Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть особенности и выделить предпосылки развития внешнеэкономической деятельности РФ в современных условиях.
Задачи:
- изучить основные аспекты внешнеэкономической деятельности: понятие, формы, методы, эффективность;
- изучить организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле;
- изучить принципы всемирной торговой организации;
- определить место России в мировой экономике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….….....3
1. Внешнеэкономическая деятельность: Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия …..………………………5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, методы, эффективность …………………….…………………………….……….….….…5
1.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………………… 13
1.3. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях …………………………………………………………………………23
1.4. Процесс регулирования и ограничений во внешнеэкономической деятельности. Дерево проблем ……………………………………….………….30
2. Организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле …………………………………………………………………40
2.1. Всемирная торговая организация ……………………………………..….…40
2.2.Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках ………………………………………………………………….…………42
3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности…...47
3.1. Место России в мировой экономике……………………………………..….47
3.2. Динамика внешнеэкономических показателей торговли России…………51
3.3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России…….55 Заключение……………………………………………………………………...…61 Список используемой литературы……………………………….………...…….64 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность РФ.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Среди факторов эффективности ВЭД могут быть выделены:

1)              факторы, отличающие участников ВЭД от предприятий, работающих только на внутреннем рынке;

2)              внешние факторы (государственные стимулирующие програм­мы развития экспорта, поощрения иностранных инвестиций и т.п.);

3)              факторы, связанные с поведением фирмы (маркетинговая ори­ентация фирмы, целеустремленность менеджмента и т.д.).

Все факторы можно также разделить на внутренние, контролируе­мые предприятием, и внешние, неконтролируемые им. К первой группе относятся:

- технические характеристики предприятия и производства.

Для воздействия на эти факторы требуется приобретение новых активов:
например, строительство новых производственных мощностей за гра­ницей или закупка нового оборудования для адаптации продукции;

- методики и технологии работы, например, введение новых технологий, повышение количественного и качественного уровня информа­ции о ВЭД на основе имеющихся и новых источников, что прямо воздействует и на вышеназванные факторы; психологические аспекты коллектива и управления.

        Воздейст­вие на эти факторы требует изменения ценностей, поведенческих уста­новок, технологий принятия решения, что оказывает влияние непо­средственно на ранее указанные факторы (на методологию и техноло­гию работы)   и   опосредованно   (на  технические   характеристики предприятия и производства).

          Кроме того, для практических исследований ВЭД российских предприятий особенное значение будут иметь факторы второй груп­пы — внешние факторы, связанные с российской спецификой:

-  различия в деловой культуре;

- особенности (неблагоприятность) российского делового кли­мата;

- недостаточный международный опыт у менеджеров предпри­ятий — участников ВЭД;

- незнание сотрудниками отделов ВЭД большинства предпри­ятий иностранных языков на таком уровне, который достаточен для
ведения переписки;

- значительные временные и трансакционные издержки;

- специфика российского менталитета;

- отсутствие у российских экспортеров традиционных связей с иностранными контрагентами;

- особенности российского валютного законодательства;

- отличие внутренних российских цен на некоторые ресурсы производства от мировых цен;

- негативный имидж России и продукции российских экспорте­ров в мире.

Факторный подход, в основе которого лежат экономико-матема­тические модели, позволяющие определить степень воздействия выде­ленных факторов на эффективность того или иного вида ВЭД пред­приятия, не используется в практике предприятий, так как, с одной стороны, большинство российских предпринимателей не обладают достаточным опытом и знаниями в сфере их применения, а с другой пока еще недостаточен статистический ряд для получения верифици­рованных результатов.

На практике самым простым способом определения эффективно­сти ВЭД является расчет различных показателей экономической эф­фективности на основе соизмерения достигаемых экономических ре­зультатов с затратами ресурсов на их достижение.

На уровне предприятий и иных хозяйствующих субъектов под эко­номической эффективностью внешнеэкономических операций понимает­ся степень увеличения дохода от них, получаемая либо как разница, либо как частное между результатами и затратами на их реализацию.

