Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 09:32, курсовая работа
В условиях современного этапа развития нашего общества координация деятельности различных органов государственной власти и местного самоуправления в сфере социальной политики является объективно возникшей проблемой укрепления современной государственности. Данная проблема в наше время становиться наиболее актуальной. Социальные проблемы в современной России по сравнению с советским периодом, не только видоизменились, стали более многообразными, но и приобрели новый статус. Потребность в решении социальных проблем трансформирующегося общества создала необходимые предпосылки для совершенствования социального обслуживания населения.
Введение………………………………………………………………………………3 стр.
ГЛАВА 1. Понятие "социальная политика. Структура расходов бюджета на социальную сферу……………………………………………………………………5стр.
ГЛАВА 2. Основные отрасли расходования бюджетных средств: образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, социальная защита……..11стр.
ГЛАВА 3 Направления развития отрасли "Социальная политика" в Нижегодской области……………………………………………………………………………….21 стр.
Заключение…………………………………………………………………………..25 стр.
Список литературы………………………………………………………………….27 стр.
Основное место в структуре данного раздела занимают бюджетные ассигнования на культуру, телевидение и радиовещание (см. таблицу 13).
Таблица 13 Структура
расходов бюджетных ассигнований раздела
«Культура, кинематография и средства
массовой информации»,
в % к общему объему расходов
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. | |
Культура |
54,0 |
55,0 |
53,0 |
Кинематография |
4,6 |
5,4 |
5,6 |
Телевидение и радиовещание |
29,3 |
33,0 |
34,7 |
Периодическая печать и издательства |
4,2 |
1,2 |
1,3 |
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии и средств массовой информации |
0,4 |
0,7 |
0,7 |
Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средств массовой информации |
7,5 |
4,7 |
4,7 |
Итого по разделу |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Бюджетные ассигнования на исполнение обязательств по подразделу «Культура» характеризуются следующими данными: 2008 год – 44,7 млрд. рублей, 2009 год – 38,7 млрд. рублей, 2010 год – 35,8 млрд. рублей.
По разделу предусмотрены ассигнования на реализацию Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005 года № 422, в объеме 29,1 млн. рублей на 2008год, 32,5 млн. рублей – на 2009 год, 30,9 млн. рублей – на 2010 год. В рамках данной программы увеличены ассигнования на проведение общероссийских юбилейных и международных культурных мероприятий в соответствии с указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, поручениями и решениями Правительства Российской Федерации в следующих объемах: 3,7 млрд. рублей – на 2008 год, 2,2 млрд. рублей -на 2009 год, 1,5 млрд. рублей – на 2010 год.
По данному разделу бюджетные ассигнования, направляемые на реализацию федеральных целевых программ, а также на реализацию инвестиционных проектов, не включенных в федеральные целевые программы, составляют:
— на 2008 год – 17,5 млрд. рублей;
— на 2009 год – 13,2 млрд. рублей;
— на 2010 год – 8,9 млрд. рублей.
Кроме этого, реализованы мероприятия федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 годы)», преимущественно связанные с реконструкцией особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, таких как Большой и Мариинский театры.
Вывод:
Анализ расходов на социальную сферу свидетельствует об их приросте бюджета на 2008-2010 годы. Совокупные затраты на социальные отрасли и социальную политику составили в 2008 году 940 млрд. рублей. Это - 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходов федерального бюджета. В 2010году эта величина возросла на 44,3% по сравнению с 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% с учетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют свою долю в ВВП - 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году -14,4%; в 2009 году - 14,2%; в 2010 - 14,6%.
Объем и структура финансирования социальной сферы за счет федерального бюджета представлены в таблице 6. По оценкам экспертов, к концептуальным недостаткам проекта федерального бюджета на период с 2008 по 2010 годов можно отнести применение счётно-бухгалтерских методов, использующих прежние условия и крайне низкие уровни расходов на социальную сферу. В большинстве случаев рост намеченных расходов фактически только покрывает официальный прогноз инфляции. Во многом это связано с тем, что до сего времени не приняты законодательные акты Российской Федерации, направленные на расширение самостоятельности организаций социальной сферы и переход от сметного к нормативно-подушевому финансированию оказания государственных, публичных и муниципальных услуг. В представленном проекте федерального бюджета переход к среднесрочному программно-целевому планированию с позиции заявленных целей - по обеспечению достойной жизни граждан страны и устойчивого экономического роста - удалось решить лишь в минимальной степени. Более того, по ряду статей социального блока федерального бюджета расходы в относительных показателях или сохраняются на прежних уровнях или даже уменьшаются (см. таблицу 6).
Например, доля расходов социальных статей в общих расходах федерального бюджета в 2010 году снижается до 14,6% (вместо 15% в 2007году), в то время как доля затрат на общегосударственные расходы устойчиво растет (с 42,0% в 2007 году до 42,4% к 2010 году)
Таблица 6 Расходы федерального бюджета на социальные цели и науку
Социальная защита - важнейшая область социальной сферы жизнедеятельности общества, представляющая собой систему мер, осуществляемых государством с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения.
Целью развития системы социальной защиты населения Нижегодской области является сокращение бедности, стабильное повышение качества жизни всех слоев населения, снижение социальной напряженности в обществе посредством удовлетворения потребности населения в доступном и качественном социальном обслуживании, предоставлении мер социальной поддержки с учетом прогнозируемого социально-экономического развития области.
