Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 07:02, курсовая работа
Задачи работы:
рассмотреть понятие географического образа и его компоненты;
подробно описать природу Приморского края;
охарактеризовать географический образ Приморского края.
Введение 3
Глава 1. Физико-географическая характеристика Приморского края 6
1.1. Географическое положение, границы, территория 6
1.2. Рельеф и геологическое строение 8
1.3. Климат 13
1.4. Внутренние воды 14
1.5. Почвы 17
1.6. Флора и растительный мир 23
1.7. Особенности фауны 29
1.8. Типы и подтипы ландшафтов Приморского края 40
Глава 2. Географический образ Приморского края 43
2.1. Понятие о географическом образе 43
2.2. Объекты и явления природы, как элементы географического образа 45
2.3. Характеристика отдельных объектов географического образа 46
Заключение 55
Литература 58
Из хищников в этих биоценозах еще довольно обычен соболь. Он существует главным образом за счет мышевидных грызунов. Условия под пологом стланика аналогичны условиям приземного яруса в лесу. Здесь обитают общие с лесными поясами виды зёмлероек-бурозубок средняя и тонконосая. Среди мышевидных грызунов численно преобладает тот же вид, что и в темнохвойной тайге — красная полевка, а в каменноберезняках доминирующим видом является красно-серая полевка. К стланиковому поясу относится и эндемичный вид грызунов — длиннохвостая мышовка. Среди птиц с подгольцовым поясом особенно тесно связаны синехвостка и пеночка-таловка, а также несколько видов «синих птиц», живущих на разных высотах: синий каменный дрозд, синяя мухоловка, синий соловей. Фоновыми видами населения птиц каменноберезняков наряду с синехвосткой и таловкой являются пятнистый коней и буровая пеночка. Последние два вида обычны и в зарослях кедрового стланика. Все перечисленные виды чужды сомкнутым лесам Сихотэ-Алиня. Однако в подгольцовый пояс проникают и типично лесные птицы, составляющие заметную примесь к основному фону. Это зеленая и корольковая пеночки, чиж, снегирь, бледный и пестрый дрозды, синий соловей, кедровка. Самая интересная особеность населения птиц этого пояса — сравнительно высокая численность ширококрылой кукушки, распространенной от Сихотэ-Алиня до тропиков Южной Азии. Летом на подгольцовых полянах охотно пасутся лоси, довольно обычен заяц-беляк, охотно прокладывают свои маршруты рыси. Высокотравные поляны, брусничники привлекают медведей; бурундуки проникают в заросли стланика в конце лета при урожаях орешков.
К числу фоновых,
ландшафтных видов
Сихотэ-Алиня принадлежит северная и альпийская пищуха. Живут пищухи колониями, питаются растениями, которые запасают на зиму; отсюда и проистекает их второе название — сеноставки. Ареал этого вида охватывает горы и плоскогорья Сибири.
В горных хребтах
Приморья высокотравная фауна развиваетс
Фауна морских островов хотя и бедна по своему составу, но очень оригинальна, причем почти каждый остров представляет в фаунистическом отношении свой особый мир, образовавшийся в результате изоляции и подбора наиболее приспособленных видов. Основу птичьего мира островов слагают пролетные, кочующие и зимующие птицы. Наиболее многочисленны по числу видов воробьиные, хорошо представлены также отряды ржанкообразных, пластинчатоклювых и хищных. Особое место в орнитофауне островов занимают морские птицы — уссурийский и берингов бакланы, очковый чистик тупик-носорог, тонкоклювая кайра, тихоокеанская чайка и самая массовая из гнездящихся птиц — чернохвостая чайка. Встречаются здесь и чрезвычайно редкие виды птиц— хохлатая пеганка, желтоклювая цапля, сокол-сапсан, беркут, белоплечий орлан, орлан белохвост, кулик лопатень.
