Ландшафт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:06, реферат

Краткое описание

Развитие современной цивилизации в последние годы сопровождается постоянным повышением уровня социальной и политической активности граждан и жителей отдельных регионов мира, изменения социальных структур и возникновения новых социальных групп и политических сил. В то же время в идеологической сфере наблюдается поиск объяснительных принципов, которые позволили бы уложить все происходящее в некую единую схему. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева в целом и понятие пассионарности в частности привлекают современных российских идеологов своей внешней простотой, позволяющей рассматривать многие происходящие явления с позиции одного объяснительного принципа – повышения или понижения уровня пассионарности.

Содержание

Введение 3

Глава I. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева 5

1. Сущность этносов 5

2. Типы этнических процессов 6

3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева 10

4. Экскурс в этнографию 11

Глава II. Концепция этногенеза на примере Сибири 15

1. География русской Сибири 15

2. Язык 15

3. Жилище 16

4. Одежда 19

5. Народная кухня 21

6. Народные праздники и обряды 22

7. Народный танец 24

Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат этногенетическая концепция гумилева (сибирь).docx

— 77.80 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

Российский  Государственный Университет нефти  и газа имени И. М. Губкина 

Кафедра геологии 
 
 
 
 
 

Реферат на тему:

«Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева на примере народов Сибири» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверила: Бургасова Н. Е.
Выполнила: Гарина К. А.
  Ст.гр. ГЭ-09-6

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва, 2012

 

     

Оглавление

Введение 3

Глава I. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева 5

1. Сущность этносов 5

2. Типы этнических процессов 6

3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева 10

4. Экскурс в этнографию 11

Глава II. Концепция этногенеза на примере Сибири 15

1. География русской Сибири 15

2. Язык 15

3. Жилище 16

4. Одежда 19

5. Народная кухня 21

6. Народные праздники и обряды 22

7. Народный танец 24

Список  литературы 30 
 
 
 

 

     

Введение

     Развитие  современной цивилизации в последние  годы сопровождается постоянным повышением уровня социальной и политической активности граждан и жителей отдельных  регионов мира, изменения социальных структур и возникновения новых  социальных групп и политических сил. В то же время в идеологической сфере наблюдается поиск объяснительных принципов, которые позволили бы уложить все происходящее в некую  единую схему. Этногенетическая концепция  Л.Н.Гумилева в целом и понятие  пассионарности в частности привлекают современных российских идеологов своей внешней простотой, позволяющей рассматривать многие происходящие явления с позиции одного объяснительного принципа – повышения или понижения уровня пассионарности.

     Концепция культуры в теории этногенеза Л. Н. Гумилева» - одна из важных, интересных и актуальных тем на сегодняшний день.

     Огромный  вклад в решение проблемы обусловленности  истории человечества географическим фактором внес Лев Гумилев. Его теория основана на анализе и синтезе  прошлого этносов и окружающей их среды. В своих работах он исследует  своеобразный исторический путь России, исходя из особенностей ее географического  положения, взаимодействия европейского и азиатского начал. Ученый объясняет  историю как историю этносов.

     Каждый  этнос должен приспособиться (адаптироваться) к его условиям, за пределами которого ему жить трудно. Объединяя географический фактор с историей народов (этносов), ученый строит свою теорию этногенеза. Согласно ей, взрыв пассионарности создает в значительном числе особей, обитающих на охваченной этим взрывом территории, особый нервно-психический настрой, что является поведенческим признаком. Возникший признак связан с повышенной активностью, но характер этой активности определяется местными условиями: в первую очередь – ландшафтом, а также этнокультурным окружением и уровнем социального развития. Поэтому все этносы оригинальны и неповторимы, хотя процессы этногенеза сходны.

     Теория  этногенеза Льва Гумилева раскрывает глубочайшие связи характера, обычаев  и культуры народа с геоландшафтами, “месторазвитиями”, наличием своеобразного умонастроения, направленного на доказательство исторического, этнического, культурного единства славянских народов, как особого геоприродного и социально-культурного мира. Изучив имеющуюся литературу по теме исследования, книги, публикации в СМИ и сети Интернет, можно придти к выводам, что работ, специально посвященных этой теме очень мало. Наибольшее количество работ принадлежит перу самого Льва Гумилева. Так, например его труд «Этногенез и биосфера Земли», посвящен проблемам этнической истории и вопросам взаимодействия народов (этносов) со своей средой обитания. Наиболее ценно то что, автор не возвращается к средневековым воззрениям, а на основе биогенетических исследований природы этносов, природы этногенеза описывает естественнонаучный механизм возникновения и функционирования народов Земли. Это своего рода энциклопедия сведений по истории, географии, культуре, этнологии народов, которые и сегодня играют решающую роль в развитии человечества. Из работ других авторов наиболее соответствуют проблематике и имеют научную ценность книги Юлиана Бромлея. В книге «Очерки теории этноса» дается характеристика всех основных функций этносов, проявляющихся в самых различных сферах жизни общества, от экономики до психологии. Автор анализирует недостаточно разработанные аспекты теории этноса — виды и уровни этноса, место этнических образований среди других человеческих общностей, типы этнических процессов, этнические функции культуры и психики (включая самосознание), рассматривает главные этапы этнической истории человечества, начиная от возникновения этносов в первобытном обществе до этнических процессов в современном мире. Так же можно отметить книгу Константина Иванова, ученика Гумилева, «Проблемы этнической географии», в которой автором рассмотрены этнодемографические и эколого-географические процессы, разработаны новые аспекты этнологической концепции.

