Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 13:21, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть современное состояние жизни коренных народов Сибири и Дальнего Востока и выявить причины этнических проблем этих территорий в России.
Задачи:
Дать оценку современной жизни малых народов России
Изучить традиции и быт коренного населения
Показать тенденцию роста или снижения численности населения,
Введение
1 Этнические проблемы России. Регион Сибирь и Дальний Восток.
2 Население Сибири. Проблемы народов.
2.1 Коренной народ Тофолары
3 Население Дальнего Востока. Проблемы народов.
3.1 Коренной народ. Чукчи.
4. Новые оценки ситуации в Сибири и на Дальнем Востоке
Заключение
Список использованных источников
Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом — берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.
Стойбище (поселение в форме группы чумов) тофаларов обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10.
Уже с начала XIX века среди тофаларов получили распространение срубные дома.
Мужская одежда представлена штанами из шкуры кабарги или козла (летом из ровдуги или покупной ткани) и разнообразными кафтанами с застёжкой на правую сторону, которые надевали на голое тело, и поясом. Уже в XIX веке перешли на унифицированный костюм русских сибиряков, сохраняя национальную особенность в деталях (правосторонние застежки, отделка, пояса). Тофаларский женский наряд состоял из штанов и платья с разрезом на груди, а также пояса. Традиционные женские украшения — серьги, оловянные браслеты и кольца. Зимой тофалары носили тулупы из оленьей шкуры мехом внутрь. Специфическими являются головные уборы: летом — войлочная шапочка маньчжурского типа (но обычно без кисти; позже её заменила фуражка), зимой — меховые шапки-ушанки, которые подвязывались у подбородка.
Основу рациона тофаларов составляло мясо, в том числе дичи и оленина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений — многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т. д.). Из-за уплаты тяжелых податей, в отдельные годы питание было довольно скудным. Как среди мужчин, так и женщин было распространено табакокурение.
У тофаларов богатый устный фольклор — пословицы и поговорки, сказки, легенды и предания.
Среди исследователей традиций тофаларов ярко выделяются как известные тюркологи широкого профиля Радлов В. В. и Катанов Н. Ф., так и те, что сделали немало для изучения именно тофаларов — Петри Б. Э., Рассадин В. И., Шерхунаев Р. и другие.
Вероисповедание
Традиционные верования включали анимизм, шаманизм и другие культы.
Усилиями православных миссионеров в конце ХIХ века тофалары были обращены в христианскую веру.
В настоящее время усилиями миссионеров и священников Иркутской епархии проводится миссионерская работа в Тофаларии, так в феврале 2007 года, было крещено более 100 человек.
Основные географические данные
Площадь Тофарарии — 21,6 тысяч квадратных километров.
Наиболее крупный населенный пункт — поселок Алыгджер. Кроме того, есть еще два поселка - Нерха и Верхняя Гутара. Все эти поселки были построены в конце 20-х - в 40-х годах XX века при переходе тофов к оседлому образу жизни.
Количество оленей — около 200.
Наиболее крупные реки Тофарарии — Уда, Большая Бирюса, Малая Бирюса, Казыр, Агул, Ия, Гутара.
Высшей точкой Тофарарии принято называть пик Поднебесный, однако сейчас название Поднебесный укрепилось за обзорной вершиной 2872 м., не являющейся высшей точкой. Высшая точка имеет высоту 2938 м. и расположена в центре Удинского хребта (в 20 км восточнее пика Поднебесного). Рядом с Поднебесным расположена еще одна известная вершина — пик Триангуляторов (2881 м.). В юго-западной части Тофаларии — пик Грандиозный (2891 м.).
Основные хребты района — Удинский, Агульские Белки, Гутарский, Ергак-Тарган-Тайга, Бирюсинский, Джуглымский.
В настоящее время у тофаларов и сойот нет с материнским этносом общей территории и реальных экономических связей, поскольку роль их в функционировании тувинского этноса как целостной системы полностью утрачена, однако изучение их в контексте этногенеза и этнической истории тувинцев весьма актуально.
Некоторые традиционные черты сохранялись в оленеводстве и охоте; от старых верований остались обряды, связанные с почитанием духа-хозяина домашнего очага, местности, а также рудиментные остатки культа медведя.
