Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 21:02, дипломная работа
Цель работы – проанализировать опыт развития туризма в малых городах России с точки зрения возможности его использования в ОЭЗ ТРТ «Елец». К задачам можно отнести следующее: Обосновать выбор для анализа наиболее типичных турцентров на основе обобщения информации о развитии туризма в них. Проанализировать ресурсную базу развития туризма; нормативно-правовую базу и проследить экономический эффект от турдеятельности. Оценить возможность использования опыта выбранных турцентров для ОЭЗ ТРТ «Елец».
Введение……………………………………………………………………...3
I. Малые города России на рынке туризма…………………………………5
II. Опыт развития малых городов как туристских центров………………18
III. Возможности использования опыта развития туризма
малых городов России в рамках ОЭЗ ТРТ РУ «Елец»……………………53
Заключение………………………………………………………..…………62
Список литературы……………………………………………………….…64
Приложение……………………………………………………………….…68
Вследствие территориальной
В настоящее время доля услуг туризма и отдыха в валовом региональном продукте (далее - ВРП) Ярославской области остаётся на уровне 1,7 процента. Это не соответствует имеющимся возможностям области, доля туризма в ВРП которой по экспертным оценкам может составлять не менее 5-7 процентов. Для достижения такой значимости туристской индустрии в экономике области необходимо формирование межотраслевой сферы туризма и отдыха как полноценной и высокоэффективной индустрии, позволяющей дать толчок развитию и других важнейших отраслей хозяйства.
Если количественные показатели характеризуют положительную тенденцию развития туризма в Ярославской области за последние годы, то качественные характеристики туристской инфраструктуры, представленной средствами размещения, транспорта, включая дороги, объектами показа и экскурсионными услугами, свидетельствуют о необходимости модернизации большинства объектов и оказания государственной поддержки развития туристской инфраструктуры области.
Развитию туризма на местах и в целом по области мешает сложный и взаимоувязанный комплекс проблем, выявленных на основе опроса специалистов по туризму и администраций муниципальных образований области: недостаточно совершенная нормативная правовая база и сложность координации деятельности субъектов туризма и отдыха; недостаточное количество объектов инфраструктуры туризма и отдыха; недостаточно высокое качество обслуживания; недостаточная эффективность пополнения областного и местных бюджетов за счёт развития туризма и отдыха; неэффективное использование туристско-рекреационных территорий; недостаточная туристская известность региона в России и за рубежом; отсутствие благоприятной информационной среды для туристов; недостаток квалифицированных кадров в сфере туризма.
Особое внимание необходимо обратить на законодательное обеспечение развития туристской индустрии. По экспертным оценкам на региональном уровне законодательное регулирование распространено не более чем на 30 процентов необходимых и требуемых к решению проблем. Среди последних выделяются, в первую очередь, выделение и закрепление приоритетных направлений туристской деятельности, обеспечение безопасности туристов и туристских услуг, защиты прав туристов на территории области, порядок рационального использования туристских ресурсов области и создания туристско-рекреационных территорий приоритетного развития туризма и отдыха, туристско-рекреационных зон, аккредитация экскурсоводов и гидов-переводчиков на территории области (в рамках национальной системы аттестации) и другие.
Обеспечение туристской привлекательности области напрямую зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует значительных затрат, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации проектов развития. В целом необходимо формировать долгосрочную стратегию развития туристкой индустрии. Решение этих задач невозможно без использования государственного стимулирования и программно-целевого метода.
Использование других способов существенно
снизит эффективность решения
а) инерционный - продолжение существующих тенденций развития без программного воздействия;
б) экстенсивный - программное воздействие осуществляется на прежнем уровне без учёта взаимодействия туризма и отдыха и без усилий по ускоренному развитию инфраструктуры туризма и отдыха;
в) интенсивный - программное воздействие осуществляется с помощью ускоренного развития инфраструктуры туризма и отдыха, расширения туристской специализации области.
Оценки результатов реализации данных сценариев развития на основе структурного экономико-математического моделирования показаны в таблице.
Показатели |
2007 г. |
2008 г. (прогн) |
2010 г. (прогн.) |
2013 г. | ||
варианты развития | ||||||
а) |
б) |
в) | ||||
Число туристов и экскурсантов, тыс. чел. |
1015 |
1100 |
1450 |
1500 |
1700 |
2000 |
Объём туристских и гостиничных услуг, млн. руб. |
929 |
1280 |
1900 |
2600 |
2960 |
3800 |
Число занятых в сфере туризма и отдыха, чел. |
4574 |
4700 |
5100 |
5000 |
5400 |
6000 |
Поступления в бюджет, млн. руб.* |
200 |
240 |
345 |
410 |
580 |
780 |
Общий объём туристско-рекреационных услуг**, млрд. руб. |
3,1 |
3,8 |
5,3 |
6,2 |
7,6 |
9,7 |
Доля туристско-рекреационных услуг в ВРП, процентов |
1,7 |
1,8 |
2,0 |
1,8 |
2,0 |
2,6 |
* Получено на основе
методики, разработанной в 2007 году
компанией «Союз-Аудит» по
** В данные услуги входят услуги туристских фирм и гостиниц, санаторно-курортных учреждений, других средств размещения (пансионатов, баз отдыха и др.)