 

     

Глава I. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева

  1. Сущность  этносов

     Этническое  в человеке - это нечто иное, чем  его социальная сущность. Более того, можно говорить об этническом и социальном как о двух сосуществующих типах человеческой эволюции. В понимании двойственности природы человека как существа этнического и существа социального — ключ к пониманию многих коллизий нашего, да и не только нашего времени. Пожалуй, впервые констатировал некоторые различия этнического и социального развития человека Л. Гумилев, признав их действительно двумя типами эволюции. Более подробно этот вопрос был рассмотрен в работах Н.Седовой. В латентной форме данный аспект присутствовал во многих работах по этногенезу. Этот факт обнаружен диссертантом в связи с критическим анализом двух основных концепций этногенеза.

     Отечественные ученые считают, что этносы относятся  к сообществам, возникающим в  результате естественноисторического процесса, а не человеческой воли. В  западной этнографии распространены теории, которые отстаивают тезис целенаправленного  формирования этнического сознания, а, следовательно, и этносов, поскольку  этнос — это участник взаимодействия, организующим принципом которого является этническое сознание.

     Одним из основных понятий «этнической  истории», «этнологии», «этногенеза», представляется понятие самого этноса и заслуга Л.Н.Гумилева перед наукой, прежде всего в том, что именно его подход позволил полно определить это понятие. Оно не совпадает  ни с биологическим понятием расы, ни с понятием национальности, являясь  с одной стороны верхним звеном биоценоза вмещающего ландшафта, с  другой стороны - частью социума, конкретного  общественного организма.

     Этносы - явление несоциальное: общественное развитие оказывает воздействие на их развитие только преломившись через призму политической и культурной истории. По этой причине государственные образования не всегда совпадают с ареалами этноса. Государства могут включать в свои границы даже части нескольких суперэтносов. Так, в состав Советского Союза входили элементы Мусульманского суперэтноса (Средняя Азия), Византийского суперэтноса (молдаване), Западноевропейского (Прибалтика, Закарпатье). Интересно, что теория Л.Н.Гумилева, с трудом приживаясь на родине, уже начинает прорастать в Европе.

     Этносы - не самоназвания. Так, имя монгольского народа «татар» с берегов Керулена перекочевало на берега Волги и стало самоназванием поволжских кипчаков - тюрок, которые в свое время приняли его в знак лояльности Золотой Орде.

     Этносы  не являются понятием биологическим: этнология  принципиально отлична от антропологии, а, стало быть, и от расового подхода. Можно заключить, что: этнос - развивающаяся в историческом времени системная целостность людей, объединенных единым стереотипом поведения, особым поведенческим языком, который передается по наследству. По этой причине этнос как явление не сводимо ни к одной из известных социальных «форм человеческого общежития» и является «посредствующим звеном между обществом и природной средой».

     Механизмы, обеспечивающие стабильность генетического  разнообразия в современном мире, известны как признаки этноса, отличающие его от социальных групп, причем все  признаки этноса, какой бы из них  ни признавался в данное время  ведущим, — это признаки размежевания. Их перечень хорошо известен: различия в физическом облике, территория, особенности  культуры, самосознание, этноним. Любой  из этих признаков может считаться  доминирующим в той или иной конкретно-исторической ситуации.

     Кроме того, нельзя считать этнические признаки однозначными, ведь существование этносов  строится не по линейному принципу горизонтальных связей. Они образуют сложную иерархическую систему, которая динамично изменяется, следовательно, делать какие бы то ни было выводы о сущности этнического времени и возможностях его измерения только по этническим признакам нельзя.

  1. Типы  этнических процессов

     В процессе территориального расширения ареала развития, этнос включает в свой состав новые этносы, находящиеся в персистентном состоянии или различных фазах (преимущественно поздних) исторического развития. Совместное сосуществование разных этносов приводит их к взаимообогащению и формированию единой культуры суперэтноса. Поэтому, суперэтнические системы именуют также «культурами», «мирами», «цивилизациями». Разные народы, входящие в суперэтнос, обладают единой ментальностью, но сохраняют разное мироощущение. Разное мироощущение непосредственно связано с различиями в природопользовании, закреплением разных рефлексов в генетической памяти людей.

     Симбиоз - форма положительных контактов между разными этносами, обычно входящими в суперэтнос, приводящая к их взаимообогащению. Этносы сохраняют свое своеобразие и набор приспособительных навыков к среде. При ксении этносы не сливаются, сохраняют своеобразие, но существуют нейтрально, не взаимообогащая друг друга. Химера - форма контактов несовместимых этносов разных суперэтнических систем, при которой исчезает их своеобразие, происходит аннигиляция и разрушение.

     Этнические  контакты неизбежны. Однако при их осуществлении  в сфере природопользования совершается  огромное количество ошибок, порождающих  этнополитические проблемы. Например, повсеместная распашка целинных земель без учета свойств и качества почв привела не только к их уничтожению (бедленды в Северной Америке, выдувание  и песчаные бури в Казахстане), но и к вытеснению коренных жителей. Практику перевода с кочевого образа жизни на оседлый народов Крайнего Севера вообще можно расценивать  как геноцид, так как персистентные  народы (как этносы, а не конкретные люди) могут сохраниться только ведя традиционный образ жизни.

     Попадая в новый регион, представители  прогрессирующего этноса продолжают вести  хозяйство в соответствии со стереотипом  поведения, причем не всегда эффективно, лишь постепенно адаптируя его к  новой среде. Основой принятия неэффективных  решений, как и всегда, является недостаток информации о свойствах природной  среды и социально-экономического окружения. Такой вывод сделан представителями  так называемого «бихевиористкого» (поведенческого) направления в англо-американской географии.

Информация о работе Ландшафт