Система показателей экономической эффективности ВЭД делится на две группы:

1) показатели эффекта, определяемые как абсолютные величины и выражаемые в соответствующих денежных единицах как разница меж­ду результатами и затратами;

2) показатели эффективности, определяемые на основе отноше­ния результатов к затратам; как правило, выражаются в относительных единицах: процентах (%), долях единицы и др.

При расчете этих показателей важно соблюдать следующие прин­ципиальные методологические положения:

- вести наиболее полный учет всех составляющих затрат и резуль­тата, что позволит избежать искажения выводов об оценке эффектив­ности того или иного мероприятия, решения;

- проводить сравнение с базовым вариантом. За базовый вариант может быть принято положение дел до принятия решения, один из ва­риантов принятия решения или состояние дел на рынке, у конкурента.
           Неправильный выбор базы сравнения также может привести к искаже­нию оценок; приводить затраты и результаты в сопоставимый вид, напри­мер, по объему, качеству, обязательно по времени и другим парамет­рам.

Рассмотрим общие положения и методику расчета показателей эф­фективности применительно к различным видам операций на внеш­нем рынке, в частности методику определения эффективности экс­портных, импортных и внешнеторговых операций, разработанную на основе методик, предлагаемых фирмой «Внешконсалт» (Украина), российскими учеными Е.А. Миролюбовой, О.П. Матвеевой, Л.Е. Стровским и др.

При экспорте товаров издержки предприятия включают в себя:

- себестоимость экспортируемого товара — затраты на производ­ство экспортного товара предприятием;

- транспортно-экспедиторские расходы — расходы на транспор­тировку товаров, которые несет предприятие-экспортер (зависят, как уже говорилось ранее, от базисных условий поставки ИНКОТЕРМС);

- прочие расходы — на заключение сделки, страхование товара, платежно-расчетные операции, таможенные пошлины и сборы при перевозке товара через таможенную границу и т.д.

Таким образом, экспортные затраты (ЭЗ) равны сумме себестои­мости товара, транспортно-экспедиторских и прочих расходов.

Экспортный доход (ЭД) — это валютная выручка, поступившая на расчетный счет предприятия в рублевом эквиваленте.

Для того чтобы экспорт товара был эффективен, необходимо:

чтобы экспортный доход превышал экспортные затраты (ЭД> ЭЗ);

экспортная прибыль (ЭП) превышала внутреннюю прибыль (ВП) предприятия от продажи товара внутри страны. Экспортная при­быль равна экспортному доходу за вычетом экспортных затрат, а внут­ренняя прибыль — внутреннему доходу (БД) за вычетом себестоимости.

        Торговая политика: либерализм и протекционизм.

      Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что либерализация является ее основной тенденцией. Произошло значительное снижение уровня таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты и т. п. Однако существует целый ряд проблем. Одна из основных - нарастание протекционистских тенденций на уровне экономических группировок, торгово-экономических блоков стран, во многом противостоящих друг другу.

        Составы девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже:

        Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

      Европейские сообщества (ЕС), или так называемый «Общий рынок» являются объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов. Страны - члены «Общего рынка» считают себя ядром будущих Соединенных Штатов Европы.

      Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. В литературе часто дается следующее определение: «Международная торговля представляет собой процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками в разных странах». Международная торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. В статистических справочниках ООН приводятся данные об объеме и динамике мировой торговли как сумм стоимости экспорта всех стран мира.

       Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием НТР, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли. Международная торговлям опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития. Когда же в торговле происходят сбои, замедляется и развитие производствам.

       Под термином «внешняя торговля» понимается торговля какой-либо страны с другими странами, состоящая из оплачиваемого ввоза (импорта) и оплачиваемого вывоза (экспорта) товаров.[2]

       Многообразная внешнеторговая деятельность подразделяется по товарной специализации на торговлю готовой продукцией, торговлю машинами и оборудованием, торговлю сырьем и торговлю услугами.

       Международной торговлей называется оплачиваемый совокупный товарооборот между всеми странами мира. Однако понятие «международная торговлям употребляется и в более узком значении: например, совокупный товарооборот промышленно развитых стран, совокупный товарооборот развивающихся стран, совокупный товарооборот стран какого-либо континента, региона, например, стран Восточной Европы и т. п.

       Мировые цены различаются в зависимости от времени года, места, условий реализации товара, особенностей контракта. На практике в качестве мировых цен принимаются цены крупных, систематических и устойчивых экспортных или импортных сделок, заключаемых в определенных центрах мировой торговли известными фирмами - экспортерами или импортерами соответствующих видов товаров. На многие сырьевые товары (зерновые, каучук, хлопок и др.) мировые цены устанавливаются в процессе операций на крупнейших мировых товарных биржах.

       Перед дилеммой выбора внешнеторговой национальной политики рано или поздно стоят все государства. На протяжении двух столетий на эту тему ведутся жаркие дискуссии.

       В интересах каждой страны специализироваться на производстве, в котором она имеет наибольшее преимущество или наименьшую слабость и для которого относительная выгода является наибольшей.

      Национальные производственные различия определяются разной наделенностью факторами производства - трудом, землей, капиталом, а также разной внутренней потребностью в тех или иных товарах. Эффект, оказываемый внешней торговлей (в частности, экспортом) на динамику роста национального дохода, на размер занятости, потребление и инвестиционную активность, характеризуется для каждой страны вполне определенными количественными зависимостями и может быть вычислен и выражен в виде определенного коэффициента - мультипликатора (множителя). Первоначально экспортные заказы непосредственно увеличат выпуск продукции, следовательно, и заработную плату в отраслях, выполняющих этот заказ. А затем придут в движение вторичные потребительские расходы.

 

1.3. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях.

Многообразная внешнеэкономическая деятельность осуществляется государственными, производственно-коммерческими и общественными структурами, которые в совокупности составляют внешнеэкономический комплекс (ВЭК) страны.

ВЭК включает следующие звенья:

      государственные органы, ведающие вопросами ВЭД (федеральные, региональные, субъектов РФ);

      хозяйственные комплексы, отрасли (подотрасли) и отдельные предприятия, производящие экспортную продукцию и потребляющие импортною продукцию;

      хозяйствующие субъекты (юридические и физические лица), совершающие экспортно-импортные операции;

      организации, содействующие ВЭД;

      заграничные учреждения, занимающиеся торгово-экономическими вопросами.

Высшие органы государственной власти Высшим уровнем ВЭД следует считать деятельность главных органов законодательной , исполнительной и судебной власти: Федерального собрания, Президента, Правительства, Верховного Суда Российской Федерации. Эти органы издают законы, указы, постановления и распоряжения, которыми устанавливаются правила осуществления ВЭД, обязательные для всех российских организаций и физических лиц.

Президент РФ, являющийся главой государства, осуществляет общее руководство внешней политикой. Президенту подчинены его уполномоченные в семи округах страны.

Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, разрабатывает и принимает федеральные законы.

Правительство РФ разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества, осуществляет общее руководством таможенным делом, регулирование и государственный контроль в сфере ВЭД, международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Федеральные законы и правительственные нормативные акты призваны формировать в стране определенные организационно-правовые и экономические условия для всех участников ВЭД. Другая, не менее важная сфера деятельности законодательной и исполнительной власти внешняя (международная) имеет целью создание благоприятных условий для осуществления экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций российскими участниками ВЭД с иностранными торговыми партнерами.

Это достигается путем заключения двусторонних и многосторонних международных договоров и соглашений торгово-экономического характера, участия России в различных международных экономических организациях, международных товарных соглашениях, работы в смешанных российско-иностранных межправительственных комиссиях по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и обеспечения контроля за соблюдением заключенных международных договоров.

Отраслевые органы. В структуре органов исполнительной власти в последние годы нет специального внешнеэкономического ведомства. Но целый ряд федеральных органов исполнительной власти ведают конкретными вопросами ВЭД в пределах своей компетенции, установленной Правительством РФ.

Информация о работе Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности