Формирование расходов бюджета по отросли «Социальная политика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 09:32, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современного этапа развития нашего общества координация деятельности различных органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной политики является объективно возникшей проблемой укрепления современной государственности. Данная проблема в наше время становиться наиболее актуальной. Социальные проблемы в современной России по сравнению с советским периодом, не только видоизменились, стали более многообразными, но и приобрели новый статус. Потребность в решении социальных проблем трансформирующегося общества создала необходимые предпосылки для совершенствования социального обслуживания населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3 стр.
ГЛАВА 1. Понятие "социальная политика. Структура расходов бюджета на социальную сферу……………………………………………………………………5стр.
ГЛАВА 2. Основные отрасли расходования бюджетных средств: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита……..11стр.
ГЛАВА 3 Направления развития отрасли "Социальная политика" в Нижегодской области……………………………………………………………………………….21 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..25 стр.
Список литературы………………………………………………………………….27 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 516.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Им. Лобачевского.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема курсовой работы:

«Формирование расходов бюджета

 по отросли «Социальная  политика»»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 4 курса

группы Ф 39

Барышева Е.С.

Проверила:

Борисова С. П.

 

 

 

 

 

2011 г.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3 стр. 
ГЛАВА 1. Понятие  "социальная политика. Структура расходов бюджета на социальную сферу……………………………………………………………………5стр.

ГЛАВА 2. Основные отрасли расходования бюджетных средств: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита……..11стр.

ГЛАВА 3 Направления развития отрасли "Социальная политика" в Нижегодской области……………………………………………………………………………….21 стр.

Заключение…………………………………………………………………………..25 стр. 
Список литературы………………………………………………………………….27 стр. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
     В условиях современного этапа развития нашего общества координация деятельности различных органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной политики является объективно возникшей проблемой укрепления современной государственности. Данная проблема в наше время становиться наиболее актуальной. Социальные проблемы в современной России по сравнению с советским периодом, не только видоизменились, стали более многообразными, но и приобрели новый статус. Потребность в решении социальных проблем трансформирующегося общества создала необходимые предпосылки для совершенствования социального обслуживания населения. 
         Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач: 
1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образо-вание и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распре-деления доходов и имущества (капитала). 
2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий меж-ду богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала. 
3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоин-ства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общест-венной жизни и права на долю ответственности перед обществом. 
4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инст-рументария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения. 
     Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.  
   Таким образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой - никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму. 
   Цель курсовой работы заключается в изучении основ формирования расходов бюджета по отрасли социальная политика. В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

- дать характеристику понятию "социальная политика", определить структуру расходов бюджета на социальную сферу; 
- определить основные отрасли расходования бюджетных средств: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита; 
 
- рассмотреть направления развития отрасли "Социальная политика" на примере Нижегодской области.

 

   Структурно курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. 
   В работе использованы труды отечественных теоретиков и практиков в области планирования расходов бюджета в социальной сфере таких как: Вахрина П. И., Жигалова Д., Полака Г. Б., Филиппова Ю. В., отчеты фонда "Институт экономики переходного периода" и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.Понятие  “социальная политика”.

Структура расходов бюджета на социальную сферу.

 

          Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.

В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1663-р были утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальной политики на среднесрочную перспективу.

Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы.

Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства.

Социальная политика будет ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.

Вышеуказанный документ предусматривает сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе: поддержания высоких темпов экономического роста; обеспечения макроэкономической стабильности; увеличения денежных доходов населения; повышения эффективности программ социальной защиты; совершенствования механизмов социального партнерства. Для достижения поставленных целей используются новые формы предоставления государственной социальной помощи населению с соблюдением принципа адресности; продолжается замена натуральных льгот денежными компенсациями; совершенствуется система социального обслуживания граждан, оказавшихся и сложной жизненной ситуации; ведется работа по повышению качества и увеличению объема государственных социальных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.

Одной из важнейших проблем социального развития все еще остается низкий уровень жизни граждан, измерителем которого является коэффициент соотношения среднедушевого дохода с прожиточным минимумом. Если величина такого показателя у конкретного человека составляет менее единицы, то он относится к числу малообеспеченных. Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума составила за три квартала 2009 года 14% против 13,4% за тот же период годом ранее. Всего за чертой бедности находилось 19,7 миллиона россиян, хотя по итогам 2008 года этот показатель составлял 18,9 миллиона человек.

