Ландшафт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 13:06, реферат

Краткое описание

Развитие современной цивилизации в последние годы сопровождается постоянным повышением уровня социальной и политической активности граждан и жителей отдельных регионов мира, изменения социальных структур и возникновения новых социальных групп и политических сил. В то же время в идеологической сфере наблюдается поиск объяснительных принципов, которые позволили бы уложить все происходящее в некую единую схему. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева в целом и понятие пассионарности в частности привлекают современных российских идеологов своей внешней простотой, позволяющей рассматривать многие происходящие явления с позиции одного объяснительного принципа – повышения или понижения уровня пассионарности.

Содержание

Введение 3

Глава I. Этногенетическая концепция Л.Н.Гумилева 5

1. Сущность этносов 5

2. Типы этнических процессов 6

3. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева 10

4. Экскурс в этнографию 11

Глава II. Концепция этногенеза на примере Сибири 15

1. География русской Сибири 15

2. Язык 15

3. Жилище 16

4. Одежда 19

5. Народная кухня 21

6. Народные праздники и обряды 22

7. Народный танец 24

Список литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

реферат этногенетическая концепция гумилева (сибирь).docx

— 77.80 Кб (Скачать файл)

     Выделяются  два типа этнических процессов:

  1. эволюционный тип, который находит свое выражение в изменении любого признака этноса:
      • языка (появление или исчезновение диалектов, сленга, формирование литературного языка);
      • культуры;
      • социальных структур;
  1. трансформационный тип, ведущий к смене этнической принадлежности ранее существующего этноса.

     Трансформационные этнические процессы проявляются в смене основного признака этноса - его самосознания. Они находят свое выражение как в этническом разделении (например, формирование на базе древнерусского этноса великороссов, украинцев, белорусов), так и этническом объединении на базе метизации, консолидации, интеграции различных этнических групп, проживающих на одной и той же территории (например, англичане как этнос возникли из англов, саксов, кельтов, датчан, норвежцев и западных французов из Анжу и Пуату).

    Существуют  три основных исторических типа этногенеза:

  1. Палеоэтногенез - формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.
  2. Мезоэтногенез - возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Появление народностей связывается с ассимиляцией, метизацией нескольких неродственных этносов или частей этносов в новое этническое образование. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.
  3. Неогенез - этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.

     Исследование  процессов рождения этносов и  их превращения в суперэтносы, развития, рост могущества этих суперэтносов и их вырождение (или гибель) - предмет этнической истории, которая в свою очередь является функцией природного процесса этногенеза и изучает естественно сложившиеся несоциальные коллективы людей - различные народы, этносы.

     Этническая  история отличается от истории социальных структур дискретностью процессов, поскольку этногенез конечен  и связан с энергией живого вещества биосферы. Этногенез лежит на грани, где историческая наука из гуманитарной переходит в естественную, т.е. на стыке классической истории, географии (ландшафтоведения), биологии (генетики) и экологии. Действительно, если этнические явления лежат в сфере природы и представляют собой часть явлений биоценоза, управляемого изменениями ландшафтов, то, при возникновении, этнос вместе с породившим его ландшафтом составляют биохор (биоценоз + ландшафт). С другой стороны, события политической истории прямо или косвенно вмешивается в процессы этногенеза, нарушая непрерывный характер этногенетической функции, если за аналитический вид таковой принять кривую этногенеза, предложенную школой Л.Н.Гумилева.

     Этногенез - самостоятельное  ландшафтогенное явление. Анализ взаимодействия этноса с ландшафтом показал, что оба они связаны обратной зависимостью, но ни этнос не является постоянно действующим ландшафтообразующим факторам, ни ландшафт без постороннего воздействия не может быть причиной этногенеза. Без учета явления этногенеза проблема взаимоотношения человечества с природой не может быть решена.

     Отношения этнос - ландшафт не являются плодом праздного  теоретизирования. Нежелание учитывать  это условие существования человека при любой общественно-экономической  формации приводит к трагедии. Примером может служить Горный Бадахшан советского периода. В 50-х годах из лучших побуждений руководители страны распорядились  переселить население высокогорных кишлаков в плодородные долины. Однако жители с высокогорных «полок» Бартанга и других районов Памира не смогли существовать в казалось бы благоприятных условиях: необратимая дезадаптация, и физиологическая, и ландшафтная, привели к практически полному вымиранию популяции горных таджиков.

     Случай  сознательного использования этого  закона дает история Соединенных  Штатов Америки. При колонизации  Северной Америки по официальному распоряжению европейские колонисты уничтожали биохор североамериканских индейцев: истребляли бизонов, выжигали прерии, вырубали леса. Лишившись кормящего  ландшафта индейцы потеряли способность к активному сопротивлению и были достаточно быстро физически уничтожены, а остатки крупных племен переселены в резервации.

  1. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева

     Несмотря  на многократные попытки ученых объяснить  процессы этногенеза, антропогенеза  и расогенеза, все же существующие концепции носят преимущественно  частный характер. До настоящего времени  в этнологии нет законченных  научно аргументированных теорий, которые  бы давали полное и убедительное описание всех этих процессов. Работа этнологов  в этом направлении продолжается, и поэтому большой интерес  вызывает концепция этногенеза Л.Н. Гумилева.