В целом интеграция тофаларов в социалистическое общество стоила им многого: они утратили привычный образ жизни, многие черты материальной и духовной культуры, предали забвению свой родной язык. Они за это время, как справедливо отмечает И. В. Рассадин, полностью обрусели, чему в немалой степени способствовали не только участившиеся межнациональные браки (в результате которых, по данным 1985 г., 29,7% тофаларского населения имели европеидную примесь), но и относительно небольшая численность тофаларов в поселках.
Современное состояние хозяйства, быта и культуры тофаларов
…В 1971 г. колхозы Тофаларии были объединены в один Тофаларский коопзверопромхоз, продолживший ту же хозяйственную деятельность, какой занимались колхозы, развивая те же основные отрасли: охотпромысел, оленеводство и коневодство, заготовку кедрового ореха и лекарственного сырья, а также подсобные: заготовку дров и производство на месте пиломатериала, заготовку мяса диких копытных животных и птиц, рыболовство. В промхозе были открыты некоторые подсобные производственные цехи: сувенирный цех «орешек», выпускавший сувениры из кедровых орехов, шишек, природных материалов, цех по выделке мехового сырья и пошиву меховых шапок, столярные мастерские.
Будучи государственным
Поскольку тофы были
Материальное положение тофов резко упало. Не спасали его и сезонные заработки на охоте и кедровом промысле. Были часты случаи неурожая в тайге, что приводило к миграции пушных зверей и соответственно к отсутствию какой-либо добычи, препятствовали охоте лесные пожары, разливы горных рек, чересчур глубокий снежный покров. Все это делало неустойчивым не только материальное положение охотников, но и самого промхоза.
Положение усугубилось после устранения СССР и ликвидации советской власти. После установления в стране рыночной экономики в стране начался финансовый развал, отсутствие финансирования всех основных отраслей народного хозяйства, в том числе и сельского, включая промхозы.
По данным на 1998 г., в Тофаларии в промхозе работало 70 чел., безработных было 94 чел., пенсионеров 263 чел., всего работало 411 чел., и это при общей численности населения в тот год 1191 чел.
В 1999 г. Тофаларский коопзверпромхоз стал банкротом.
3.Население Дальнего Востока. Проблемы народов
Численность населения Дальнего Востока - более 7,6 млн чел. Городское население составляет около 76%. Дальний Восток - самый малонаселенный район Российской Федерации. Средняя плотность его населения 1,2 чел. на 1 км2. По территории района население размещено крайне неравномерно. Наиболее высокая плотность - более 12 чел. в Приморском крае.
Довольно густо населена южная часть Сахалина. В то же время в Республике Саха, Магаданской и Камчатской областях плотность населения составляет лишь 0,3-0,8 чел. на 1 км2. Население отличается пестротой национального состава. Подавляющее большинство населения - русские. Живут здесь также много украинцев, татар, евреев и большая группа коренных народностей - коряков, нанайцев, нивхов, ульчей, удегейцев, ительменов эвенков, алеутов, чукчей, эскимосов и др.
Быстрая индустриализация Дальнего Востока поставила эти малочисленные народы на грань исчезновения. Нарушена среда их обитания, национальные традиции. Сегодня эти малочисленные народы стремятся обрести право быть хозяевами на своей земле, стремятся к возрождению.
В последние десятилетия
население Дальнего Востока
Особенно значительный
Этнический состав населения Дальнего Востока смешанный, с преобладанием русских. Национальные меньшинства представлены коренными народами Крайнего Севера — чукчами, коряками (имеют автономные округа), а также очень малочисленными — нивхами, эвенами, нанайцами и удэгейцами. Эти народы входят либо в палеоазиатскую языковую семью {большинство северных народов), либо в эскимосско-алеутскую семью (эскимосы и алеуты), либо — в тунгусо-маньчжурскую группу алтайских языков (эвены, удэгейцы, нанайцы). Обособленный язык имеют нивхи.
Коренные народности Севера
В конце XX - начале XXI веков произошёл рост этнического самосознания малочисленных народов Севера. Возникли общественные объединения, учебные центры, ассоциации и профессиональные союзы (оленеводов, морских зверобоев и др.) малочисленных народов Севера, деятельности которых оказывается государственная поддержка. Во многих местах проживания малочисленных народов Севера воссозданы общины как традиционные формы организации совместной деятельности, распределения продукции и взаимопомощи. В ряде мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности созданы «родовые угодья», территории традиционного природопользования регионального и местного значения, закреплённые за представителями малочисленных народов Севера и их общинами.
Около 65 процентов граждан из числа малочисленных народов Севера проживают в сельской местности. Во многих национальных сёлах и посёлках общины этих народов стали единственными хозяйствующими субъектами, выполняющими ряд социальных функций. В соответствии с законодательством Российской Федерации общины как некоммерческие организации пользуются рядом льгот и используют упрощённую систему налогообложения.
На территории Дальнего Востока проживают следующие коренные народы:
- алеуты (Камчатская обл., Корякский АО),
- алюторцы (Корякский АО),
- долганы (Республика Саха (Якутия),
- ительмены (Корякский АО, районы Камчатской области, Магаданская область),
- камчадалы (Районы Камчатской области, Корякский АО),
- кереки (Чукотский АО),
- коряки (Корякский АО, районы Камчатской области, Чукотский автономный округ, Магаданская область),
- нанайцы (Хабаровский край, Приморский край, Сахалинская область),
- негидальцы (Хабаровский край),
- нивхи (Хабаровский край, Сахалинская область),
- ороки (ульта) (Сахалинская область),
- орочи (Хабаровский край),
- удыгейцы (Приморский край, Хабаровский край),
- ульчи (Хабаровский край),
- чуванцы (Чукотский АО, Магаданская область),
- чукчи (Чукотский АО, Корякский АО),
- эвенки (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурская область, Сахалинская область),
- эвены (Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Магаданская область, Чукотский АО, Корякский АО, районы Камчатской области),
- эскимосы (Чукотский АО, Корякский АО),
- юкагиры (Республика Саха (Якутия), Магаданская область).
Положение малочисленных народов Севера в последние десятилетия осложнено неприспособленностью их традиционного образа жизни к современным экономическим условиям. Низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности обусловлена малыми объёмами производства, высокими транспортными издержками, отсутствием современных предприятий и технологий по комплексной переработке сырья и биологических ресурсов.
В Амурском лимане и на Северном Сахалине живут нивхи (4,4 тыс.).
Коренное население полуострова Камчатки – ительмены – в настоящее время в значительной степени слилось с русскими.
3.1. Коренной народ Дальнего Востока. Чукчи
Чу́кчи, или луораветланы (самоназвание — ыгъоравэтьэт, оравэтьэт), — немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюй. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года — 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.
Численность и расселение:
Происхождение
Своё название, которым их называют русские, якуты и эвены — адаптированное в XVII в. русскими землепроходцами чукотское слово чаучу [ʧawʧəw] (богатый оленями), каковым именем чукчи-оленеводы называют себя в противоположность чукчам приморским — собаководам — анкальын (приморские, поморы — от анкы (море)) . Самоназвание — оравэтԓьэт (люди, в единственном числе оравэтԓьэн) или ԓыгъоравэтԓьэт [ɬəɣʔoráwətɬʔǝt] (настоящие люди, в единственном числе ԓыгъоравэтԓьэн [ɬəɣʔoráwətɬʔǝn] — в русской передаче луораветлан). Соседи чукчей — юкагиры, эвены, якуты и эскимосы (на берегу Берингова пролива).
Смешанность типа (азиатско-американского) подтверждается некоторыми преданиями, мифами и различиями в особенностях быта оленных и приморских чукчей: у последних, например, собачья запряжка американского образца. Окончательное решение вопроса об этнографическом происхождении зависит от сравнительного изучения чукотского языка и языков ближайших американских народностей. Один из знатоков языка, В. Богораз, находил его близкородственным не только с языком коряков и ительменов, но и с языком эскимосов. До самого последнего времени по языку чукчей причисляли к палеоазиатам, то есть к группе окраинных народов Азии, языки которых стоят совершенно особо от всех остальных лингвистических групп Азиатского материка, вытесненных в очень отдалённые времена из середины материка на северо-восточные окраины.
Информация о работе Этнические проблемы Сибири и Дальнего Востока