Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 13:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – выявить проблемы и разработать предложения по повышению эффективности системы финансирования бюджетных инвестиций посредством ФЦП.
Задачи курсовой работы:
определить экономическую сущность, содержание и инструменты финансирования бюджетных инвестиций;
провести анализ финансирования и реализации ФЦП;
выявить существующие недостатки процесса финансирования и реализации ФЦП;
сформулировать предложения для повышения эффективности финансирования бюджетных инвестиций посредством ФЦП.
Введение…………………………………………………………
3
Глава 1. Экономическая сущность, содержание и инструменты финансирования бюджетных инвестиций
1.1. Сущность и значение бюджетных инвестиций
1.2. Инструменты и формы реализации бюджетных инвестиций
1.3. Порядок финансирования бюджетных инвестиций посредством федеральных целевых программ
Глава 2. Анализ финансирования и реализации федеральных целевых программ за период 2009-2011 г.г.
2.1. Анализ финансирования бюджетных инвестиций за
период 2009-2011 г.г.
2.2. Анализ реализации федеральных целевых программ за
период 2009-2011 г.г.
2.3. Проблемы финансирования федеральных целевых программ
Глава 3. Совершенствование системы финансирования бюджетных инвестиций посредством федеральных целевых программ
3.1.Пути совершенствовании методологии разработки федеральных целевых программ и повышении эффективности их реализации
3.2 . Пути повышение эффективности реализации федеральных целевых программ
Заключение
Список литературы
Составлена
автором на основании Заключении
Счетной палаты Российской Федерации
на отчет об исполнении федерального
бюджета за 2009-2011 гг. [Электронный ресурс] http://www.ach.gov.ru/ru/
В 2009 году на реализацию ФЦП в соответствии с их паспортами предусматривалось направить из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников 1 064,0 млрд. рублей, фактически направлено 720,3 млрд. рублей (224,9 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 495,4 млрд. рублей - средства внебюджетных источников), или 67,7 %. Недофинансирование программных мероприятий за счет указанных источников по сравнению с параметрами, принятыми при утверждении ФЦП, составило 343,7 млрд. рублей (32,3 %).
На реализацию ФЦП в соответствии с их паспортами в 2010 году предусматривалось направить из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников 1 706,3 млрд. рублей, фактически направлено 1 487,5 млрд. рублей (113,1 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 614,7 млрд. рублей - средства внебюджетных источников), или 87,2 %. Недофинансирование программных мероприятий за счет указанных источников по сравнению с параметрами, принятыми при утверждении ФЦП, составило 218,8 млрд. рублей (12,8 %).
Работа ряда государственных заказчиков ФЦП по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников оказалась неудовлетворительной, в результате не обеспечена реализация мероприятий ФЦП в установленном объеме и, следовательно, не достигнуты цели, установленные Правительством Российской Федерации. В соответствии с паспортами ФЦП объем финансирования за счет средств федерального бюджета на 2011 год предусматривался в объеме 946,3 млрд. рублей. Фактическое финансирование составило 879,0 млрд. рублей, или 92,9 %, недофинансирование - 67,3 млрд. рублей, или 7,1 %. Одновременно предусматривалось выделить из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников 866,1 млрд. рублей (129,1 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 737,0 млрд. рублей - средства внебюджетных источников), фактически выделено 915,5 млрд. рублей (130,5 млрд. рублей - средства бюджетов субъектов Российской Федерации и 785,0 млрд. рублей - средства внебюджетных источников), или 105,7 %. При этом по 3 ФЦП объем привлеченных средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников составил менее 10 %, по 4 ФЦП - от 40 % до 48 %, по 14 ФЦП - от 50 % до 75 %, по 5 ФЦП – от 75 % до 96 %.
Табл 2.2.
Анализ финансирования ФЦП из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников
План |
Фактическое исполнение |
Отклонение | |
2009 |
1064 |
720,3 |
-343,7 |
2010 |
1706,3 |
1487,5 |
-218,8 |
2011 |
866,1 |
915,5 |
49,4 |
Составлена
автором на основании Заключении
Счетной палаты Российской Федерации
на отчет об исполнении федерального
бюджета за 2009-2011 гг. [Электронный ресурс] http://www.ach.gov.ru/ru/
Порядок формирования и использования Инвестиционного фонда Российской Федерации регламентирован постановлениями Правительства Российской Федерации от 1 марта 2008 г. № 134 (с изменениями) «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации» и от 23 ноября 2005 г. № 695 (с изменениями) «О Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное, региональное и межрегиональное значение»
В соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357 (с изменениями) по Минрегиону России были предусмотрены бюджетные ассигнования по Инвестиционному фонду Российской Федерации (далее – Инвестиционный фонд) в сумме 63 761,5 млн. рублей. Кроме того, Минрегиону России в соответствии с пунктом 4 статьи 94 и статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации на сумму неиспользованных остатков средств Инвестиционного фонда 2010 года бюджетные ассигнования были увеличены на сумму 3 757,2 млн. рублей для их использования субъектами Российской Федерации в 2011 году на те же цели. Таким образом, бюджетные ассигнования, предусмотренные сводной бюджетной росписью (с изменениями), установлены по Инвестиционному фонду на 2011 год в сумме 67 518,7 млн. рублей.
