Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально-экономические последствия 5
Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения 5
Виды бюджетного дефицита 10
Социально-экономические последствия бюджетного дефицита 13
Глава 2. Методы финансирования бюджетного дефицита 16
2.1. Современные подходы к финансированию бюджетного дефицита16
2.2. Инструменты реализации финансовой политики государства 19
Глава 3. Анализ и оценка бюджетного дефицита за 2008 – 2010гг. 24
3.1. Методы финансирования бюджетного дефицита в экономически развитых странах в 2008 – 2010гг. 24
3.2. Дефицит бюджета Российской Федерации в 2008 – 2010гг. 29

Заключение 41
Список использованной литературы 45
Приложения 47

Вложенные файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 303.59 Кб (Скачать файл)

Государственное заимствование, погашение задолженности и изменение  государственных средств на счетах в банках, государственных резервов национальной валюты и ценных бумаг  являются неэмиссионными способами покрытия дефицита бюджета.

Покрытие дефицита за счет выпуска новых денег увеличивает  денежную массу в обращении и  способствует развитию инфляционных процессов.

Финансирование дефицита государственного бюджета может  осуществляться за счет как внешнего заимствования, так и заимствования внутри страны. Влияние внутреннего и внешнего заимствования на величину финансовых ресурсов страны, платежный баланс и рост экономической активности различно.

Внешнее заимствование в  момент поступления средств приводит к увеличению общего объема финансовых ресурсов страны и позволяет увеличить суммарный спрос государства на товары и услуги национального производства, если средства направляются на эти цели. Вместе с тем займы иностранных государств, международных финансовых организаций и зарубежных банков могут использоваться для оплаты государственных закупок за рубежом, возврата ранее полученных кредитов, процентов по внешним займам, направляться после конвертации в национальную валюту на выплаты населению и для других целей.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ является Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает максимальные размеры как привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита или рефинансирования ранее сделанных долгов, так и кредитования за счет средств бюджета.

В соответствии с Конституционным  законом «О правительстве» предельный объем выпуска тех или иных ценных бумаг устанавливается Правительством. В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ Правительство РФ вправе осуществлять внешние заимствования в объеме свыше установленного законом о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год, если при этом оно  осуществляет реструктуризацию государственного внешнего долга, приводящую к снижению расходов на его обслуживание.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями  БК РФ предусматривает разработку Правительством двух программ: Программы государственных внешних заимствований [ст. 108] и Программы государственных внутренних заимствований. [ст.110] Указанные программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников, сроков возврата. Программы представляются Федеральному Собранию РФ одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год и подлежат утверждению.

В РФ действует единая система  учета и регистрации государственных  заимствований РФ. Для этого названные  выше департаменты Минфина ведут  государственные книги внутреннего  и внешнего долга РФ.

Заимствование внутри страны означает лишь перераспределение имеющихся  в стране ресурсов между секторами  экономики. Воздействие на экономику  внутреннего заимствования определяется характером заимствуемых государством средств. Если привлекаемые государством кредитные ресурсы могут быть направлены на иные цели, то заимствование  их государством уменьшает объем  расходов других секторов экономики  и не увеличивает общий спрос  в экономике. В случае если при  государственном заимствовании  общий объем расходов других секторов не уменьшается, то государственное  заимствование приводит к росту  совокупного спроса в экономике. [4, с. 87]

Различия в экономической  значимости заимствования у отдельных  категорий инвесторов предопределяют потребность в классификации  операций финансирования по типу кредитора.

Характер влияния государственного заимствования на экономическое  развитие зависит от того, какие  сектора и подсектора экономики, объединяющие относительно однородные субъекты хозяйствования со сходными целями и моделями экономического поведения, кредитуют государство. Если заимствование  производится у банков, то, по-видимому, это в меньшей мере отразится  на сокращении расходов других секторов, чем, например, заимствование у домашних хозяйств или у предприятий. Практически операции внутреннего заимствования могут оказать только сокращающее или нулевое влияние на возможности расходов других секторов экономики. Вместе с тем, поскольку государство само производит расходы, то расходование государством заемных средств не оказывает влияния на общий объем расходов в стране либо ведет к его росту.

По-разному, как об этом уже  говорилось, воздействуют на экономику  внешнее и внутреннее заимствование. Поэтому внутреннее и внешнее  финансирование разграничиваются. Во внутреннем финансировании выделяются средства, заимствуемые у органов  кредитно-денежного регулирования, коммерческих банков, других органов  государственного управления, предприятий  и домашних хозяйств. Во внешнем – занимаемые у международных организаций экономического развития, иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм.

В России составляется смешанная  классификация, разделенная на две  части: классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и классификацию источников внешнего финансирования федерального бюджета. (Приложение 1)

 

 

2.2 Инструменты реализации финансовой политики государства

 

 

 

Целью государственной финансовой политики, в том числе операций финансирования, является стабильное развитие экономики. Для покрытия дефицита бюджета, как уже говорилось, могут  быть использованы различные финансовые инструменты: внутреннее и внешнее  заимствование, денежная эмиссия. Их экономическая  природа различна. Соответственно они  оказывают различное, нередко противоречивое, воздействие на экономическое и финансовое положение в стране.

Эффективное управление бюджетным  дефицитом предполагает, что увеличение государственных расходов должно направляться прежде всего на содействие расширению производства и увеличению занятости населения. Бюджетные ассигнования и кредиты должны выделяться под реальные программы по мере достижения эффекта и при достаточных гарантиях возврата средств (залога и т. п.).

Поэтому операции финансирования должны быть согласованы с общей  экономической и финансовой политикой  государства.

Органы власти и управления государством определяют общий объем  бюджетного дефицита и, следовательно, объем займов, необходимых для  его финансирования, основные направления  и цели воздействия на денежное обращение, кредит, производство, занятость и  целесообразность осуществления общегосударственных  программ по поддержке малого бизнеса, отдельных районов страны и т.п.

Фискальная политика государства, определяемая его действиями в области  получения доходов, объема и направлений  государственных расходов, может  быть нацелена на стабилизацию, экономический  рост или ограничение деловой  активности. Политика стабилизации предполагает использование фискальных и кредитно-денежных мер для максимального приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения полной занятости и стабильного уровня цен. [16, с. 65-71] Под политикой экономического роста понимают реализацию мер для увеличения ВВП, а под политикой ограничения деловой активности – осуществление мер по уменьшению ВВП по сравнению с потенциальным уровнем.

При экономическом спаде  может осуществляться стимулирующая  фискальная политика, основанная на росте  государственных расходов, снижении налогов и соответственно увеличении дефицита бюджета, а в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, может  проводиться ограничительная фискальная политика, нацеленная на уменьшение государственных расходов, увеличение налогов с ориентацией на уменьшение дефицита бюджета или его положительное сальдо. Поскольку стимулирующее или ограничивающее воздействие фискальной политики сопряжено с изменениями бюджетного дефицита и профицита, то это воздействие зависит от методов финансирования дефицита и направлений использования бюджетного излишка.

Покрытие дефицита бюджета  может осуществляться путём займов или денежной эмиссии. Займы, осуществляемые путём выпуска государственных  ценных бумаг, увеличивают существующий спрос на деньги и ведут к повышению  равновесной величины процентной ставки. Поскольку величина инвестиций с  ростом процентных ставок уменьшается, конкуренция государственных ценных бумаг на денежном рынке ведёт  к сокращению инвестиций. В случае более быстрого роста расходов по сравнению с доходами значимость заемных средств как источника  финансирования возрастает. При погашении  государственной задолженности  государство выкупает свои долговые обязательства, передавая свои доходы вновь на денежный рынок, увеличивает  предложение денег, стимулируя падение  ставки процента, инвестиции и потребление.

Размещение займов оказывает существенное воздействие на денежное обращение. В частности, привлечение средств населения уменьшает его платежеспособный спрос. В случае направления этих средств на инвестиции и другие производственные затраты общая величина денежной массы в обращении сократится, а при использовании на выплату зарплаты и пенсий -- не изменится. При заимствовании в бюджет средств хозяйствующих субъектов и использовании их на выплаты населению наличная денежная масса в обращении возрастает.

