Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 18:22, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является исследование сущности государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества, анализ его состояния на сегодняшний день и выявление будущих стратегий управления внутренними и внешними заимствованиями Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
а) изучение теоретических вопросов, связанных с такими понятиями, как бюджетный дефицит, государственный внутренний и внешний долг, способы его управления, а также влияния государственных заимствований на реальный сектор экономики страны в целом;
б) исследовать механизмы законодательного регулирования государственного долга России;
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.
Под унификацией займов понимают процедуру объединения нескольких различных займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.
Примером операции унификации займов может служить операция, проведенная в СССР в 1930 г., когда одновременно с выпуском займа «Пятилетка – в четыре года» на его облигации обменивались облигации более ранних займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.
Такой регрессивный обмен облигаций государственных займов был осуществлен в СССР в 1947 г. В нем размещенные ранее по подписке облигации одиннадцати займов обменивались на облигации нового займа по соотношению 3:1. Облигации же свободно обращавшегося займа были обменены на новые по соотношению 5:1. Держатели облигаций таких займов получали некоторые преимущества по сравнению с теми, кто имел накопления наличных денег, поскольку обмен старых денег на новые проводился по соотношению 10:1.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов применяется в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Как правило это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии оказались не достаточно выгодны для государства. В этих случаях значительная часть полученных поступлений от реализации облигаций новых займов, как правило, направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Чтобы разорвать существующий порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
В 1957 г. в СССР стране было принято решение о прекращении выпуска займов, распределяемых среди населения по подписке, и об отсрочке погашения ранее выпущенных займов на 20 лет.
Фактическая причиной такого мероприятия советского государства явилась некая тупиковая ситуация в области государственного кредита, вызванная непопулярностью среди населения массовых займов, размешавшихся по подписке. Правительство уже сознавало, что от такой порочной практики следует отказаться, но еще не могло рассчитывать на получение новых кредитов для рефинансирования государственного долга. Вот и пришлось пойти ему в этом случае на непопулярную отсрочку погашения займов. Фактически было предусмотрено начать погашение государственного долга по отсрочиваемым займам с 1977 г. и проводить его равными частями в течение 20 лет.
Реально процесс погашение был начат на 3 года раньше, т.е. в 1974 г., и окончательно завершено в 1990 г.
Различные виды погашения займов, такие как обмен облигаций, унификация займов, конверсия, консолидация, как правило, осуществляются только в отношении внутренних государственных займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Как правило, отсрочка погашения внешних займов, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.
Иногда государство может применить и процедуру «аннулирования государственного долга». Под аннулированием государственного долга понимаются меры, связанные с тем, что государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу). Такое аннулирование своих ценных бумаг государством может проводиться по двум причинам. Первая – процесс аннулирование государственного долга объявляется в случае финансовой несостоятельности государства, т.е. его фактического банкротства. Вторая причина – аннулирование задолженности как следствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам просто отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
Также важной является отдельная сфера управления государственным долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов. В этом случае, при определении конкретных условий эмиссии займов, главными из которых являются уровень доходности ценных бумаг для кредиторов, срок действия займов, способ выплаты доходов, государство руководствуется не только интересами достижения максимальной финансовой эффективности конкретного займа, но и учитывает реальную конъюнктуру на финансовом рынке. Успех новых займов может быть обеспечен только в том случае, если правильно учтены положение в экономике, состояние денежного обращения, уровень доходности и сроки действующих займов, предоставляемые льготы кредиторам и многие другие факторы.
Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства–заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
1 Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда – характерен сегодня для большинства развитых стран.
2 Являясь финансовой категорией,
бюджетный дефицит выступает
производным от
4 Наиболее предпочтительным для правительства и чаще всего используемым является покрытие дефицита бюджета за счет внутреннего и внешнего долгового финансирования бюджетного дефицита. Результатом такого финансирования становится возникновение государственного долга.
Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 97) «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов государственного управления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты.
5 Укрупненная разбивка внутреннего долга имеет следующий вид:
а) рыночные долговые обязательства в виде эмиссионных ценных бумаг (к ним относят: государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменными и постоянными купонами (ОФЗ), облигации федерального государственного займа (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа);
б) нерыночные обязательства, связанные с исполнением федерального бюджета и выпущенные для финансирования образовавшихся задолженностей (векселя Минфина, задолженность центральному банку и другие).
6 Подытоживая, хочется отметить
что государственный долг
Глава 2 Анализ состояния и динамики
государственного долга Российской Федерации.
Глава 2 Анализ состояния и
динамики государственного долга Российской Федерации.
2.1 История возникновения
государственного долга
Очевидно, что нельзя рассматривать нынешнюю ситуацию с государственными долгами Российской Федерации без предварительного изучения истории данного вопроса [14].