В законопроекте объем расходов Инвестиционного фонда Российской
Федерации по ведомственной структуре расходов предусмотрен Минрегиону России на 2013 - 2015 годы всего в сумме 46,6 млрд. рублей.
Динамика объемов Инвестиционного фонда в 2010 - 2015 годах представлена в таблице 2.3.
Табл. 2.3
Динамика объемов Инвестиционного фонда в 2010 - 2015 годах
[Электронный
ресурс]. http://www.ach.gov.ru/ru/
Перечень федеральных целевых программ (открытая часть), на реализацию которых предусмотрены бюджетные ассигнования в 2013 – 2015 годах, сформирован как из ранее действующих, так и из вновь разрабатываемых программ.
Данные о количестве федеральных целевых программ и объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных на их реализацию в 2010 – 2015 годах, приведены в следующей таблице.
Табл. 2.4
Количество бюджетных ассигнований и объемы бюджетных ассигнований
[Электронный
ресурс]. http://www.ach.gov.ru/ru/
В среднем на одну ФЦП предусматривается в 2013 году 20,2 млрд. рублей, в 2014 году – 20,4 млрд. рублей, в 2015 году – 22,25 млрд. рублей (в 2012 году – 18,7 млрд. рублей). В нарушение пункта 19 Порядка разработки и реализации ФЦП, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 (с изменениями), предусматривающего, что ФЦП, предлагаемые к финансированию с очередного финансового года, подлежат утверждению Правительством Российской Федерации не позднее чем за 1 месяц до дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в Государственную Думу, в законопроект включены ФЦП, не утвержденные в установленном порядке, в том числе в 2013 году – 4 ФЦП на общую сумму 14,5 млрд. рублей, или 1,4 % расходов федерального бюджета, предусмотренных на финансирование ФЦП, в 2014 году – 7 ФЦП на общую сумму 43,7 млрд. рублей, или 4,8 %, в 2015 году – 5 ФЦП на общую сумму 30,8 млрд. рублей, или 3,3 %. Это свидетельствует о том, что в законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования по непринятым расходным обязательствам.
2.2. Анализ реализации федеральных целевых программ за период 2009-2011 г.г.
Сводной бюджетной росписью на 1 января 2009 года объем средств федерального бюджета на финансирование ФЦП утвержден в сумме 1 161 391,7 млн. рублей, что в общих расходах федерального бюджета составляет 12,9 % (в 2008 году – 10,4 %). В течение 2009 года было внесено 1 493 изменения (в 2008 году – 1 775 изменений). В результате годовые бюджетные ассигнования на финансирование ФЦП в бюджетной росписи на 1 января 2010 года составили 832 137,4 млн. рублей, что на 334 254,3 млн. рублей, или на 28,6 %, меньше первоначально утвержденных расходов и составляют 8,4 % общих расходов федерального бюджета. В результате внесения изменений в сводную бюджетную роспись ассигнования, предусмотренные на 2009 год, уменьшились по 47 ФЦП из 51 ФЦП (92 %). Наибольшее сокращение ассигнований произведено по ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» - а 53 %, по ФЦП «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, привед ии (2006 - 2011 годы)» - 36,5 %.н ение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 - 2010 годы» - на 45 %, по Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2014 года – на 47,3%, по ФЦП «Культура России (2006 - 2011 годы)» - 36,5 %.
Структура расходов федерального бюджета по ФЦП в 2009 году по сравнению со сводной бюджетной росписью с изменениями приведена на следующей диаграмме.