            В соответствии с Законом РФ от 31.03.2006г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом но Российской Федерации» прожиточный минимум — это стоимостной показатель минимального объема и структуры потребления материальных благи услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека (потребительской корзины), а также обязательные платежи и сборы. Его величина зависит от природно-климатических условий, национальных традиции и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Этот показатель имеет первостепенное значение при предоставлении социальной помощи и социальной поддержки населению. Если реальные доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, то граждане вправе получать субсидии из бюджета па оплату жилья и коммунальных услуг; но многих субъектах РФ выплачивается социальная помощь пенсионерам в размере разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом и т. п.

         В целом система социальной зашиты населения нашей страны и ее финансового обеспечения построена на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д. Основным источником формирования данных фондов является единый социальный налог, плательщиками которого в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ являются все работодатели независимо от формы собственности. Если налоговая база в расчете на каждое физическое лицо составляет до 280 тыс. руб. в год, то ставка такого налога составляет 26%, из которых 20%, зачисляется в федеральный бюджет. Оставшиеся средства но установленным пропорциям распределяются между государственными внебюджетными фондами: социального страхования — 2,9%, обязательного медицинского страхования — 3,1%, из которых 1,1% поступает в Федеральный фонд ОМС, а 2,0% — в территориальные фонды ОМС.

        За счет средств федерального бюджета осуществляется также пенсионное обеспечение:

• государственных (федеральных) служащих; судей;

• военнослужащих;

• участников Великой Отечественной войны;

• граждан, пострадавших и результате радиационных или техногенных катастроф;

• инвалидов и некоторых других категорий населения.

       Следует учесть, что дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих регионального уровня осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ, муниципальных служащих — за счет местных бюджетов. При этом основным источником пенсионного обеспечения граждан является Пенсионный фонд РФ, из которого в настоящее время выплачиваются трудовые пенсии, а также, пенсии за выслугу лет и при потере кормильца. За счет Пенсионного фонда РФ финансируются различные, программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты. Реформа пенсионного обеспечения предусматривает внедрение накопительной системы и нацелена на снижение государственного участия и пенсионных выплатах. Накопительная система основана на персонифицированном учете страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или негосударственные пенсионные фонды по выбору работников и представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс. Размер накопительной части трудовой пенсии будет зависеть от суммы пенсионных накоплений застрахованного лица.

         Помимо пенсионного обеспечения федеральный бюджет несет прямые обязательства по социальному обеспечению безработных граждан, выплачивая им пособия по безработице. За счет бюджета выплачиваются также пособия и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (подраздел 1003). Порядок выплаты пособий по безработице регулируется Федеральным законом № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2005г.) и «Положением о порядке финансирования мероприятии по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 г. № 485.

        Важным направлением расходов, учитываемым по подразделу 1102, являются мероприятия, реализуемые в рамках федеральной программы «Жилище» па 2002-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675. Среди главных целей и задач данной программы обозначены обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями. В рамках указанной подпрограммы осуществляется выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем следующих категорий граждан:

• военнослужащих, увольняемых с военной службы, и приравненных к ним лиц;

• граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

• вынужденных переселенцев;

• федеральных государственных гражданских служащих:

• молодых ученых, прокуроров, следователей и др.

       Отдельным категориям граждан в установленном порядке выделяются средства в виде субсидий.

        Кроме раздела 1000 «Социальная политика» в федеральном бюджете предусматриваются значительные средства на социальную поддержку так называемым федеральным льготникам, которые передаются регионам через Фонд компенсации и учитываются по разделу 1100 функциональной классификации расходов бюджетов «Межбюджетные трансферты». На 2010 г. объем Фонда компенсаций составил 3 725 402 026,1 тыс. рублей, что позволяет выполнить вес обязательства государства перед гражданами но реализации таких федеральных законов, как «О социальной защите инвалидов», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др., делегированные на исполнение субъектам РФ. За счет передаваемых средств субъекты РФ организуют предоставление мер социальной поддержки «федеральным льготникам», полный перечень которых отражен в Федеральном законе от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов...», получившем второе название «О монетизации льгот».

Информация о работе Формирование расходов бюджета по отросли «Социальная политика»