     В основу своей теории этногенеза Гумилев положил в качестве главного постулата тезис о природно-биологическом характере этноса, обусловленного тем, что он является составной частью биоорганического мира планеты и возникает в определенных географо-климатических условиях. Гумилев определяет этнос как биофизическую реальность, и поэтому весь механизм этногенеза он ищет в реальных природных процессах. По его мнению, будучи составной частью биосферы, этносы должны подчиняться ее законам, быть составной частью протекающих в ней процессах. А эти процессы, гигантские по своим масштабам, сравнимые по этногенетическим затратам с величайшими геологическими процессами, создали в значительной мере весь современный облик нашей планеты. В.И. Вернадский назвал эту планету энергию биогеохимической энергией живого вещества биосферы. Она есть не что иное, как преобразованная энергия солнца, космоса и радиоактивного распада в недрах Земли.

     Гипотеза  Гумилева заключается в предположении, что несколько раз за тысячелетие  поверхность нашей планеты подвергается воздействию определенного типа космического излучения, которое вызывает пассионарный толчок, т.е. мутацию гена человека, отвечающего за восприятие организмом энергии из внешнего мира. Особенность этих толчков заключается в их кратковременности. За последние 3 тыс. лет было достоверно зафиксировано девять пассионарных толчков: четыре - до нашей эры и пять - за последние два тысячелетия.

     Этногенез по Гумилеву - энергетический процесс получения однократного запаса энергии после вспышки космического излучения и дальнейшей его растраты в ходе развития этноса, пока этнос не придет в состояние гомеостаза - равновесия с природной, при котором уровень пассионарности равен нулю.

     Цикл  жизни этноса равен около 1,5 тыс. лет, если этнос не гибнет раньше по внешней причине. Фазы его развития связаны с определенными уровнями пассионарного напряжения, что внешне выражается в специфических для каждой фазы стереотипах поведения.

     Новый цикл развития может быть вызван лишь очередным пассионарным толчком, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она не реконструирует старый этнос, а создает новый, давая начало очередному витку этногенеза - процессу, благодаря которому Человечество не исчезает с лица Земли.

  1. Экскурс в этнографию

     Слово «этнография» происходит от «этнос» - племя, народ и «граф» - описание.

     Этнография - это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение. Этнография связана с другими науками, как с гуманитарными, так и с естественными.

     Объекты исследования:

    • народы, этносы;
    • историко-культурные общества в прошлом и настоящем.

     В этнографии предмет исследования - это комплексное изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира в прошлом и настоящем.

     В этнографии существуют различные  направления исследований:

    • палеоэтнография - реконструкция культурно бытовых особенностей по археологическим материалам;
    • этногенез - изучение процесса формирования народов;
    • этническая история, демография;
    • картография - методика фиксации этнических и этнографических процессов в картах;
    • этническая экология – изучение процессов взаимодействия этноса с природной средой;
    • этносоциология; этнопсихология; физическая антропология...

     Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общность культуры, языка и психики, а также самосознанием и самоназванием.

     Основные  признаки:

    • самосознание (отнесение себя к определенному народу);
    • -амоназвание.

     Основной  культурный символ – язык.

     Типы этноса (на основании качества и характера исторических связей):

  • Племя основано на мнимых или реальных кровнородственных связях. В процессе исторического развития племена объединили для усиления экономической, культурной, идеологической и территориальной связи.
  • Народность основана на территориальных связях. В последующем, с усилением культурных и экономических связей, ликвидируется раздробленность, характерная для народности.
  • Нации формируются в пределах одного государства. Для нее характерны общность экономики, территории, языка, культурной символики и идеологии.

     Выделяется  определенная иерархия или структура этнических образований.

    • Суперэтнос (славяне)
    • Этнос (русские)
    • Субэтнос (поморы) – локальные группы
    • Этнофор – носитель этнических свойств

     Этногенез – процесс формирования этноса. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

     В этногенезе выделяют три основных составляющих:

  1. антропогенез (расогенез) – формирование расовых особенностей;
  2. глотогенез - формирование языковых особенностей;
  3. культурогенез – формирование культурных особенностей.

     Этнические  процессы - любые изменения того или иного компонента этноса. Если этнические процессы не изменяют этнос как систему в целом, то они носят название этноэволюционные, а если изменяют самосознание, то они называются этнотрансформационные. Они делятся на этнические объединения и разделения.

     Расовая классификация основана на физических отличиях между людьми, которые исторически  сложились в различных природно-климатических  условиях.

     Раса - исторически сложившаяся реальная группа людей, связанных единством происхождением, что выражается в комплексе наследственных, морфологических и физиологических признаков.

     К морфологическим признакам относятся  форма и строение волос, степень  развития третичного волосяного покрова, пигментация кожи, волос и глаз, строение черепа и зубной системы. К  физиологическим признакам относят: строение внутренних органов, группа крови  др. Выделяются большие, малые, смешанные  и переходные расы, и в рамках расы выделяются антропологические  типы: европеоидный, монголоидный, негроидный, австралоидный.

    1. Европиоидная:
    • - светлая кожа (с вариациями от очень светлой, главным образом в Северной Европе, до смуглой и даже коричневой);
    • - мягкие прямые или волнистые волосы;
    • - горизонтальный разрез глаз;
    • - умеренно или сильно развитым волосяным покровом на лице и груди у мужчин;
    • - заметно выступающий нос;
    • - прямой или несколько наклонной лоб.

Информация о работе Ландшафт