Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 15:19, реферат
25 января 2011 года военно-учебные заведения российских Вооруженных Сил отмечают 310-летие отечественной системы военного образования.
Введение………………………………………………………………………………………...3
1. Из опыта работы военно-учебных заведений России второй половины ХIХ - начала ХХ веков……………………………………………………………………………………………..5
2. О реформе военной школы………………………………………………………………….13
3. Проблемы развития военной школы………………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………………..23
Наибольший же интерес вызывает следующее: подавляющее большинство офицеров выпускников Морского корпуса обладали умением быстро ориентироваться в сложной обстановке, самостоятельно принимать правильное решение, проявлять инициативу. В немалой степени этому способствовал такой (незначительный на первый взгляд) элемент жизни учебного заведения, как распорядок дня.
А.Н. Крылов, академик Петербургской АН / РАН / АН СССР, русский и советский кораблестроитель, поясняет: «Время с 7 до 9 ч. практически было также свободное, номинально оно предназначалось для «приготовления уроков», т. е. надо было сидеть у своей конторки и не разговаривать, а заниматься чем угодно, не мешая другим, хотя бы решением шахматной задачи, чтением любой книги или журнала, но не развернутых во весь лист газет.
«Это обилие свободного времени, не раздробленного на малые промежутки и не занятого чем-нибудь обязательным, способствовало развитию самостоятельности и самообразования, поэтому громадное большинство занималось по своему желанию тем, что каждого в отдельности интересовало: многие изучали историю, особенно военно-морскую, читали описания плаваний и путешествий, литературные произведения, занимались модельным делом или постройкой шлюпок и т.п.».
По свидетельству академика А.Н. Крылова, описываемый распорядок дня представлял собой следующее:
Побудка
6 ч. 30 м. утра
Утренняя гимнастика
7 ч. 15 м.-7 ч. 30 м.
Утренний чай
7 ч. 30 м. - 7 ч. 45 м.
Первый урок
8 ч. 00 м. - 9 ч. 25 м.
Второй урок
9 ч. 30 м.-11ч. 00 м.
Завтрак и свободное время
11ч. 00 м.-11ч. 30 м.
Строевые учения
11ч. 30 м.-1ч. 00 м.
Третий урок
1ч. 00 м.-2 ч. 30 м.
Свободное время
2 ч. 30 м. - 3 ч. 30 м.
Обед
3ч. 30 м.-4 ч. 00 м.
Свободное время
4 ч. 00 м. - 7 ч. 00 м.
Приготовление уроков
7 ч. 00 м. - 9 ч. 00 м.
Вечерний чай
9 ч. 00 м.-9 ч. 15 м.
Желающие ложиться спать
9 ч. 15 м.
Всем ложиться спать
11ч. 00 м.
И далее «…общее направление преподавания было… «как можно меньшему учить, как можно большему учиться самим». Другими словами, уже в то время руководители Морского корпуса хорошо понимали педагогическую истину: «ничему нельзя научить, можно только научиться» и умело выполняли главную задачу учебного заведения - создать условия, способствующие этому. Такая установка при отличном подборе преподавателей давала сугубо положительный эффект. Из стен корпуса выходили отличные моряки, в которых не был угашен дух независимости, способные на принятие самостоятельных решений в обстановке различного уровня сложности.
К сожалению, с ужесточением
общего курса в системе образования
претерпел изменение и
Другими словами, от успехов в учебе и дисциплине напрямую зависел дальнейший служебный, а чаще всего и жизненный путь молодого офицера. Более того, подобная система выпуска предполагала определенную справедливость в выборе места службы, вне зависимости от происхождения, поэтому и отношение к учебе было несколько иным, чем сейчас. Вот как описывал процесс разбора вакансий А.И. Деникин: «Перед выходом в последний лагерь происходил важный в юнкерской жизни акт - разбор вакансий. В списке по старшинству в голове помещались фельдфебеля, потом училищные унтер-офицеры, наконец, юнкера по старшинству баллов. На юнкерской бирже вакансии котировались в такой последовательности: гвардия (1 вакансия), полевая артиллерия (5-6 вакансий), остальные пехотные. Помню, какое волнение и некоторую растерянность вызывал в нас акт разбора вакансий. Ведь, помимо объективных условий и личных вкусов, было нечто провиденциональное в этом выборе тропинки на нашем жизненном пути, на переломе судьбы. Этот выбор во многом предопределял уклад личной жизни, служебные успехи и неудачи - и жизнь, и смерть. Для помещенных в конце списка остаются лишь «штабы» с громкими историческими наименованиями - так назывались казармы в открытом поле, вдали от города, «кавказские урочища» или стоянки в отчаянной сибирской глуши».