Отвлекая крупные средства, государство сокращает свободные  ресурсы, которые при нормальной экономической ситуации могут быть вовлечены в производство. В условиях недостатка в стране свободных капиталов дополнительное их привлечение государством оказывает отрицательное воздействие на экономический рост.

Выпуск новых денег  для покрытия дефицита бюджета не сопряжен с уменьшением инвестиций и в этом смысле оказывает более  существенное воздействие на совокупный спрос, чем увеличение государственных  займов. Денежная эмиссия для финансирования дефицита бюджета в отличие от выпуска долговых обязательств государства позволяет избежать негативного влияния эмиссии государственных ценных бумаг на инвестиции, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике. [15, с 51-54] Эмиссия новых денег является, таким образом, более стимулирующим способом финансирования дефицита бюджета, чем расширение займов, однако чревато опасностью инфляции.

Внешнее финансирование оказывает  воздействие на платежный баланс страны и увеличивает в момент получения займа спрос государства  на товары и услуги национального  производства, если средства направляются на эти цели. Однако заемные средства могут использоваться на оплату импорта, покрытие предыдущих заимствований  или направляться после конвертации  на выплаты населению. Как правило, страны, имеющие крупную внешнюю  задолженность, вынуждены проводить  политику жесткой экономии, расширять  экспорт и сокращать импорт, направляя  доходы от внешней торговли на выплату  долга. Использование чистого экспорта на выплату долга сокращает ресурсы  для собственного экономического развития, в итоге снижается жизненный  уровень населения и формируются  тенденции экономического отставания.

России для выполнения задач своей политики нужен экономический  рост. Ускорение темпов экономического роста будет происходить на основе взвешенной макроэкономической политики, базирующейся на следующих принципах:

последовательном снижении уровня инфляции;

проведении сбалансированной денежно-кредитной политики, обеспечивающей переход к полной конвертируемости рубля без его чрезмерного укрепления;

содействии повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплению их позиций на внутреннем и внешнем рынках;

поддержании сбалансированного федерального бюджета при дальнейшем  снижении налоговой нагрузки на экономику и существенном повышении эффективности его расходов.

Важнейшим звеном экономической  политики государства является бюджетная  политика. Один из принципов бюджетной  политики - последовательное сокращение расходов на обслуживание государственного долга.

Ограниченный бюджетный  дефицит может способствовать экономическому росту. Управление бюджетным дефицитом  заключается в том, чтобы суметь направить его действие в русло  повышения совокупного спроса и  оживления производства. В случае если начинает преобладать инфляционная составляющая, возникает необходимость  корректировки финансовой политики. Пределы допустимого дефицита зависят  от экономической ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3 Анализ и  оценка бюджетного дефицита за 2008-2010гг.

 

 

3.1 Методы финансирования  бюджетного дефицита в экономически  развитых странах в 2008-2010 гг.

 

 

2010 год лишь с известной  долей условности можно назвать  посткризисным. Произошло некоторое  оживление ряда секторов мировой  экономики, однако в целом ситуация  оставалась крайне напряженной.

Ключевым макроэкономическим событием 2010 г. были две волны долговых проблем в Европе. Так, в начале года выяснилось, что Греция не сможет обойтись без внешней помощи, а  европейские структуры долго  не могли принципиально решить вопрос о выделении стране необходимых  средств. В мае помощь была предоставлена. Причем был создан стабилизационный механизм для решения подобных проблем  в будущем. Не прошло и нескольких месяцев, как этот механизм прошел испытание  реальностью, когда в ноябре под  угрозу попала финансовая система Ирландии. Взятие на бюджет страны непомерных долгов ведущих банков довело дефицит ее бюджета почти до трети ВВП. В  результате жестких переговоров  и согласований Ирландии был предоставлен кредит объемом 85 млрд. евро под гарантии снижения страной дефицита бюджета. Ирландии предстоит провести через  законодателей сокращение бюджетных  расходов и повышение налогов.

Информация о работе Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита