Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:06, реферат
Развитие современной цивилизации в последние годы сопровождается постоянным повышением уровня социальной и политической активности граждан и жителей отдельных регионов мира, изменения социальных структур и возникновения новых социальных групп и политических сил. В то же время в идеологической сфере наблюдается поиск объяснительных принципов, которые позволили бы уложить все происходящее в некую единую схему. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева в целом и понятие пассионарности в частности привлекают современных российских идеологов своей внешней простотой, позволяющей рассматривать многие происходящие явления с позиции одного объяснительного принципа – повышения или понижения уровня пассионарности.
Введение 3
Глава I. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева 5
1. Сущность этносов 5
2. Типы этнических процессов 6
3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева 10
4. Экскурс в этнографию 11
Глава II. Концепция этногенеза на примере Сибири 15
1. География русской Сибири 15
2. Язык 15
3. Жилище 16
4. Одежда 19
5. Народная кухня 21
6. Народные праздники и обряды 22
7. Народный танец 24
Список литературы 30
Выделяются два типа этнических процессов:
Трансформационные этнические процессы проявляются в смене основного признака этноса - его самосознания. Они находят свое выражение как в этническом разделении (например, формирование на базе древнерусского этноса великороссов, украинцев, белорусов), так и этническом объединении на базе метизации, консолидации, интеграции различных этнических групп, проживающих на одной и той же территории (например, англичане как этнос возникли из англов, саксов, кельтов, датчан, норвежцев и западных французов из Анжу и Пуату).
Существуют три основных исторических типа этногенеза:
Исследование процессов рождения этносов и их превращения в суперэтносы, развития, рост могущества этих суперэтносов и их вырождение (или гибель) - предмет этнической истории, которая в свою очередь является функцией природного процесса этногенеза и изучает естественно сложившиеся несоциальные коллективы людей - различные народы, этносы.
Этническая история отличается от истории социальных структур дискретностью процессов, поскольку этногенез конечен и связан с энергией живого вещества биосферы. Этногенез лежит на грани, где историческая наука из гуманитарной переходит в естественную, т.е. на стыке классической истории, географии (ландшафтоведения), биологии (генетики) и экологии. Действительно, если этнические явления лежат в сфере природы и представляют собой часть явлений биоценоза, управляемого изменениями ландшафтов, то, при возникновении, этнос вместе с породившим его ландшафтом составляют биохор (биоценоз + ландшафт). С другой стороны, события политической истории прямо или косвенно вмешивается в процессы этногенеза, нарушая непрерывный характер этногенетической функции, если за аналитический вид таковой принять кривую этногенеза, предложенную школой Л.Н.Гумилева.
Этногенез - самостоятельное ландшафтогенное явление. Анализ взаимодействия этноса с ландшафтом показал, что оба они связаны обратной зависимостью, но ни этнос не является постоянно действующим ландшафтообразующим факторам, ни ландшафт без постороннего воздействия не может быть причиной этногенеза. Без учета явления этногенеза проблема взаимоотношения человечества с природой не может быть решена.
Отношения
этнос - ландшафт не являются плодом праздного
теоретизирования. Нежелание учитывать
это условие существования
Случай
сознательного использования
Несмотря
на многократные попытки ученых объяснить
процессы этногенеза, антропогенеза
и расогенеза, все же существующие
концепции носят
В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленного тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географо-климатических условиях. Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, быть составной частью протекающих в ней процессах. А эти процессы, гигантские по своим масштабам, сравнимые по этногенетическим затратам с величайшими геологическими процессами, создали в значительной мере весь современный облик нашей планеты. В.И. Вернадский назвал эту планету энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли.
Гипотеза
Гумилева заключается в предположении,
что несколько раз за тысячелетие
поверхность нашей планеты
Этногенез по Гумилеву - энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза - равновесия с природной, при котором уровень пассионарности равен нулю.
Цикл
жизни этноса равен около 1,5 тыс.
лет, если этнос не гибнет раньше по
внешней причине. Фазы его развития
связаны с определенными
Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза - процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.
Слово «этнография» происходит от «этнос» - племя, народ и «граф» - описание.
Этнография - это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными.
Объекты исследования:
В этнографии предмет исследования - это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем.
В этнографии существуют различные направления исследований:
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общность культуры, языка и психики, а также самосознанием и самоназванием.
Основные признаки:
Основной культурный символ – язык.
Типы этноса (на основании качества и характера исторических связей):
Выделяется определенная иерархия или структура этнических образований.
Этногенез – процесс формирования этноса. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.
В этногенезе выделяют три основных составляющих:
Этнические процессы - любые изменения того или иного компонента этноса. Если этнические процессы не изменяют этнос как систему в целом, то они носят название этноэволюционные, а если изменяют самосознание, то они называются этнотрансформационные. Они делятся на этнические объединения и разделения.
Расовая
классификация основана на физических
отличиях между людьми, которые исторически
сложились в различных
Раса - исторически сложившаяся реальная группа людей, связанных единством происхождением, что выражается в комплексе наследственных, морфологических и физиологических признаков.
К
морфологическим признакам