Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 18:22, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является исследование сущности государственного долга, как важнейшего элемента финансовой системы общества, анализ его состояния на сегодняшний день и выявление будущих стратегий управления внутренними и внешними заимствованиями Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
а) изучение теоретических вопросов, связанных с такими понятиями, как бюджетный дефицит, государственный внутренний и внешний долг, способы его управления, а также влияния государственных заимствований на реальный сектор экономики страны в целом;
б) исследовать механизмы законодательного регулирования государственного долга России;

Вложенные файлы: 1 файл

Весь_Диплом_010614_Вован.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

Складывающаяся на отечественном рынке облигаций федерального займа структура потенциальных инвесторов только углубляет существующие проблемы недостаточной ёмкости и уровня ликвидности рынка государственных ценных бумаг. До недавнего времени это можно было обосновать, утверждая, что текущая ликвидность рынка финансовых ресурсов и услуг делиться между отечественными и зарубежными площадками по следующему принципу «долгосрочные инвесторы – за рубежом, спекулянты – на родине». Но в связи с активной реализацией в 2012 году комплекса мер по открытию иностранным инвесторам прямого доступа к операциям с облигациями федерального займа и корпоративным облигациям крупных отечественных предприятий через счета в системе «Евроклир» и системе «Клирстрим» появляются достаточные основания вести речь о возможной переориентации предпочтений нерезидентов. Также характерно для текущей ситуации, такое положение, когда локальные инвесторы в значительном большинстве случаев предпочитают проводить операции с облигациями сроком до 5 лет, тогда как нерезиденты с готовы рискнуть и «зайти» в длинный конец кривой. Такой всплеск интересов нерезидентов, связан, по нашему мнению, волной новостей о проводимой либерализации российского финансового рынка в 2012 году, он позволил достаточно регулярно размещать 15-летние облигации федерального займа.

Также процессам поддержания устойчивого спроса на облигации федерального займа, в значительной мере способствует проводимая Центральным Банком Российской Федерации политика таргетирования и отслеживания уровня инфляции, благодаря чему, начиная с 2011 года, реальный уровень доходности государственных долговых обязательств находится в положительной зоне, дополнительно привлекая потенциальных инвесторов (Рисунок 2.2.8).

Дальнейшее сохранение данного тренда имеет принципиальное значение с точки зрения поддержания в длительной перспективе интереса нерезидентов к российскому долговому рынку, так как вне зависимости от объемов финансовых ресурсов, направляемых на локальный рынок устойчивый зарубежный спрос будет формироваться только в том случае, если уровень доходности по облигациям федерального займа на среднем и длинном участках кривой будет оставаться положительным с точки зрения реальных процентных ставок.

Ожидаемая в ближайшее время либерализация рынка облигаций федерального займа плюс отмена запрета на внебиржевое обращение облигаций федерального займа в настоящее время позволила увеличить долю нерезидентов, напрямую владеющих облигации федерального займа с 3 процентов на начало 2012 года до 5,4 процентов на конец планового периода. По оценкам авторитетных экспертов, если учитывать и «непрямых» владельцев облигации федерального займа, то доля фактически составляет 6,5 процентов. Можно ожидать, что в среднесрочной перспективе доля нерезидентов на рынке облигации федерального займа вырастет до 10 процентов, а в долгосрочной перспективе увеличится до 25 процентов. В том числе, дополнительный спрос со стороны нерезидентов уровень доходности облигации федерального займа могут снизиться в среднем на 1 процент. В пользу правильности и корректности этих оценок говорит и тот факт, что доля нерезидентов на национальных рынках в среднем составляет порядка 20 процентов, а для России этот показатель составляет только 5 процентов при достаточно устойчивых показателях развития макроэкономического развития.

По мнению представителей Министерства Финансов Российской Федерации и Центрального Банка России, предполагаемый негативный эффект от открытия отечественного финансового рынка будет иметь незначительный и временный характер. Этот эффект будет многократно компенсирован через расширение круга потенциальных и реальных инвесторов, несомненным ростом рынка финансовых ресурсов, улучшения качества предлагаемых финансовых услуг, удешевлением стоимости государственных и частных заимствований.

Завершение в плановом периоде качественных преобразований в сфере либерализации долгового рынка российский ценных бумаг, осуществление модернизации его инфраструктуры значительно повысит его инвестиционную привлекательность, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов, позволит качественно и количественно увеличить его емкость и ликвидность.

 

Пятый фактор - Фактор «Государственные гарантии Российской Федерации»

Представленная на рисунке 2.2.9, структура программы предоставления государственных гарантий Российской Федерации на 2012 год, очень наглядно отражает текущие особенности использования этого инструмента государственной поддержки – достаточно высокую долю «инвестиционных» гарантий, гарантий по обязательствам организаций ОПК, по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.

По мнению разработчиков анализируемой программы, данный инструмент государственных гарантий Российской Федерации должен стать очень гибким «антикризисным» механизмом, который будет способствовать оперативному и тактическому привлечению заемных средств различными организациями в условиях ухудшения ситуации на рынках финансовых ресурсов и услуг. Величина государственных гарантий Российской Федерации, которые предусмотрены к предоставлению в 2012 году, превысят значение в 0,95 трлн. руб. Данная цифра гарантий в два раза больше, чем объем предоставления гарантий, запланированных в государственном бюджете 2011 года.

Шестой фактор - Фактор « Сохранение потребности в привлечении зарубежного заемного капитала со стороны корпоративного сектора»

Основными участниками в 2012 году по размещению европейских облигаций на внешних рынках, которые постоянно проявляют активность и реальный интерес, являются такие банковские и финансовые структуры, как ОАО «Сбербанк России, ОАО «Банк ВТБ», ОАО «Газпром», «Внешэкономбанк,» ОАО «Газпромбанк», а также ОАО «РЖД», ОАО «Россельхозбанк» и другие крупные российские корпоративные заемщики.

Российская Федерация как ответственный заемщик заинтересована в том, чтобы создавать «свои целевые ориентиры», «технические и организационные сигналы» которые будут благоприятны для формирования необходимых условий заимствований национальных хозяйствующих субъектов, а также, учитывать, что целевая группа инвесторов совпадает, создавать условия и обеспечивать необходимую координацию выхода российских эмитентов на глобальный рынок финансовых ресурсов и услуг. Участие России в наиболее востребованных сегментах долговых рынков должно активно поддерживаться и приветствоваться.

Таким образом, эффективная государственная долговая политика должна строиться, исходя из настоятельной необходимости, с одной стороны, поддержать способность отечественных заемщиков привлечь финансирование на рынках финансовых ресурсов и услуг на максимально благоприятных для нас условиях, а с другой – организации эффективного мониторинга долговой устойчивости негосударственного сектора в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

 

2.3 Приоритеты и инструменты  долговой политики Российской Федерации. Долговая политика на внутреннем рынке капитала

 

 

Согласно представленной Министерством Финансов Российской Федерации аналитической информации, следует отметить положительные и отрицательные моменты, которые проявились в результате проведенных мероприятий 2012 году на рынке облигаций федерального займа (ОФЗ).

По мнению аналитиков Министерства Финансов, на рынке произошли следующие позитивные изменения:

- заметно вырос среднедневной  оборот вторичных торгов облигаций  федерального займа, его рост составил 20 процентов за анализируемый период (с 12,5 млрд. руб. до 15,0 млрд. руб.);

- также возросла ликвидность ныне обращающихся выпусков;

- за анализируемый период произошло  удвоение с 45 до 87 млрд. руб. среднего объема выпуска облигаций федерального займа в обращении;

- дюрация актуального портфеля  облигаций федерального займа  увеличилась на 5,6 процента: с 3,6 до 3,8 года;

- на финансовом рынке облигаций  федерального займа впервые в  финансовой истории России на рынке было проведено  размещение выпуска облигаций федерального займа со сроком до погашения 15 лет;

В соответствии с разработанной Министерством Финансов программой реализация государственной долговой политики Российской Федерации в период с 2013 года по 2015 год будет осуществляться в соответствии со следующими базовыми целями:

- поддержание сравнительно умеренной  долговой нагрузки на субъекты  хозяйствования, которая расценивается  потенциальными инвесторами как  важнейшее конкурентное преимуществ экономики России;

- превращение отечественного рынка  финансовых ресурсов и услуг  в стабильный источник удовлетворения  потребностей государственного  бюджета;

- создание условий для поддержания  высокого уровня кредитных рейтингов, представляемых ведущими рейтинговыми агентствами для России, в том числе и в разделе «инвестиционной категории», создание необходимых предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;

- обеспечение условий для постоянного  доступа России как суверенного заемщика и отечественных крупных корпоративных заемщиков к внутренним и внешним источникам заемного капитала на благоприятных, приемлемых условиях заимствования, минимизация стоимости государственных и корпоративных заимствований;

- постоянное совершенствование  уже имеющейся системы управления  государственным долгом России, развертывание практической деятельности Российского финансового агентства как полноправного участника мировых финансовых рынков;

- поддержание политическими мерами  безопасных тенденций в сфере  внешнего долга российского корпоративного сектора.

Компетентное и профессионально грамотно решение, стоящей перед финансовой системой, задачи поддержания высокой ликвидности внутреннего рынка, обеспечения присутствия на нем широкого круга отечественных и зарубежных инвесторов, стимулирования инвестиционного спроса требует дальнейшей реализации комплекса мер по повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг.

Согласно, аналитической записки подготовленной специалистами Министерства Финансов в предпрогнозный период 2011-2012 гг., на данном рынке был осуществлен ряд ранее планируемых принципиальных преобразований:

1) был обеспечен прямой прозрачный  доступ иностранных инвесторов (нерезидентов) на отечественный рынок государственных ценных бумаг, в том числе с использование счетов в международных депозитарно-клиринговых системах (были приняты ряд законодательных актов: закон «О центральном депозитарии» и внесены необходимые изменения в закон «О рынке ценных бумаг», утвержден перечень иностранных организаций, которым центральный депозитарий может открывать счета номинального держателя);

2) Был обеспечен свободный допуск облигаций федерального займа к обращению на фондовой бирже: вторичное обращение облигаций федерального займа  было перенесено из отдельной секции государственных ценных бумаг биржи на секцию фондового рынка, что способствовало увеличению числа участников вторичных торгов, снижению их транзакционных издержек, росту оборотов биржевых торгов государственными ценными бумагами;

3) Реализована возможность внебиржевого обращения облигаций федерального займа, т.е. минуя посредников в лице торговой системы и брокера, что упростило доступ инвесторов на рынок облигаций федерального займа  и существенно сократило их издержки;

Результатом конкретных действий по созданию центрального депозитария были реализованы основные мероприятия по введению в России института централизованного учета прав собственности на ценные бумаги.

Как приоритетное направление эмиссионной политики государства запланирован в 2013-2015 годах выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Эмиссия нынешних краткосрочных инструментов (сроком обращения до 1 года) будет рассматриваться как исключительная мера, использование которой оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры при отсутствии возможностей фондирования за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Предлагаемая практика позволит поддержать на достаточно низком уровне риски ограничения доступа к рефинансированию, а также серьезно оптимизировать структуру государственного внутреннего долга по срокам до погашения.

Будут выпускаться облигаций федерального займа с постоянной ставкой купонного дохода. На текущем этапе эмиссия облигаций федерального займа  с переменной ставкой купонного дохода, которая устанавливается в зависимости от динамики индекса потребительских цен или ключевых индикаторов денежного рынка, уже не относится к числу приоритетных направлений долговой политики.

Приоритетом становится курс на обеспечение концентрации эмиссии в «эталонных выпусках» с большими объемами в обращении и погашением в «стандартных» точках кривой доходности облигаций, то есть со сроками от 3 до 30 лет. Погашаемые в эти сроки выпуски облигаций становятся наиболее востребованными крупными отечественными и зарубежными инвесторами, так как позволяют им, в частности, хеджировать процентные и валютные риски. Поддержание высокой ликвидности «эталонных выпусков» облигаций федерального займа  планируется осуществлять путем регулярного предложения рынку новых «эталонных выпусков» облигаций взамен выпусков с приближающимися сроками погашения.

Для создания конструктивного и взаимовыгодного диалога между государством как эмитентом и инвесторами, включающего выявление инвестиционных предпочтений, специфики спроса и ожиданий относительно объемов выпусков государственных облигаций и динамики процентных ставок, предлагается к реализации стратеги взаимодействия с инвесторами, включающая проведение следующих мероприятий:

- организация регулярного взаимодействия  с ключевыми участниками рынка государственных ценных бумаг, включая проведение встреч с инвесторами, телефонных конференций;

- организация публикаций на  официальном сайте Минфина России  основной актуальной информации о состоянии государственного долга и макроэкономики страны, планах государственных заимствований, Основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации, квартальных графиков аукционов по размещению облигаций федерального займа ;

Информация о работе Управление государственным долгом