Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 07:12, реферат
Одним из важных составляющих факторов социальной защиты военнослужащих и членов их семей является правовое закрепление льгот, пособий и компенсаций, которые возмещают трудности прохождения службы, а также ограничения некоторых общегражданских прав и свобод, обусловленные особенностями и спецификой военной службы. Реализация этих прав протекает в условиях сложной социально-экономической обстановки и правового нигилизма, поэтому является острой проблемой в деле социальной защиты военнослужащих.
Правовая и социальная защищенность подчиненных как одно из основных направлений воспитательной работы офицеров
Одним из важных составляющих
факторов социальной защиты военнослужащих
и членов их семей является правовое
закрепление льгот, пособий и
компенсаций, которые возмещают
трудности прохождения службы, а
также ограничения некоторых
общегражданских прав и свобод, обусловленные
особенностями и спецификой военной
службы. Реализация этих прав протекает
в условиях сложной социально-
Гарантированная социальная защищенность военнослужащих создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом будет зависеть успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.
Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе установление и реализация льгот, пособий и компенсаций, является многоплановой проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении прав и льгот военнослужащих и создании четко функционирующего правового механизма их исполнения. Кроме того, организация работы по социальной защищенности в воинской части (учреждении) зависит в первую очередь от уровня знаний норм права командирами (начальниками) и должностными лицами, которые призваны осуществлять и по должности обязаны решать вопросы социальной защиты своих подчиненных, и во вторую очередь — от знания своих прав самими подчиненными.
Отношение человека к выполнению
своих служебных обязанностей в
значительной степени определяется
материально-бытовыми условиями, уровнем
социальной и правовой защищенности.
В армии, в силу специфики военной
службы, последствия недостаточно эффективного
решения этих вопросов проявляются
особенно остро, воспринимаются людьми
наиболее болезненно. Недостаточная
социально-правовая защищенность крайне
негативно отражается на морально-психологическом
настрое военнослужащих, их отношении
к выполнению служебных обязанностей.
Это обстоятельство предъявляет
повышенные требования к деятельности
командиров (начальников), всех офицеров
и прапорщиков, имеющих подчиненных,
по обеспечению и охране прав вверенного
им личного состава. Известный русский
генерал А. А. Брусилов отмечал: “Ставлю
заботу о солдате первейшей
Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих является одной из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск.
Деятельность органов военного управления, должностных лиц по обеспечению правовой и социальной защиты военнослужащих получила название “военно-социальная работа”.
Первый учебный вопрос: "Нормативная база и органы, обеспечивающие правовую и социальную защиту военнослужащих".
Основополагающим документом военно-социальной работы является Конституция РФ. Статья 7 Конституции Российской федерации содержит один из важнейших принципов современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики.
В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными среди них являются законы “О статусе военнослужащих”, “О воинской обязанности и военной службе”, “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей”, “О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и в Республике Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов”, “О ветеранах”, “Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции”.
Во исполнение этих законодательных актов принято более 50 Указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и других документов, уточняющих и конкретизирующих права и льготы военнослужащих и устанавливающих порядок их предоставления.
Созданная законодательная база является основой для проведения работы по социальной защите человека в военной форме.
Важным моментом в законотворческой
практике нашего государства стало
законодательное определение
Создана система судебной
защиты прав военнослужащих. До принятия
Закона РФ “Об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан” от 27 апреля 1993
г. и последовавших затем
Таким образом, законодательство Российской Федерации нацелено, прежде всего, на повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с военной службы.
Согласно статье 3 Федерального
закона “О статусе военнослужащих”
реализация мер правовой и социальной
защиты военнослужащих, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их
семей возлагается на органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
федеральные суды общей юрисдикции,
правоохранительные органы в пределах
их полномочий, а также является
обязанностью командиров (начальников).
Закон также определяет, что реализации
прав военнослужащих, граждан, уволенных
с военной службы, и членов их
семей могут также
Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой говорится: “Государство гарантирует социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и командиров (начальников)”.
В системе органов
Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этим проблемам.
В Совете Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.
При Президенте Российской федерации созданы и действуют Комиссия по правам человека. Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Совет по социальной политике, другие органы, которые также вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих.
В системе исполнительной
власти общее руководство
Важное место в системе органов исполнительной власти, занимающихся решением проблем социальной защиты военнослужащих, принадлежит Министерству труда и социального развития, в рамках которого создан и функционирует Департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Значительную роль в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона “Об обороне” в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.
Вопросами социальной защиты этих категорий граждан в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т. п.
Сегодня в нашей стране
зарегистрировано более сотни общественных
организаций, которые приоритетным
направлением своей деятельности считают
социальную защиту военнослужащих, ветеранов
и инвалидов военной службы, а
также членов их семей. Налаживание
конструктивного сотрудничества с
этими неправительственными организациями,
общественными объединениями, координация
их усилий в деле обеспечения социальной
защиты военнослужащих относятся к
числу важнейших задач военно-
Непосредственно в рамках
Вооруженных Сил военно-
С помощью правовых средств
министр обороны через
Второй учебный вопрос: "Военно-социальная работа — средство социальной и правовой защиты".
Многолетняя практика показывает, что одним лишь изданием закона не достигается цель, которую преследовал законодатель. Закон создает только правовую основу для решения тех или иных вопросов. Для того же, чтобы он “заработал”, воплотился в практику, необходим отлаженный механизм правореализации, который представляет собой деятельность различных субъектов (государственных органов, учреждений и должностных лиц) по выработке правовых норм и их выполнению.
В сфере социальной защиты военнослужащих этот механизм включает в себя:
· соответствующие правовые нормы и совокупность юридических средств их осуществления;
· активную деятельность соответствующих субъектов, наделенных определенными полномочиями по социальной защите военнослужащих;
· реальную возможность военнослужащих самостоятельно защищать свои права в случае их нарушения, а также конкретные социальные условия, в которых разворачивается правореализующий процесс.
Военно-социальная работа призвана способствовать выполнению норм законодательства о социальной защите военнослужащих и, таким образом, является составной частью механизма правореализации.
Военно-социальная работа — это относительно самостоятельное направление деятельности командиров, других должностных лиц, органов военного управления. Она обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения задач, стоящих перед Вооруженными Силами.
По своему содержанию военно-социальная работа включает:
· изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;
· выработку, принятие и реализацию исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих;
· организацию и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих;
· обеспечение индивидуальной помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;
· обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;