Структура бюджета в социально ориентированной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:21, курсовая работа

Краткое описание

Задачи курсовой работы – раскрыть понятие государственного бюджета, проанализировать функции и принципы построения государственного бюджета, определить его значение и место в социально ориентированной экономике, охарактеризовать сущность бюджетного устройства, проанализировать бюджетное устройство Республики Беларусь, выявить сущность бюджетной системы, подробно охарактеризовать структуру бюджета в социально ориентированной экономике, его доходную и расходную части, а также проанализировать особенности структуры государственного бюджета Республики Беларусь и обозначить роль государственного бюджета в стабилизации и развитии экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3


1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО МЕСТО В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………….6


2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО……………..11

2.1 Понятие бюджетной системы и бюджетного устройства………………11

2.2 Бюджетная система Республики Беларусь………………………………17


3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ………………………………………...21

3.1 Понятие структуры государственного бюджета. Бюджетная классификация………………………………………………………………...21

3.2 Структура государственного бюджета Республики Беларусь………….29


4. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………...37


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...41


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..44


ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...46

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 299.00 Кб (Скачать файл)

    Внебюджетные  фонды расширяют возможность  государственного регулирования и  вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль [16, с. 570].

    С учетом видов деятельности выделяются социальные и экономические, научно-исследовательские и кредитные фонды, а также фонды личного и имущественного страхования; военно-политические и межгосударственные фонды.

    Социальные  фонды — это фонды денежных средств, предназначенные для осуществления социальной помощи населению. К социальным фондам традиционно относятся общенациональный пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице, фонд занятости и др.

    По  своему статусу социальные фонды  могут быть бюджетными и внебюджетными. Повышение уровня жизни, удельного веса лиц пенсионного возраста, актуализация проблемы выравнивания различий в уровне жизни различных групп населения непрерывно повышают значение социальных фондов.

    В качестве основных источников формирования социальных фондов выступают страховые  взносы предпринимателей (работодателей), страховые взносы наемного персонала и субсидии государства.

    Экономические фонды создают возможность оказывать прямое воздействие на процесс воспроизводства. Это могут быть фонды экономического и социального развития (отраслей, территорий), фонды перестройки в промышленной адаптации, а также конъюнктурный фонд, специальные инвестиционные фонды и др.

    Научно-исследовательские  фонды предназначены для финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. За их счет оплачиваются расходы, связанные с содержанием государственных научных центров, с финансированием фундаментальных исследований.

    Специальные кредитные фонды создаются для  поддержки бизнеса в соответствующих  отраслях национальной экономики, для  участия государства в совместных инвестициях с частным сектором. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие с государственными программами развития национальной экономики [9, с. 316-317].

    Таким образом, бюджетная система любого государства представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство [8, с. 408].

    Для единства бюджетной системы очень важна соответствующая информационная система, особенно в условиях сплошной компьютеризации и автоматических систем переработки данных. Здесь нужно требовать жесткого единства и по части форм документов, и по срокам представления информации, и, видимо, по программному обеспечению. Необходимо также согласование систем информации между различными ведомствами: Министерством финансов, внебюджетными фондами, Министерством по налогам и сборам, Таможенным комитетом, Центральным (Национальным) банком, коммерческими банками, иностранными контрагентами и др.

    Можно сказать, что правовая и информационная составляющие — главные элементы проявления единства бюджетной системы, понимаемого как предпосылка существования ее самой [10, с. 64-65]. 
 

2.2 БЮДЖЕТНАЯ  СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

    Бюджет  Республики Беларусь — это многоплановый инструмент, отражающий компромисс необходимости реформирования и развития экономики и социальной поддержки всех слоев населения. Кроме государственного бюджета формируются местные бюджеты. Местные бюджеты — это бюджеты городов, районов, областей. В современных условиях развития экономики страны усиливается тенденция повышения их значимости.

    К бюджету Республики Беларусь также относятся и внебюджетные фонды, которые количественно не всегда включаются в состав бюджета, однако по принципу распределения и использования они равнозначны бюджетным расходам государства. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти, группируясь по определенному целевому назначению. По мере усложнения хозяйственных связей их число увеличивается. Внебюджетные фонды расширяют возможности государственного регулирования экономики [6, с. 172-173].

    Рассмотрим  более подробно бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь.

    Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства бюджетной  системы, полноты, реальности, гласности  и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.

    В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

    Консолидированный бюджет – это совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

    Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных  на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

    Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный  бюджет области (бюджет области).

    Бюджеты областей, города Минска и республиканский  бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

    Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

    Единство  бюджетной системы Республики Беларусь обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

    Единство  бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование  регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

    Полнота бюджетов обеспечивается включением в  них всех налогов, определенных законодательством  Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также  определением размера и порядка расходования денежных средств.

    Реальность  бюджетов обеспечивается финансированием  расходов исходя из объема реально  поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

    Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

    Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы.

    Самостоятельность бюджетов как части бюджетной  системы заключается в том, что  утверждение республиканского бюджета  осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов – решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

    Государственные внебюджетные фонды являются составной  частью государственных финансовых средств и представляют собой  совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

    Начиная с 1998 г. в республиканский бюджет Беларуси включены 6 внебюджетных фондов, которые получили статус государственных целевых бюджетных фондов (республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции; государственный фонд содействия занятости; республиканский дорожный фонд, фонд охраны природы, фонд «Энергосбережение»). В бюджете на данные фонды приходится примерно 14-18 % доходов [9, с. 315].

    Средства  государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.

    Налоги  и другие обязательные платежи могут  направляться в государственные  внебюджетные фонды в порядке, установленном  актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

    Такова  в общем виде система государственного бюджета Республики Беларусь. 
 
 
 
 
 
 

3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ 

3.1 ПОНЯТИЕ  СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА.  БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ 

    Государственный бюджет — это баланс доходов и расходов государства как субъекта финансовых отношений.

    Основным  предназначением государственного бюджета выступает удовлетворение финансовых потребностей центрального правительства. За счет средств государственного бюджета финансируются общенациональные нужды, оказывается регулирующее воздействие на макроэкономические процессы.

    Структурно  государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных частей –  доходной и расходной части.

    Доходы  государственного бюджета представляют собой часть централизованных финансовых ресурсов государства, состоят из налоговых и неналоговых поступлений.

    Налоговые поступления и приравненные к  ним сборы обычно выступают главным средством наполнения государственного бюджета. В качестве основных налогов, которые закрепляются за государственным бюджетом, выступают налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и сборы, а также штрафы за нарушения законодательства.

    Кроме того, центральное правительство  имеет возможность получать доходы с государственного капитала, размещенного в акционерных обществах, процентные доходы по банковским депозитам, а также доходы от продажи государственного имущества (приватизация) и части стратегических резервов. Наконец, правительство имеет возможность получать банковские ссуды, присваивать доход «от печатного станка», размещать внутренние и внешние займы [9, с. 312].

    Доходная  часть показывает, откуда поступают  денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов.

    Таким образом, источниками доходной части государственного (центрального) бюджета являются:

    • прямые и косвенные налоги;

  • государственные займы. Это форма финансовых отношений государства с физическими лицами, где государство выступает заемщиком. Государство выпускает специальные ценные бумаги — облигации, которые свободно продаются и покупаются банками (если другое не предусмотрено специальным решением);
  • эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. Она производится, когда располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т.е. в условиях превышения расходов над доходами;
  • поступления внебюджетных средств или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего, социально-экономического характера (социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и т.д.) Число их постоянно растет. В рамках федерального бюджета США насчитывается свыше 800 подобных фондов [16, с. 326-327].

Информация о работе Структура бюджета в социально ориентированной экономике