Необходимо совершенствовать систему социальной защиты населения с учетом значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп населения в мерах социальной поддержки и услугах, предоставляемых учреждениями социального обслуживания. Потребность развития системы социальной защиты населения области и совершенствования ее управления обусловлена главными факторами - закреплением большинства полномочий в сфере социальной защиты населения на уровне субъектов Российской Федерации и отсутствием механизма, позволяющего выстроить нормативно регламентированную систему управления сферой социальной защиты населения.
Концепция развития системы социальной защиты населения Нижегодской области до 2010 года представляет собой комплекс задач региональной политики по формированию эффективной системы социальной защиты населения.
Концепция разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации и Нижегодской области и учитывает основные положения Концепции Стратегии социально-экономического развития Нижегодской области на долгосрочную перспективу.
Основными задачами развития системы социальной защиты населения области являются:
совершенствование областного законодательства в сфере социальной защиты населения;
формирование системы стандартов, норм и нормативов социального обслуживания населения;
реструктуризация и оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания населения области;
совершенствование взаимодействия субъектов правоотношений в системе социальной защиты населения области;
развитие и совершенствование кадрового потенциала;
организация информационного обеспечения.
Принципы развития системы социальной защиты населения области включают:
гарантированность получения населением социальных услуг и мер социальной поддержки;
приоритетность предоставления услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и семьям, находящимся в социально опасном положении;
сочетание заявительного характера обращения за социальными услугами с выявлением граждан, нуждающихся в них;
доступность (организационная, территориальная, финансовая, транспортная и так далее) социальных услуг для населения;
профилактическая направленность;
равенство граждан, проживающих в области, в получении социальных услуг и мер социальной поддержки;
открытость деятельности социальных служб;
ответственность органов государственной власти области за обеспечение прав граждан, проживающих на ее территории, на социальную защиту.
В соответствии с Концепцией развития системы социальной защиты населения Нижегодской области до 2010 года, принятой в 2007 году, основными направлениями по развитию социальной защиты на среднесрочную перспективу остаются:
совершенствование законодательства области в сфере социальной защиты населения, которое должно быть направлено на своевременное правовое обеспечение реализации предусмотренных Концепцией основных направлений развития системы социальной защиты населения;
повышение уровня и качества жизни малоимущих граждан, ветеранов и инвалидов, семей с детьми посредством оказания мер социальной поддержки; государственной помощи гражданам в трудной жизненной ситуации;
обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг;
создание условий для организации отдыха оздоровления и занятости детей, проживающих на территории области;
реформирование механизма бюджетного планирования расходов, направляемых на социальную защиту населения. Сложившаяся практика формирования и исполнения областного бюджета показывает, что объем средств, направляемых на социальную защиту населения области, стабилен, однако механизм распределения средств областного бюджета в зависимости от стратегических целей, тактических задач и достигнутых системой социальной защиты населения общественно значимых результатов в настоящее время фактически отсутствует;
социальная работа с лицами без определенного места жительства и занятий и освободившимися из мест лишения свободы;
взаимодействие с общественными, благотворительными и некоммерческими организациями в решении задач социальной поддержки жителей области, по вопросам реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Департаментом труда и социального развития области осуществляется реализация следующих целевых программ .
Таблица 1. Областные программы (тыс. руб.)
Наименование |
Общая сумма |
Текущие расходы |
Капитальные расходы |
ОЦП "Великий Устюг - родина Деда Мороза на 2007-2010 годы" |
335,0 |
335,0 |
0,0 |
ОЦП "Анти-Вич / СПИД на 2006-2010 годы" |
300,0 |
300,0 |
0,0 |
ОЦП "неотложные меры борьбы с туберкулезом на 2006-2010 годы" |
154,0 |
154,0 |
0,0 |
ОЦП "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы" |
1630,0 |
630,0 |
1000,0 |
ОЦП "Демографическое развитие ВО на 2007-2010 годы" |
9300,0 |
3300,0 |
6000,0 |
ОЦП "Социальная поддержка инвалидов" |
16173,0 |
1325,0 |
14848,0 |
ОЦП "Реформирование региональных финансов ВО на 2008-2009 годы" |
4500,0 |
2570,0 |
1930,0 |
ОЦП "Развитие физической культуры и спорта в ВО на 2007-2010годы" |
850,0 |
150,0 |
700,0 |
Проект ОЦП "Организация отдыха детей, их оздоровления и занятости в ВО на 2009-2012 годы" |
23430,0 |
23430,0 |
0,0 |
ИТОГО |
56672,0 |
34194,0 |
24478,0 |
В 2009 году общая величина расходов по отрасли "Социальная политика" составила 3 817 296,6 тыс. руб., а в 2010 году - в размере 3 915 615,6 тыс. руб., то есть увеличение по сравнению с 2008 годом на 2,1% и 4,8% соответственно (приложение 6). Наиболее значимой статьей остаются расходы на социальное обеспечение населения, которые составляют 80,3% (2009г) и 79,6% (2010 г) от общего объема расходов по отрасли.
Информация о работе Формирование расходов бюджета по отросли «Социальная политика»