Основы отечественной системы управления дефицитом государственного бюджета, или иначе государственным долгом, начали формироваться во время правления Екатерины Второй Великой, которая впервые сделала внешнее государственное заимствование на общую сумму 7,5 млн. голландских гульденов в 1769 году. Это первое государственное заимствование ставило своей целью организацию финансирования идущей в это время Русско-турецкой войны. Отечественные историки признают это заимствование первым официальным долгом государства российского. Первый специализированный орган по управлению государственным долгом, созданный по распоряжению царицы в 1769 году, имел следующее название – «Комитет уполномоченных для произведения денежных негоциаций в иностранных землях». Комитет имел право ведения всех финансовых дел, которые касались внешних государственных займов. Руководителем Комитета был назначен князь А.А. Вяземский, в состав также входили русский посол в Голландии князь А.А. Голицын и граф З. Г. Чернышев. Позднее «Комитет уполномоченных для произведения денежных негоциаций в иностранных землях» получил новое название «Комитет государственных долгов». Во время руководства комитетом А.А Вяземским в 1784 году началась разработка первого в финансовой российской истории реального плана по процедуре погашения внешних долгов. К началу 1793 года князь А.А Вяземский предложил подготовить специальный государственный указ Екатерины Второй Великой, в котором содержалась специальная норма накопления для формирования специальных государственных фондов. Она должна быть такая, «чтобы на платеж долга откладывать ежегодно потребныя суммы из государственных доходов, не употребляя их никуда в расход». Было также заявлено, что необходимо тщательно учитывать влияние валютного фактора и осуществлять накопление финансовых средств, предназначенных на погашение государственного долга, в то время когда обменный курс российского рубля по отношению главной валюте внешнего долга – голландскому гульдену станет более выгодным. То есть, А. А. Вяземским реально ставился вопрос о формировании первого финансового резерва государства Российского
Однако дело до реального внедрения этого плана погашения государственного долга не дошло, так как началась вторая война с турками (с 1787 года по 1791 год), которая принудила российское руководство делать новые внешние государственные займы.
В мае 1796 года в составе комитета была организованна специальная Счетная экспедиция, основной задачей которой должен был стать разбор всех государственных внешних и внутренних долгов. Позднее по решению Павла I Счетная комиссия была реорганизована в экспедицию для разбора и расчета совокупного государственного долга, включавшего как внешние займы, так и внутренние. Произошло эта реорганизация в декабре 1796 года.
Позднее, в составе министерства финансов была создана комиссия по погашению долгов, основной задачей которой была продажа государственного имущества для получения необходимых финансовых средств на погашение возникающих государственных долгов, кроме того комиссия занималась вопросами обмена определенной части государственного долга в облигации государственного внутреннего процентного займа. В 1812 году произошло очередное организационное преобразование, и комиссия вновь была преобразована, и она стала в своей деятельности независимой от министерства финансов. Был создан специальный совет, в состав которого были включены 3 члена Государственного Совета России, 6 представителей от сената и выборные члены от петербургского, московского и рижского купечеств в количестве десяти человек.
Специальным государственным Манифестом в апреле 1817 года комиссия снова была возвращена под юрисдикцию и оперативное управление в министерство финансов. В мае 1817 года для организации «высшего наблюдения» за деятельностью комиссии по погашению государственных долгов группой уполномоченных государственных банков был организован специальный «Совет государственных кредитных установлений», который стал в своей оперативной деятельности независимым от министерства финансов России. Реорганизованная Комиссия в своем составе имела следующие структурные подразделения: отдел срочных займов, сертификатный отдел, отдел удостоверений именной записи, купонный отдел, отдел бессрочных займов и вечных вкладов и доходный отдел. Как можно заметить, усложнение структуры комиссии отражало увеличение объемов и направления деятельности в области управления государственным долгом.
Преобразованная «Комиссия погашения долгов» представляла собой первое государственное долговое агентство. В ее функции входил: 1) учет государственного долга (внешнего и внутреннего), 2) прием, хранение и выдача денег и ценных бумаг, 3) оплата купонных доходов, 4) взаимодействие с казначейством и другими государственными органами, обеспечивавшими выплаты вкладчикам комиссии. Для выполнения операций по обслуживанию государственного долга были выделены специальные финансовые средства из государственного бюджета. В государственном Манифесте, принятом в 1817 году, предусматривалось выделение из государственного бюджета 40 млн. руб., а начиная с 1818 года – по 60 млн. руб. ежегодно «преимущественно перед всеми другими государственными расходами». Комиссия также продолжала заниматься вопросами аккумулирования средств, которые поступали от реализации государственного имущества, и далее шли на погашение государственных долгов.