Рис 2.1 Структура расходов федерального бюджета по ФЦП в 2009 году по сравнению со сводной бюджетной росписью
В 2010 году из федерального бюджета финансировались 53 ФЦП, включающие 36 подпрограмм (в 2009 году – 51 ФЦП, включающая 36 подпрограмм). Сводной бюджетной росписью с учетом изменений объем бюджетных ассигнований на 2010 год установлен в сумме 772 753,9 млн. рублей, что на 3 961,5 млн. рублей, или на 0,5 % больше показателей, утвержденных Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ (с изменениями), и в общих расходах федерального бюджета составляет 8,4 % (в 2009 году – 9,3 %). В результате внесения изменений в роспись объем бюджетных ассигнований изменился по 16 ФЦП (30 %). Наибольшее сокращение бюджетных ассигнований осуществлено по ФЦП «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 – 2010 годы» - на 30,3 %, наибольшее увеличение – в 3,5 раза – по ФЦП «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Кассовое исполнение расходов на ФЦП в 2010 году составило 764 736,9 млн. рублей, или 99,5 % законодательно утвержденных годовых ассигнований и 99 % сводной бюджетной росписи с учетом изменений. Расходы на реализацию ФЦП в общем объеме расходов федерального бюджета в 2010 году составили 8,45 % (в 2009 году – 9,45 %).
Структура кассовых расходов федерального бюджета по ФЦП в 2010 году по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи (с изменениями) приведена на следующей диаграмме.
Рис 2.2 Структура кассовых расходов федерального бюджета по ФЦП в 2010 году по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи
В 2011 году из федерального бюджета финансировались 54 ФЦП и 2 государственные программы, включающие 34 подпрограммы (в 2010 году – 53 ФЦП, включающие 36 подпрограмм).
Сводной бюджетной росписью с учетом изменений объем бюджетных ассигнований по ФЦП на 2011 год установлен в сумме 926 633,0 млн. рублей, что на 1 656,7 млн. рублей, или на 0,2 %, меньше показателей, утвержденных Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями). Объем бюджетных ассигнований на ФЦП в общих расходах федерального бюджета составляет 9,4 % (в 2010 году – 8,4 %).
В результате внесения изменений в роспись объем бюджетных ассигнований изменился по 21 ФЦП (37,5 %). Наибольшее сокращение бюджетных ассигнований осуществлено по государственной программе «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» – на 25,7 %.
Кассовое исполнение расходов на ФЦП в 2011 году составило 879 028,7 млн. рублей, или 94,7 % законодательно утвержденных годовых ассигнований и 94,9 % сводной бюджетной росписи с учетом изменений. Объем неисполненных расходов по росписи составил 47 604,3 млн. рублей.
Кассовые расходы на реализацию ФЦП в общем объеме расходов федерального бюджета в 2011 году составили 9,1 % (в 2010 году – 8,45 %).
Кассовое исполнение расходов по 10 ФЦП (17,9 %) составило 100 %, по 46 ФЦП (82,1 %) – менее 100 %, из которых по 11 ФЦП (23,9 %) – менее 90 %. При этом ФЦП «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011 – 2015 годах» не финансировалась.
Структура кассовых расходов федерального бюджета по ФЦП в 2011 году по сравнению с показателями сводной бюджетной росписи (с изменениями) приведена на следующей диаграмме (рисунок 2.3).
Рис 2.3 Структура расходов Федерального бюджета по ФЦП.
Структура кассовых расходов по ФЦП в 2005 - 2011 годах приведена на следующей диаграмме (рисунок 2.4).
Рис 2.4 Структура кассовых расходов по ФЦП в 2005 - 2011
Доля государственных бюджетных инвестиций в общих расходах на ФЦП увеличилась с 59,7 % в 2010 году до 61,1 % в 2011 году, на НИОКР – с 13,6 % до 16,6 %, при этом доля расходов на прочие нужды уменьшилась с 26,7 % до 22,3 %. Расходы на бюджетные инвестиции предусматривались в 2011 году по 55 ФЦП (98,2 % общего количества). При этом по 33 ФЦП (60 %) исполнение менее 100 %. В 2011 году объем неиспользованных государственных бюджетных инвестиций по ФЦП составил 34,8 млрд. рублей, или 6,1 % годовых бюджетных назначений.
Структура кассовых
расходов на ФЦП по основным направлениям
использования средств
Табл. 2.5
Структура расходов на ФЦП по основным направлениям (%)
2010 |
2011 | |
Развитие высоких технологий |
21,5 |
14,0 |
Село |
2,5 |
7,2 |
Социальная инфраструктура |
8,3 |
8,2 |
Дальний Восток |
12,8 |
17,4 |
Развитие государственных институтов |
2,6 |
1,3 |
Транспортная инфраструктура |
30,9 |
36,1 |
Жилье |
8,9 |
4,8 |
Безопасность |
9,0 |
7,6 |
Развитие регионов |
3,5 |
3,4 |
Составлена
автором на основании Заключении
Счетной палаты Российской Федерации
на отчет об исполнении федерального
бюджета за 2011 г. [Электронный ресурс] http://www.ach.gov.ru/ru/
Информация о работе Федеральные целевые программы как инструмент финансирования бюджетных инвестиций