Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить проблемы и разработать предложения по повышению эффективности системы финансирования бюджетных инвестиций посредством ФЦП.
Задачи курсовой работы:
определить экономическую сущность, содержание и инструменты финансирования бюджетных инвестиций;
провести анализ финансирования и реализации ФЦП;
выявить существующие недостатки процесса финансирования и реализации ФЦП;
сформулировать предложения для повышения эффективности финансирования бюджетных инвестиций посредством ФЦП.

Содержание

Введение…………………………………………………………
3
Глава 1. Экономическая сущность, содержание и инструменты финансирования бюджетных инвестиций

1.1. Сущность и значение бюджетных инвестиций

1.2. Инструменты и формы реализации бюджетных инвестиций

1.3. Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством федеральных целевых программ

Глава 2. Анализ финансирования и реализации федеральных целевых программ за период 2009-2011 г.г.

2.1. Анализ финансирования бюджетных инвестиций за
период 2009-2011 г.г.

2.2. Анализ реализации федеральных целевых программ за
период 2009-2011 г.г.

2.3. Проблемы финансирования федеральных целевых программ

Глава 3. Совершенствование системы финансирования бюджетных инвестиций посредством федеральных целевых программ

3.1.Пути совершенствовании методологии разработки федеральных целевых программ и повышении эффективности их реализации

3.2 . Пути повышение эффективности реализации федеральных целевых программ

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Безрогова(1) (1)last.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

Составлена  автором на основании Заключении Счетной палаты Российской Федерации  на отчет об исполнении федерального бюджета за 2009-2011 гг. [Электронный ресурс] http://www.ach.gov.ru/ru/expert/follow-up/

 

В 2009 году на реализацию ФЦП в соответствии с их паспортами предусматривалось направить из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников 1 064,0 млрд. рублей, фактически направлено 720,3 млрд. рублей (224,9 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 495,4 млрд. рублей - средства внебюджетных источников), или 67,7 %. Недофинансирование программных мероприятий за счет указанных источников по сравнению с параметрами, принятыми при утверждении ФЦП, составило 343,7 млрд. рублей (32,3 %).

 

 

На реализацию ФЦП в соответствии с их паспортами в 2010 году предусматривалось направить из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников 1 706,3 млрд. рублей, фактически направлено 1 487,5 млрд. рублей (113,1 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 614,7 млрд. рублей - средства внебюджетных источников), или 87,2 %. Недофинансирование программных мероприятий за счет указанных источников по сравнению с параметрами, принятыми при утверждении ФЦП, составило 218,8 млрд. рублей (12,8 %).

Работа ряда государственных заказчиков ФЦП  по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников оказалась неудовлетворительной, в результате не обеспечена реализация мероприятий ФЦП в установленном объеме и, следовательно, не достигнуты цели, установленные Правительством Российской Федерации. В соответствии с паспортами ФЦП объем финансирования за счет средств федерального бюджета на 2011 год предусматривался в объеме 946,3 млрд. рублей. Фактическое финансирование составило 879,0 млрд. рублей, или 92,9 %, недофинансирование - 67,3 млрд. рублей, или 7,1 %. Одновременно предусматривалось выделить из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников 866,1 млрд. рублей (129,1 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 737,0 млрд. рублей - средства внебюджетных источников), фактически выделено 915,5 млрд. рублей (130,5 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 785,0 млрд. рублей - средства внебюджетных источников), или 105,7 %. При этом по 3 ФЦП объем привлеченных средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников составил менее   10 %,  по 4 ФЦП - от 40 % до 48 %, по 14 ФЦП - от 50 % до 75 %, по 5 ФЦП – от 75 % до 96 %.

 Табл 2.2.

Анализ финансирования ФЦП из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников

 

План

Фактическое исполнение

Отклонение

2009

1064

720,3

-343,7

2010

1706,3

1487,5

-218,8

2011

866,1

915,5

49,4


Составлена  автором на основании Заключении Счетной палаты Российской Федерации  на отчет об исполнении федерального бюджета за 2009-2011 гг. [Электронный ресурс] http://www.ach.gov.ru/ru/expert/follow-up/

 

Порядок формирования и использования Инвестиционного фонда Российской Федерации регламентирован постановлениями Правительства Российской Федерации от  1 марта 2008 г. № 134 (с изменениями) «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» и от 23 ноября 2005 г. № 695 (с изменениями) «О Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение»

В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357  (с изменениями) по Минрегиону России были предусмотрены бюджетные  ассигнования по Инвестиционному фонду  Российской Федерации (далее – Инвестиционный фонд) в сумме  63 761,5 млн. рублей. Кроме того, Минрегиону России в соответствии с пунктом 4 статьи 94 и статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации на сумму неиспользованных остатков средств Инвестиционного фонда 2010 года бюджетные ассигнования были увеличены на сумму 3 757,2 млн. рублей для их использования субъектами Российской Федерации в 2011 году на те же цели. Таким образом, бюджетные ассигнования, предусмотренные сводной бюджетной росписью (с изменениями), установлены по Инвестиционному фонду на 2011 год в сумме 67 518,7 млн. рублей.

