Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 21:59, курсовая работа
Военно-техническое сотрудничество является неотъемлемой частью внешней политики любого государства. На рубеже веков, в силу, прежде всего геополитических и экономических условий, оно является весьма существенным вопросом для России и мира, поскольку в мире происходят сложные процессы, появляются новые центры влияния и системы безопасности. Военно-техническое сотрудничество, по оценке Президента Российской Федерации, является для России «существенным и весьма эффективным инструментом влияния на эти процессы».
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические основы ВТС в России………………………………...5
1.1 Сущность ВТС России: понятие, цели, методы……………….5
1.2 Механизм формирования государственной политики в области ВТС………………………………………………………………………….8
Глава 2 Разрешительный порядок перемещения продукции военного назначения………………………………………………………………………15
2.1 Понятие и виды продукции военного назначения……………15
Порядок лицензирования ввоза и вывоза продукции военного назначения……………………………………………………….16
Особенности перемещения (транзита) продукции военного назначения через таможенную границу РФ…………...............................27
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемых источников…………………………………..................39
Порядок перемещения продукций военного и двойного назначения одинаков за небольшим исключением. Подробно он рассмотрен в разделе, посвященному товарам двойного назначения. Здесь рассматриваются только некоторые особенности, касающиеся перемещению вооружения и военной техники.
Для получения лицензии на ввоз (вывоз) ПВН российские субъекты военно-технического сотрудничества представляют в ФСВТС России необходимые документы.
Требования к оформлению документов, а также порядок их предоставления устанавливаются ФСВТС России (Приказ ФСВТС РФ от 2006 г. № 53 «Инструкция по оформлению заявлений и лицензий на ввоз (вывоз) ПВН и порядку представления документов для получения лицензий»).
Перечень необходимых документов содержит следующие положения: заявление; копию контракта; копию договора между организацией-заявителем и организацией-разработчиком и производителем продукции военного назначения; документы, подтверждающие урегулирование с Министерством юстиции РФ вопросов правовой защиты интересов; сертификат конечного пользователя; копию разрешения иностранным уполномоченным органом на осуществление иностранной организацией внешнеторговой деятельности с ПВН; документы, подтверждающие полномочия иностранной организации на заключение с организацией-заявителем контракта (в случае если иностранная организация не является конечным пользователем поставляемой или производителем закупаемой продукции военного назначения).
В зависимости от обстоятельств, могут также потребоваться дополнительные документы: подтверждающий полномочия организаций-разработчиков и производителей ПВН участвовать в выполнении контракта; заключение ФСТЭК (что ПВН не пригоден для создания ОМП).
Представляемые организацией-заявителем документы подлежат регистрации и проверке в ФСВТС России для определения: правильности оформления, полноты объема и достоверности; соответствия заявления на получение лицензии и контракта с иностранным заказчиком (поставщиком) требованиям, установленным решениями Президента РФ, Правительства РФ и (или) Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству о поставках продукции военного назначения; наличия обязательств использовать ПВН только в заявленных целях и обеспечивать защиту сведений, полученных при выполнении контракта; правоспособности иностранного заказчика (поставщика); соответствия уровня внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, указанных в заявлении, уровню цен, согласованному с ФСВТС; полномочий организации - разработчика и производителя ПВН участвовать в выполнении контракта.
При выявлении неточностей или противоречий ФСВТС могут запрашиваться дополнительные документы. Внесение в документы изменений, а также подчисток и исправлений не допустимо. При этом организация-заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений.
ФСВТС России имеет право отказать в выдаче лицензии по следующим основаниям: неправильное оформление заявления; представление не в полном объеме документов, а также отсутствие согласования с Минобороны России; несоответствие представленных организацией-заявителем документов требованиям Положения о порядке лицензирования; несоответствие уровня внешнеторговых цен на продукцию военного назначения, указанных в заявлении, уровню цен, согласованному со Службой; наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации.
Ряд документов, необходимых для получения лицензии оформляются в иностранном государстве. К ним предъявляются дополнительные требования. К ним прилагаются их копии на русском языке. А также они подлежат консульской легализации в установленном порядке.
В соответствии с нормами международного права и практикой международных отношений документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, могут быть использованы на территории другого государства только после их соответствующего удостоверения, если иного не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются государства. Консульская легализация – это один способ такого удостоверения, который применяется в настоящее время для документов, касающихся военно-технического сотрудничества.
Она заключается в подтверждении соответствия документов законодательству государства их происхождения и представляет собой засвидетельствование подлинности подписи должностного лица, его статуса и в надлежащих случаях печати уполномоченного государственного органа на документах и актах в целях использования их в другом государстве. Акт консульской легализации состоит в совершении российским консулом легализационной надписи на документе или акте. Под консулом подразумеваются генеральный консул, консул, вице-консул и консульский агент, являющиеся главами консульских учреждений РФ.
Единые образцы легализационных штампов для проставления на документах, касающихся ВТС, установлены Департаментом консульской службы МИДа России. В случае несоответствия совершенной надписи указанным образцам документ легализованным не считается.
Особое внимание в таможенных органах уделяется содержанию и оформлению сертификатов конечного пользователя (СКП) - легализованный в установленном порядке документ, содержащий обязательства уполномоченного органа иностранного государства использовать экспортируемую из РФ продукцию военного назначения только в заявленных целях и не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия РФ.