Фауна открытых ландшафтов — лугов, болот и берегов рек совершенно своеобразна и включает большое число только ей свойственных видов. Особенно благоприятны как места обитания для животных ханкайские плавни, а также мезофильные луга, заросли тростника, рогоза, водяного риса. Ханкайско-уссурийским лугам, болотам и плавням характерны красный ибис, уссурийский журавль, колпица, индийский пастушок, лебедь шипун, белая амурская и рыжая цапли, курочка крошка и др. Вместе с ними встречаются и более широко распространенные как по Уссури, так и по Амуру виды: даурский журавль, серая цапля, выпь, многие утки и кулики. Кроме того, весной и осенью, в периоды перелета, лугово-болотные стации бассейна Уссури служат одним из важных пролетных путей для многих птиц, гнездящихся севернее в бассейне рек Охотского моря и Ледовитого океана (лебеди, различные виды уток, куликов и др.). На Ханкайской равнине обитает много видов, общих с Зейско-Буреинской равниной, например, даурский хомячок,, восточносибирскакая дрофа, а из насекомых — луговой мотылек, степной усач, корнеед; на степных участках у Ханки найдены характерные монгольские виды — жаба Радде, монгольская кобылка. Много здесь лесных и луговых видов, а также животных, которые связаны в своем обитании со скалистыми обнажениями, поросшими сосново-абрикосовыми лесами. Наиболее характерными из них являются горал, синий каменный дрозд и ряд насекомых. Долины рек на крайнем Юге Сихотэ-Алиня некогда отличались исключительно высокой численностью фазанов. Такого изобилия уже давно нет, но местами фазан остается обычным и поныне. Основные места кормежки фазана — поля и огороды, но при обильном плодоношении дуба монгольского кормятся в основном желудями, охотно поедают плоды дикой яблони, боярышника.
Фауна
Японского моря у берегов
Горный тип ландшафтов
на территории Приморья включает Сихотэ-Алинскую
и Восточно-Манчжурскую
Сихотэ-Алинский горный подтип ландшафтов распространен в пределах одноименной горной страны, представляющей собой целую систему хребтов различной ориентировки, охватывающих около 70 % всей территории края.
Таблица 1
Классификация ландшафтов (Старожилов, 2011)
Класс ландшафтов |
Род ландшафтов |
Вид ландшафтов |
Горно-тундровый |
Гольцовый |
Гольцовый лишайниково-кустарниковый |
Горно-таежный |
Массивносреднегорный Расчлененносреднегорный Низкогорный Платобазальтовый |
Массивносреднегорный зеленомошный Расчлененносреднегорный зеленомошный Низкогорный зеленомошный Платобазальтовый зеленомошный |
Горно-лесной |
Массивносреднегорный |
Массивносреднегорный широколиственно-кедровый Массивносреднегорный широколиственно-кедрово-еловый Массивносреднегорный чернопихтово-широколиственный Массивносреднегорный грабово-широколиственный Массивносреднегорный широколиственный Массивносреднегорный лиственнично-хвойно-смешанный Массивносреднегорный дубовый Массивносреднегорный мелколиственный по гарям Массивносреднегорный
широколиственно- Массивносреднегорный мелколиственный Массивносреднегорный
пихтово-елово-лиственнично- Массивносреднегорный невозобновившихся молодых гарей |
Горно-лесной |
Низкогорный |
Низкогорный широколиственно-кедровый Низкогорный широколиственно-кедрово-еловый Низкогорный грабово-чернопихтово- Низкогорный грабово-широколиственный Низкогорный широколиственный с порослевыми зарослями Низкогорный с порослевыми зарослями Низкогорный широколиственный с липами, кленом и дубом Низкогорный лиственнично-хвойно-смешанный Низкогорный дубовый Низкогорный остепненный дубово-березово-разнотравный Низкогорный широколиственно- Низкогорный дубовый
порослево-кустарниково- Низкогорный мелколиственный Низкогорный пихтово-елово-лиственнично- Низкогорный освоенных земель |
В России география образов наиболее активно развивается с 1990-х годов. Д.Н. Замятин развивает понятие образа, исходя изначально из хорологического направления. Параллельно шло «сращивание» данного концепта с гуманитарно-научными пониманиями образа.
О.А. Лавренова определяет образ «как систему представлений о геообьекте, включающую в себя все нюансы его устойчивых культурных значений (в т. ч. стереотипные и символические)».
По Д.Н. Замятину, «географические образы – это устойчивые пространственные представления, которые формируются в результате какой-либо человеческой деятельности (как на бытовом, так и на профессиональном уровне). Они являются, как правило, компактными моделями определенного географического пространства (или географической реальности), созданными для более эффективного достижения какой-либо поставленной цели» (Замятин, 2003). При этом образ страны Замятин определяет как «устойчивый и диверсифицированный географический образ, основной чертой или особенностью которого является стремление к усложнению структуры и усилению степеней взаимосвязанности его основных элементов».
В трактовке Н.Ю. Замятиной географический образ – это «определенным способом организованная, внутренне целостная информация о месте». Географический образ – целостная и сложно организованная система представлений о каком-то месте или другом пространственном объекте, соответствующая пространственным представлениям некой культуры. Таким образом, данный исследователь, как и О.А. Лавренова, делает акцент на культурологический аспект географического образа. Н.Ю. Замятина и Е.Ю. Белаш полагают, что географический образ можно рассматривать как совокупность символов и архетипов, связанных с определенной территорией, накопленных в определенной (например, российской) культуре и репрезентированных через произведения литературы, музыки и живописи, кинофильмы, различные документальные источники, а также местные городские ландшафты, архитектуру, памятники и т. д.
Г.Л. Тульчинский под образом (имиджем) территории понимает «символически выраженное представление о своеобразии и специфике (возможно уникальности) региона, его репутации, сформировавшейся в общественном мнении».
Существует официальное международное определение имиджа страны. Оно дано Всемирной организацией по туризму и уже цитировалось выше. Авторы этой дефиниции делают акцент на совокупности эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа (Панкрухин, 2004).
Важно, что в любой из трактовок создание географических образов представляется как путь характеристики любого элемента географической «реальности», основанный на отборе главных черт и мониторинге их трансформаций в динамике. В любом случае речь идет о вычленении какого-либо среза информации, связанной так или иначе образом с местом. Согласно Замятину, образы могут быть политико-географическими, экономико-географическими, культурно-географическими и другие. Это свидетельствует о том, что географические образы вообще не претендуют на комплексность – они дают мощный моментальный срез пространственных представлений (Замятин, 1995).
В научной литературе представлены различные подходы к описанию характеристик географических образов. В рамках геополитического подхода Д.Н. Замятин описывает структуру образа страны как своеобразную «матрешку»: стержневой образ спрятан внутри нескольких «упаковок». Например, в качестве стержневого образа для Германии можно рассматривать немецкую философию, германский милитаризм, культурно-историческую обособленность немецких земель, центральное географическое положение в Европе.
Наибольшим и наиболее глубоким трансформациям реальное географическое пространство, как правило, подвергается в художественных произведениях. В данном случае уместно говорить об автономном существовании географических образов, которые как бы живут и развиваются внутри художественных произведений по собственным законам. Эти образы можно классифицировать, упорядочивать с точки зрения их генезиса: по отдельным авторам, отдельному произведению или ряду произведений одного писателя. Второй уровень - это исследование географического «охвата», реального географического пространства, которое было в той или иной степени затронуто определенным произведением или писателем. На этом уровне возможно изучение первичных взаимодействий реального географического пространства и конкретных художественно-географических образов. На следующем, третьем уровне художественно-географические образы могут быть в известной мере типологи-зированы и обобщены, при этом их связь с реальным географическим пространством может быть затушевана и проявляться лишь в ряде повторяющихся ландшафтно-культурных или ландшафтно-мифологических примет.
Рядом с этими основными уровнями исследования расположен дополнительный. Он зиждется на понимании художественно-географического образа как активного, агрессивного начала, которое по-своему преобразует структуры восприятия реального географического пространства.