолжительность бюджетного цикла;
- стадии бюджетного цикла;
- набор функций и задач;
- сроки (график);
- состав исполнителей;
- механизм санкций.
Главная задача бюджетного регламента - обеспечить контроль за исполнением бюджетов различных видов и уровней. Основной принцип бюджетного регламента - скользящий график разработки, предполагающий постоянную корректировку в установленные сроки бюджетов по мере окончания каждого бюджетного цикла (месяц, квартал). Основные положения регламента необходимо закрепить во внутренних нормативных документах предприятия.
Бюджетный процесс в организации имеет циклический характер с периодом, равным временному интервалу, на котором осуществляется бюджетирование и для которого разрабатывается бюджет. Этот интервал и представляет собой бюджетный период. В большинстве случаев он составляет один год.
Разработка плана начинается до начала бюджетного периода, а процедуры контроля - после него. Все эти составляющие формируют бюджетный цикл, который включает в себя следующие этапы:
1) постановка целей на бюджетный период;
2) сбор информации для разработки проекта бюджета;
3) анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета;
4) оценка проекта бюджета
и корректировка его при
5) утверждение бюджета;
6) исполнение бюджета и
текущая корректировка
7) текущий и итоговый анализ отклонений;
8) представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей организации за отчетный период;
9) выработка рекомендаций
для корректировки бюджета
Все эти этапы объединяются
в три основные фазы, четко ограниченные
по времени. До начала бюджетного периода
этапы подготовки бюджета объединены
в фазу планирования. С начала бюджетного
периода начинается фаза реализации,
которая включает помимо исполнения
бюджета все текущие
Организация бюджетирования
по сегментам обычно отвечает особенностям
организационной структуры
Центр отвественности - это сегмент (подразделение, группа подразделений, продукт) компании, возглавляемый менеджером, обладающим делегированными полномочиями и отвечающим за результаты работы этого сегмента. Система бюджетов по центрам ответственности должна давать возможность получать и анализировать информацию для учета и калькуляции затрат, контроля и стимулирования деятельности менеджеров и самых подразделений.
Структура центров ответственности
зависит от структуры самой организации
и в самом общем случае совпадает
с ней. Это означает, что каждому
подразделению в
По окончании отчетного периода менеджер центра ответственности составляет отчет об исполнении бюджета с выделением и анализом причин, вызвавших отклонения фактических данных от запланированных. Таким образом, система учета по центрам ответственности позволяет воплотить в жизнь принцип управления по отклонениям.
Автоматизация финансовых расчетов
предусматривает не столько составление
финансовых прогнозов (включая сценарный
анализ, расчет различных вариантов
финансового состояния
Составными элементами автоматизации являются требования к компьютерным программам и к формам подготовки и ввода исходной информации.
Сегодня в России отсутствует
четкая взаимосвязь бюджетирования
как управленческой технологии и
программного обеспечения по автоматизации
финансового планирования. Большинство
консалтинговых разработок и компьютерных
программ существуют сами по себе (для
решения отдельных задач
Большинство методик постановки
бюджетного управления предполагают применение
конкретного программного продукта.
С одной стороны, это не так
уж плохо, так как есть готовая
методика. Но, с другой стороны, программа-инструмент,
который не является абсолютно универсальным.
Он может идеально подходить для
одних предприятий и не годиться
для других. Поэтому выбирать программу
автоматизации следует в
На российском рынке сейчас
представлено более десяти программных
продуктов автоматизации
Из зарубежных систем в России наиболее известны: Oracle Financial Analyzer (OFA), Hyperion Pillar, EPS Prophix Budgets, Сomshare MPS. Из отечественных продуктов - Bplan и КИС: Бюджетирование.
Журнал «Управленческий учет» №12/2009 года предлагает использовать программу, разработанную компанией EPAM Systems на базе технологии SAP специально для планирования и контроля исполнения бюджета.
EPAM «Бюджетирование» на
базе программных продуктов SAP
позволит проще и быстрее
В последние годы предложение
российских компаний в сфере автоматизации
систем бюджетирования по своей функциональности
приблизились к западным аналогам.
Кроме того, отечественные системы
обычно отличаются относительно низкой
ценой и лучше интегрируются
с другими российскими
При выборе автоматизированной
системы бюджетирования для предприятия
необходимо оценивать следующие
факторы: стоимость системы; возможность
создания, анализа и контроля бюджетов
предприятия; поддержка
Таким образом, можно сделать вывод: постановка бюджетирования в организации - дело трудоемкое и требующее взвешенного и рационального похода, учета всех факторов, влияющих на конечные результаты деятельности. Стоит обратить внимание не только на организацию, технологию и автоматизацию бюджетирования, но и на человеческий фактор, так как система бюджетирования и связанная с ним система контроля являются одним из самых ярких примеров межличностных взаимодействий в организации-поиска компромисса, распределения ответственности и стимулирования по результатам.
5. Функции бюджетирования
Функции бюджетирования достаточно полно отражают роль и место бюджетирования в общей системе финансовой деятельности предприятия. Можно выделить следующие функции бюджетирования: планирование, координирование, стимулирование и контроль. Такой набор функций выделяет Балабанов И.Т., Шеремет А.Д. К вышеуказанным функциям бюджета добавляет еще две: оценка эффективности работы предприятия и обучение менеджеров. Е.С. Стоянова рассматривает пять функций бюджета: планирование, коммуникация и координация, ориентация на достижение задач, контроль, повышение профессионализма.
Сегодня можно с уверенностью выделить девять функций бюджетирования:
- планирование;
- учет (фиксирование достижений);
- эффективная координация и связь;
- мотивация;
- контроль;
- оценка;
- анализ;
- формирование финансовой осведомленности;
- обучение.
Планирование (трансформация целевых установок в конкретные планы). Основные плановые решения, как правило, вырабатываются в процессе подготовки программ, и по существу сам процесс разработки бюджетов является уточнением и этих планов и является самым детализированным видом планирования.
Бюджет заставляет менеджеров заглядывать вперед, пытаясь предусмотреть возможные проблемы и пути их решения.
Учет (фиксирование достижений). В процессе бюджетирования можно опираться на разные учетные системы, которыми могут быть бухгалтерский, управленческий учет. Учет в процессе бюджетирования фиксирует достижения и является базой для других функций процесса бюджетирования: контроля, оценки и анализа.
Эффективная координация
и связь. Каждый центр ответственности
влияет на работу других центров ответственности
и сам непосредственно зависит
от их деятельности. В процессе разработки
и принятия бюджета координируются
виды деятельности предприятия таким
образом, что все структурные
подразделения предприятия
Планы высшего руководства не будут осуществлены, пока все исполнители не поймут содержание этих планов, которые должны включать в себя конкретные пункты: сколько товаров и услуг необходимо произвести; какие методы, каких людей, какое оборудование будет использовано; сколько сырья и материалов необходимо; какие расценки установить и так далее.
Таким образом, бюджеты можно рассматривать как один из способов распространения информации обо всех аспектах деятельности предприятия.
Мотивация (стимулирование).
Эффективность внедрения
Контроль. Тщательно подготовленный бюджет предприятия является наилучшим стандартом, с которым сравниваются фактически полученные результаты, поскольку он включает суммарную оценку эффекта всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета.
Общей практикой является
сравнение текущих результатов
с результатами за прошедший период
или аналогичный период предыдущего
года. Однако такие исторические факты
имеют существенные недостатки, так
как при таком сравнении не
учитываются изменения в
Информация о работе Составные элементы и этапы бюджетирования как управленческой технологии