Особую важность выбору части
придавало сложившееся в
Конечно, современная офицерская
жизнь не так драматична. Начало
службы в отдаленном гарнизоне не
означает, что офицер проведет всю
свою жизнь именно в этой части. Но
возможность определять свою судьбу
своими же успехами в учебе и службе
была бы не лишней и сейчас. Более
того, зависимость стартовых
Поэтому при возможном введении рейтинговой градации курсантов необходимо будет изменить и систему оценки их знаний в сторону увеличения количества получаемых баллов. При этом для обязательных предметов понятие «зачет» теряет свой смысл и возможно лишь для факультативных дисциплин. Оптимальным мне представляется вариант, когда каждая из существующих отметок разбивается на три части. Таким образом, мы получаем все ту же двенадцатибалльную систему, которая существовала в высших и средних учебных заведениях России до 1917 года. Это позволит более гибко и точно оценивать уровень знаний и умений курсантов, а в целом способствовать повышению заинтересованности их в успешной учебе.
Сейчас ни у кого не вызывает возражения тезис о том, что офицерский корпус является становым хребтом вооруженных сил любой страны. Историческим опытом неоднократно была доказана истина: «каковы офицеры - такова и армия». И поэтому успех проводимой в России военной реформы во многом зависит от того, какими будут офицеры обновленной армии и смогут ли они достойно ответить на вызов времени. Для этого необходимо значительное улучшение качества их обучения и воспитания, серьезные изменения в системе военного образования, так как, говоря словами русского военного писателя Н. Морозова, «… победа или поражение армии на полях сражений вовсе не является делом случая, не приходит извне, а лежит в самой армии, подготовляется всей ее жизнью в период мира. И в зависимости от того пути, по которому идет воспитание армии в мирное время, ждут ее на войне или блестящие победы, или позорные неудачи».
2. О реформе военной школы
Система военного образования, доставшаяся России в наследство от Советского Союза, с самого начала создания Вооруженных сил России подвергалась критике, во многом справедливой. Однако существующие недостатки померкли в сравнении с теми «усовершенствованиями» системы военного образования, которые вскоре последовали.
Появление новых «силовых» ведомств привело к формированию каждым из них своих военно-учебных заведений.
В итоге к 1998 году система
военно-учебных заведений «
К ведомственной разобщенности, отсутствию управления со стороны федеральных органов «силовыми» ведомствами прибавились и другие отрицательные факторы. Так, резко упал социальный статус военнослужащих и престиж воинской службы. На недопустимый уровень опустилось и (продолжает оставаться там) финансирование Вооруженных Сил и ряда других «силовых» ведомств.
Вполне справедливы суждения,
что необходимо сокращать численность
ВС, с тем чтобы высвобождаемые
средства использовать для повышения
уровня содержания вооруженных сил.
В то же время на практике сокращение
численности «силовых»
В результате такой «экономии»
в государственном «тришкином кафтане»
система военно-учебных
Вместе с Вооруженными
Силами, в рамках их реформирования,
значительное преобразование претерпевает
и военная школа России. Итогом
этих преобразований, на наш взгляд,
должна стать способность Российской
военной школы, как преемницы
военной школы Советских
Важнейшим условием боеспособности армии и флота, повышением боевой готовности войск, их оперативной, боевой и специальной выучки является качественная подготовка офицерского состава, на них возложена подготовка войск к вооруженной защите Родины, и они, если понадобится, поведут их выполнять боевую задачу.
Многолетний армейский опыт подтверждает, что если офицеры обладают необходимым запасом военных знаний, твердо усвоили принципы организации и ведения боевых действий, умеют грамотно, в соответствии со складывающейся обстановкой, применить боевую технику и вооружение, обладают способностью воздействовать на умы и сердца подчиненных, то подразделениям, частям и соединениям, которыми они руководят, способствует успех как в мирное время, так и в боевых условиях. Уроки Великой Отечественной войны, боевые действия в Афганистане и при проведении контртеррористической операции в Чечне - яркое тому подтверждение.
С учетом всего этого и необходимо проводить реформу военной школы, основным содержанием которой, по нашему мнению, должно стать значительное улучшение качества подготовки офицерского состава всех категорий и специальностей, как ключевого звена в цепи сложных проблем, связанных с приданием новой направленности в подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации. Исходя из этих требований, видимо, следует определять количество и структуру военно-учебных заведений, их наименование, продолжительность обучения в них, разрабатывать учебные программы в ВУЗах, программы командирской подготовки офицеров в войсках и на курсах переподготовки офицерского состава.
Первые шаги проводимой реформы
военной школы, увы, оставляют желать
лучшего. Что касается общего сокращения
количества высших военно-учебных заведений,
особенно военных училищ, то в связи
со значительным сокращением численности
Вооруженных Сил такое решение,
видимо, следует признать целесообразным.
Вместе с тем, это решение обострило
и без того сложную задачу комплектования
Вооруженных Сил офицерским составом
на первичные офицерские должности,
особенно на должности командиров взводов
и им равных. Сегодня этот острый
вопрос решается двумя путями: первый
- расширением призыва из запаса
двухгодичников; второй - ускоренной подготовкой
в учебных центрах некоторых
военных округов офицеров-