СКП оформляется в соответствии с требованиями национального законодательства страны - импортера российской ПВН. Однако, ввиду того что он выдается в интересах Российской Федерации, наше государство вправе выдвигать требования как в части содержания, так и в части оформления данного документа.
В результате огромной работы, проделанной Министерством иностранных дел России, Минобороны России, Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, обсуждения предложений иностранных партнеров по международным режимам экспортного контроля сформировались следующие рекомендации по содержанию принимаемых российской стороной СКП.[13]
Сертификаты конечного пользователя должны содержать следующие типовые элементы: описание продукции военного назначения, которую предполагается импортировать; номер и дата контракта (договора), в рамках поставки по которому имеют место обязательства государства - импортера (в случае если соответствующий контракт заключен); страна конечного назначения; описание конечного использования (например, оснащение вооруженных сил или обеспечение производства); информация о конечном пользователе: полные наименование и адрес органа власти (организации); должность, фамилия и оригинал подписи должностного лица, уполномоченного выдавать СКП; обязательства, что ПВН будет использоваться только конечным пользователем и только согласно указанному конечному предназначению; обязательства не допускать ее реэкспорта или передачи третьим странам без согласия РФ; официальное подтверждение достоверности сведений о конечном пользователе соответствующими государственными органами, согласно национальной практике (подтверждение должно включать указание даты, фамилии, должности и оригинал подписи подтверждающего должностного лица).
Лицензия выдается организации-заявителю и передача ее другому лицу категорически запрещена.
Лицензии с прилагаемыми к ним перечнями продукции военного назначения (рисунок 2.3.), являющимися неотъемлемой частью лицензии, официальные документы, оформленные на бланках установленного образца, изготовленных на специальной защищенной от подделки бумаге. Лицензии оформляются во всех случаях ввоза или вывоза продукции военного назначения и являются необходимым условием для производства таможенного оформления ПВН и проведения таможенного контроля в отношении этой продукции.
Рис. 2. Лицензия (1) на ввоз (вывоз) и перечень (2) ПВН.
Срок действия лицензии определяется сроком выполнения контрактных обязательств и ограничен указанной в ней датой, но не должен превышать срок ввоза или вывоза продукции военного назначения, установленный соответствующим решением Президента РФ, Правительства РФ и (или) ФСВТС России.
Лицензии оформляются как с указанием срока возврата продукции, так и без его указания.
С указанием срока возврата продукции оформляются заявления и лицензии при ввозе и вывозе продукции для: осуществления ремонта (гарантийного и послегарантийного) ПВН; проведения выставок, показов (демонстрации в действии) ПВН; передачи ПВН в аренду, финансовую аренду (лизинг); создания временных запасов запасных частей, агрегатов, учебного и вспомогательного имущества к продукции военного назначения на территории иностранных государств; выполнения иных контрактных обязательств, предусматривающих возврат ввезенной (вывезенной) ПВН.
Оригинал лицензии представляется организацией-заявителем в таможенный орган РФ по месту регистрации организации-заявителя в соответствии с порядком, установленным Федеральной таможенной службой.[15]
Для ведения статистического учета и анализа исполнения выданных лицензий организации-заявители ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала, представляют в ФСВТС России отчет по законодательно установленной форме.
Срок действия лицензии может быть продлен в пределах сроков, установленных решениями Президента РФ, Правительства РФ и (или) ФСВТС России о поставках продукции военного назначения.
Продление срока действия лицензии и (или) внесение в нее других изменений осуществляются на основании мотивированного в письменной форме обращения организации-заявителя в ФСВТС России и оформляются в виде писем ФСВТС России в адрес организации-заявителя и таможенного органа РФ, в котором зарегистрирована лицензия. Указанные письма подписываются директором ФСВТС России или уполномоченным им должностным лицом, удостоверяются личной номерной печатью этого лица и являются неотъемлемой частью той лицензии, в отношении которой оформляются.
При этом, во-первых, вносимые в лицензии изменения не могут противоречить соответствующим решениям Президента РФ, Правительства РФ и ФСВТС России, а во-вторых, внесение изменений в наименование, категорию и количество продукции военного назначения должно быть согласовано с Министерством обороны России.
Выдача лицензии осуществляется с взиманием государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ плата составляет: за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на ввоз (вывоз) продукции военного назначения взимается государственная пошлина в размере 300 рублей; за предоставление лицензии на ввоз (вывоз) продукции военного назначения взимается государственная пошлина в размере 1000 рублей; за внесение изменений в лицензию и продление ее срока действии взимание государственной пошлины не предусмотрено.
Федеральным законом «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами» предусмотрено, что лица, нарушившие законодательство РФ о военно-техническом сотрудничестве, несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, установленный в РФ порядок лицензирования ввоза (вывоза) продукции военного назначения является важнейшим элементом разрешительного порядка деятельности в области военно-технического сотрудничества (когда запрещено все, кроме прямо разрешенного). Другими словами, ВТС построено на системе разрешений, которые являются исключением из общего правила, то есть общего запрета как в отношении поставок вооружений и военной техники, так и в отношении внешнеторговой деятельности субъектов ВТС.
В настоящее время решением комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 г. № 678 Утвержден проект Соглашения о порядке перемещения продукции военного назначения между государствами – членами Таможенного союза, а также через таможенную границу Таможенного союза.