В законопроекте  объем расходов Инвестиционного фонда Российской

Федерации по ведомственной структуре расходов предусмотрен Минрегиону России на 2013 - 2015 годы всего в сумме 46,6 млрд. рублей.

Динамика объемов Инвестиционного фонда в 2010 - 2015 годах представлена в таблице 2.3.

Табл. 2.3

Динамика объемов  Инвестиционного фонда в 2010 - 2015 годах

[Электронный  ресурс]. http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/?id=931. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона “О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов”-с. 260

Перечень федеральных целевых программ (открытая часть), на реализацию которых предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013 – 2015 годах, сформирован как из ранее действующих, так и из вновь разрабатываемых программ.

Данные о  количестве федеральных целевых  программ и объемах бюджетных  ассигнований, предусмотренных на их реализацию в 2010 – 2015 годах, приведены в следующей таблице.

Табл. 2.4

Количество  бюджетных ассигнований и объемы бюджетных ассигнований

[Электронный  ресурс]. http://www.ach.gov.ru/ru/expert/before/?id=931. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект Федерального закона “О Федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов”-с. 250

В среднем на одну ФЦП предусматривается в 2013 году 20,2 млрд. рублей, в 2014 году – 20,4 млрд. рублей, в 2015 году – 22,25 млрд. рублей (в 2012 году – 18,7 млрд. рублей).  В нарушение пункта 19 Порядка разработки и реализации ФЦП, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 (с изменениями), предусматривающего, что ФЦП, предлагаемые к финансированию с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством Российской Федерации не позднее чем за 1 месяц до дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Государственную Думу, в законопроект включены ФЦП, не утвержденные в установленном порядке, в том числе в 2013 году – 4 ФЦП на общую сумму 14,5 млрд. рублей, или 1,4 % расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование ФЦП, в 2014 году – 7 ФЦП на общую сумму 43,7 млрд. рублей, или 4,8 %, в 2015 году – 5 ФЦП на общую сумму 30,8 млрд. рублей, или 3,3 %. Это свидетельствует о том, что в законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования по непринятым расходным обязательствам.

 

2.2. Анализ реализации федеральных целевых программ за период 2009-2011 г.г.

Сводной бюджетной  росписью на 1 января 2009 года объем средств  федерального бюджета на финансирование ФЦП утвержден в сумме 1 161 391,7 млн. рублей, что в общих расходах федерального бюджета составляет 12,9 % (в 2008 году – 10,4 %). В течение 2009 года было внесено 1 493 изменения (в 2008 году – 1 775 изменений). В результате годовые бюджетные ассигнования на финансирование ФЦП в бюджетной росписи на 1 января 2010 года составили 832 137,4 млн. рублей, что на 334 254,3 млн. рублей, или на 28,6 %, меньше первоначально утвержденных расходов и составляют 8,4 % общих расходов федерального бюджета. В результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись ассигнования, предусмотренные на 2009 год, уменьшились по 47 ФЦП из 51 ФЦП (92 %). Наибольшее сокращение ассигнований произведено по ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» - а 53 %, по ФЦП «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, привед ии (2006 - 2011 годы)» - 36,5 %.н ение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 - 2010 годы» - на 45 %, по Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2014 года – на 47,3%, по ФЦП «Культура России (2006 - 2011 годы)» - 36,5 %.

Структура расходов федерального бюджета по ФЦП в 2009 году по сравнению со сводной бюджетной росписью с изменениями приведена на следующей диаграмме.