Возможные негативные последствия при реализации Программы связаны с недостаточным учётом социально-культурного фактора, конкуренции с другими отраслями за ресурсы на отдельных территориях. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации предусматриваются публичные слушания проектов строительства и реконструкции объектов, генеральных планов и проектов землепользования и застройки городских и сельских поселений, что позволит снять значительную часть спорных вопросов ещё на стадии их зарождения. Скоординированное развитие инфраструктуры туризма и отдыха в рамках Программы позволит предупредить возможные конфликты, так как туризм и отдых используют одни и те же ресурсы. В Программе также предусмотрены мероприятия по пропаганде и освещению развития туризма. Именно туризм и рекреация призваны решать острейшие социально-экономические проблемы без исчерпания ресурсов.
Таким образом, основные нерешенные проблемы лежат в области:
- правового и организационного обеспечения развития туризма и отдыха в Ярославской области;
- поддержки развития инфраструктуры туризма и отдыха;
- формирования конкурентоспособного туристского продукта области;
- создания туристской программы празднования 1000-летнего юбилея основания г. Ярославля;
- продвижения туристских возможностей области;
- информационного, кадрового и методического обеспечения развития туризма и отдыха.
В Программе учтены положения Стратегии развития туризма в Российской Федерации до 2015 года. Объектами Программы являются объекты инфраструктуры туризма и отдыха, туристские программы, деятельность в сфере туризма и рекреации.
II. Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание правовых, методологических и информационных основ для реализации долгосрочной стратегии развития туристской индустрии области и увеличения вклада туризма в социально-экономическое развитие области.
Для достижения данной цели необходимо решить задачи:
- создания законодательной базы и системы государственного регулирования развития туристской индустрии в области;
- разработки стратегии развития инфраструктуры туризма и отдыха и поддержки реализации значимых проектов;
- формирования конкурентоспособного туристского продукта Ярославской области, обеспечивающего укрепление положительного имиджа региона;
- продвижения туристских возможностей области;
- информационного, кадрового и методического обеспечения развития туризма и отдыха.
III. Сроки реализации Программы
Реализация Программы
К концу 2009 года предполагается увеличить:
- количество объектов размещения туристов (гостиницы, санатории, базы отдыха и др.) – на 15-17 единиц;
- количество туристов и
- объём туристских и гостиничных услуг - до 1500-1600 млн. рублей;
- уровень туристской известности области – с 25 процентов на 7-9 процентов.
К концу 2010 года предполагается увеличить:
- количество объектов размещения туристов (гостиницы, санатории, базы отдыха и др.) – на 30-35 единицы;
- количество туристов и
- объём туристских и гостиничных услуг - до 1900-2000 млн. рублей;
- уровень туристской известности области – с 25 процентов на 12-15 процентов
IV. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Реализация мероприятий
В результате реализации Программы в 2009-2010 годах предполагается увеличить:
- количество объектов размещения туристов (гостиницы, санатории, базы отдыха и др.) - на 30-35 единиц;
- количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, - до 1450-1550 тыс. человек;
- ежегодный объём туристских и гостиничных услуг - до 1900-2000 млн. рублей;
- уровень туристской известности области - на 12-15 процентов;
- количество новых информационных ресурсов по туризму - на 3-5 единиц.
Методика оценки результативности и эффективности реализации Программы приведена в приложениях 1 и 2 к Программе.
V. Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы
Реализация Программы
Департамент промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области осуществляет организацию, координацию и контроль за выполнением Программы, вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий Программы с учётом складывающейся социально-экономической ситуации.
Соисполнителями Программы являются: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ярославской области, департамент градостроительства и архитектуры Ярославской области, Главное управление МЧС России по Ярославской области, Управление внутренних дел по Ярославской области, Управление Федеральной службы безопасности по Ярославской области, департамент дорожного хозяйства Ярославской области, департамент информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Ярославской области, департамент экономического развития Ярославской области, департамент окружающей среды и природопользования Ярославской области, департамент культуры Ярославской области, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, управление коммуникаций и общественных связей Правительства области.
Реализация Программы
Предполагается использование инструментов государственного воздействия и стимулирования в целях развития туристской индустрии области с учётом государственных, муниципальных, отраслевых интересов, совместно с основными субъектами туристской деятельности на территории области (туроператорскими организациями, средствами размещения, объектами туристского показа, а также другими предприятиями и организациями сферы услуг), участвующими в выполнении Программы.
С целью межведомственной координации работ по реализации Программы отдельные ключевые вопросы будут выноситься на рассмотрение Координационного совета по туризму Ярославской области, работа по созданию которого начата в 2008 году. В состав Координационного совета войдут представители основных административных структур областного и муниципального уровней, крупнейших туристских и гостиничных предприятий. На заседаниях указанного совета на коллегиальной основе будут рассматриваться важнейшие вопросы развития туристской деятельности в области. Заседания планируется проводить 1-2 раза в год.
Информация о работе Опыт развития малых городов как туристских центров