Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 16:55, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.
Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..…….3
1. Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации…………………..4
1.1 Понятие бюджетной системы, ее структура и принципы………………………………………4
1.2 Состав и структура бюджетной системы…………………………………………………….….. 6
2. Реформирование бюджетной системы Российской Федерации………………………..……….16
2.1 Бюджетный федерализм и проблемы его функционирования……………………………..….16
2.2 Ключевые проблемы и итоги реформирования бюджетного процесса……………………..19
2.3 Реформа бюджетного процесса на субфедеральном уровне: узкие места и проблемы…….20
Заключение………………………………………………………………………………………...….22
Список использованной литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

пути реформирования бюджетной системы.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

11. Принцип общего (совокупного)  покрытия расходов означает, что  все расходы бюджета должны  покрываться общей суммой доходов  бюджета и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 

1.2 Состав и структура бюджетной системы РФ

 

Федеральный бюджет - ведущее звено  бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный  бюджет представляет собой форму  образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую  роль в перераспределении совокупного  общественного продукта и национального  дохода, концентрации денежных средств  для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.

Средства федерального бюджета  выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются  и затраты на содержание государственных  органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).

Законодательно дано право  устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст.72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации2.

Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т.д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным  государствам, размеры заимствований  устанавливаются Федеральным законом  об утверждении федерального бюджета на финансовый год.

Доходы федерального бюджета - это  денежные средства, поступающие в  безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством  Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной  власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

- собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- собственные неналоговые доходы;

- остаток средств на конец предыдущего года;

- доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся: предусмотренные БК РФ Бюджетный  кодекс Российской Федерации3 и налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;

- таможенные пошлины и таможенные сборы;

- часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, устанавливаемых Правительством РФ, и др.

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ.

Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета", Минфином России представлен отчет об исполнении федерального бюджета за I квартал 2011 г.

Доходы федерального бюджета (с  учетом ЕСН) за отчетный период сложились  в сумме 1932,7 млрд. руб. (22,0% к предварительной  оценке объема ВВП за I квартал 2011 г. - 8796,0 млрд. руб.). Доходы федерального бюджета (без учета ЕСН) составили 1826,1 млрд. руб. (20,7% к ВВП)4.

Объем поступления доходов в  федеральный бюджет выше сумм, предусмотренных  в прогнозе на I квартал 2011 г. на 6,4% (или 115,4 млрд. руб.).

Основными источниками доходов  федерального бюджета в отчетном периоде стали: вывозная таможенная пошлина (33,5%), налог на добавленную стоимость (16,4%), налог на добычу полезных ископаемых (19,1%) и налог на прибыль организаций (8,7%).

Доля налоговых доходов в  общей сумме доходов федерального бюджета за отчетный период составила 52,3%, неналоговых - 47,7%.

Налоговые доходы федерального бюджета  за I квартал 2011 г. составили 1010,9 млрд. руб. (11,5% к ВВП), что на 34,5 млрд. руб. или 3,5% выше, чем предусмотрено прогнозом  на I квартал 2011 г. Большая часть налоговых доходов федерального бюджета была сформирована за счет поступлений налога на добавленную стоимость (31,1% от общего объема налоговых доходов), налога на добычу полезных ископаемых (36,5%) и налога на прибыль организаций (16,7%).

Неналоговые доходы поступили в федеральный бюджет в объеме 921,8 млрд. рублей (10,5% к ВВП), что на 9,6% выше сумм, предусмотренных в прогнозе на I квартал 2011 г. и были сформированы, в основном, за счет доходов от внешнеэкономической деятельности. Около 83,4% неналоговых доходов было обеспечено поступлениями от уплаты таможенных пошлин.

По итогам I квартала 2011 г. доходы консолидированного бюджета Российской Федерации и  бюджетов государственных внебюджетных фондов составили 3334,2 млрд. руб. (37,9% к  ВВП), по расходам - 2335,9 млрд. руб. (26,6% к ВВП), в том числе по непроцентным расходам - в сумме 2276,4 млрд. руб. и по процентным расходам - в сумме 59,5 млрд. руб. Профицит консолидированного бюджета составил 998,4 млрд. руб.

В структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов наибольшая доля приходится на налог на прибыль (26,8%), доходы от внешнеэкономической деятельности (23,7%), налоги и взносы на социальные нужды (13,5%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (12%).

По состоянию на 31 января 2011 г. совокупный объем средств Резервного фонда  составил 3 069,0 млрд. руб., совокупный объем  средств Фонда национального  благосостояния - 782,8 млрд. руб.5

В феврале т.г. в Резервный фонд зачислены поступившие в 2011 г. доходы от размещения средств Стабилизационного фонда Российской Федерации в сумме 28,6 млрд. руб.

В марте 2011 г. операции со средствами Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния не производились.

По состоянию на 1 апреля 2011 г. совокупный объем средств Резервного фонда  в рублевом эквиваленте составил 3 068,4 млрд. руб., Фонда национального  благосостояния - 773,6 млрд. руб. Отчет  Минфина России об исполнении федерального бюджета за I квартал 2011 г.

Расходы федерального бюджета - это  денежные средства, направляемые для  исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач  и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

В составе расходов бюджета в  зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходы и капитальные  расходы.

Капитальные расходы бюджета - часть  расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть  расходов бюджета, обеспечивающая текущее  функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством  РФ разграничением полномочий органов  государственной власти.

В соответствии с выполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной судебной системы;

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонной промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

- формирование федеральной собственности;

- обслуживание и погашение государственного долга РФ;

- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

- проведение выборов и референдумов Российской Федерации и т.д.

Кроме того, в соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов  Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

- государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной деятельности;

- обеспечение противопожарной безопасности;

- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;

- обеспечение социальной защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития федеративных и национальных отношений и т.д.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета", Минфином России представлен отчет об исполнении федерального бюджета за I квартал 2011 г.

Информация о работе Сущность функционирования бюджетной системы Российской Федерации