Рис 2.1 Структура расходов федерального бюджета по ФЦП в 2009 году по сравнению со сводной бюджетной росписью

 

В 2010 году из федерального бюджета финансировались 53 ФЦП, включающие 36 подпрограмм (в 2009 году – 51 ФЦП, включающая 36 подпрограмм).  Сводной бюджетной росписью с учетом изменений объем бюджетных ассигнований на 2010 год установлен в сумме 772 753,9 млн. рублей, что на 3 961,5 млн. рублей, или на 0,5 % больше показателей, утвержденных Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями), и в общих расходах федерального бюджета составляет 8,4 % (в 2009 году – 9,3 %). В результате внесения изменений в роспись объем бюджетных ассигнований изменился по 16 ФЦП (30 %). Наибольшее сокращение бюджетных ассигнований осуществлено по ФЦП «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 – 2010 годы» - на 30,3 %, наибольшее увеличение – в 3,5 раза – по ФЦП «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Кассовое исполнение расходов на ФЦП в 2010 году составило 764 736,9 млн. рублей, или 99,5 % законодательно утвержденных годовых ассигнований и 99 % сводной бюджетной росписи с учетом изменений. Расходы на реализацию ФЦП в общем объеме расходов федерального бюджета в 2010 году составили 8,45 % (в 2009 году – 9,45 %).

Структура кассовых расходов федерального бюджета по ФЦП  в 2010 году по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи (с изменениями) приведена на следующей диаграмме.

Рис 2.2 Структура кассовых расходов федерального бюджета по ФЦП в 2010 году по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи

 

В 2011 году из федерального бюджета финансировались 54 ФЦП и 2 государственные программы, включающие 34 подпрограммы (в 2010 году – 53 ФЦП, включающие 36 подпрограмм).

Сводной бюджетной  росписью с учетом изменений объем  бюджетных ассигнований по ФЦП на 2011 год установлен в сумме  926 633,0 млн. рублей, что на 1 656,7 млн. рублей, или на 0,2 %, меньше показателей, утвержденных Федеральным законом от 13 декабря      2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями). Объем бюджетных ассигнований на ФЦП в общих расходах федерального бюджета составляет 9,4 %  (в 2010 году – 8,4 %).

В результате внесения изменений в роспись объем бюджетных ассигнований изменился по 21 ФЦП (37,5 %). Наибольшее сокращение бюджетных ассигнований осуществлено по государственной программе  «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» –  на 25,7 %.

Кассовое исполнение расходов на ФЦП в 2011 году составило 879 028,7 млн. рублей, или 94,7 % законодательно утвержденных годовых ассигнований и 94,9 % сводной бюджетной росписи с учетом изменений. Объем неисполненных расходов по росписи составил 47 604,3 млн. рублей.

Кассовые расходы на реализацию ФЦП в общем объеме расходов федерального бюджета в 2011 году составили 9,1 % (в 2010 году – 8,45 %).

Кассовое исполнение расходов по 10 ФЦП (17,9 %) составило 100 %, по 46 ФЦП (82,1 %) – менее 100 %, из которых  по 11 ФЦП (23,9 %) – менее 90 %. При этом ФЦП «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011 – 2015 годах» не финансировалась.

Структура кассовых расходов федерального бюджета по ФЦП  в 2011 году по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи (с  изменениями) приведена на следующей диаграмме (рисунок 2.3).

 

Рис 2.3 Структура расходов Федерального бюджета по ФЦП.

Структура кассовых расходов по ФЦП в 2005 - 2011 годах приведена  на следующей диаграмме (рисунок 2.4).

 

Рис 2.4 Структура кассовых расходов по ФЦП в 2005 - 2011

Доля государственных  бюджетных инвестиций в общих  расходах на ФЦП увеличилась с 59,7 % в 2010 году до 61,1 % в 2011 году, на НИОКР  – с 13,6 % до 16,6 %, при этом доля расходов на прочие нужды уменьшилась с 26,7 % до 22,3 %.  Расходы на бюджетные инвестиции предусматривались в 2011 году по 55 ФЦП  (98,2 % общего количества). При этом по 33 ФЦП (60 %) исполнение менее 100 %. В 2011 году объем неиспользованных государственных бюджетных инвестиций по ФЦП составил 34,8 млрд. рублей,  или 6,1 % годовых бюджетных назначений.

Структура кассовых расходов на ФЦП по основным направлениям использования средств представлена в таблице 2.5

Табл. 2.5

Структура расходов на ФЦП по основным направлениям (%)

 

2010

2011

Развитие высоких  технологий

21,5

14,0

Село

2,5

7,2

Социальная  инфраструктура

8,3

8,2

Дальний Восток

12,8

17,4

Развитие государственных  институтов

2,6

1,3

Транспортная  инфраструктура

30,9

36,1

Жилье

8,9

4,8

Безопасность

9,0

7,6

Развитие регионов

3,5

3,4


 

Составлена  автором на основании Заключении Счетной палаты Российской Федерации  на отчет об исполнении федерального бюджета за 2011 г. [Электронный ресурс] http://www.ach.gov.ru/ru/expert/follow-up/

Информация о работе Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций