Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть особенности и выделить предпосылки развития внешнеэкономической деятельности РФ в современных условиях.
Задачи:
- изучить основные аспекты внешнеэкономической деятельности: понятие, формы, методы, эффективность;
- изучить организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле;
- изучить принципы всемирной торговой организации;
- определить место России в мировой экономике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….….....3
1. Внешнеэкономическая деятельность: Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия …..………………………5
1.1. Внешнеэкономическая деятельность: понятие, формы, методы, эффективность …………………….…………………………….……….….….…5
1.2. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия……………………………………………………………………… 13
1.3. Внешнеэкономический комплекс страны, его особенности в современных условиях …………………………………………………………………………23
1.4. Процесс регулирования и ограничений во внешнеэкономической деятельности. Дерево проблем ……………………………………….………….30
2. Организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле …………………………………………………………………40
2.1. Всемирная торговая организация ……………………………………..….…40
2.2.Различия в характере коммерческой деятельности на внешнем и внутреннем рынках ………………………………………………………………….…………42
3. Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности…...47
3.1. Место России в мировой экономике……………………………………..….47
3.2. Динамика внешнеэкономических показателей торговли России…………51
3.3. Перспективы развития внешнеэкономической деятельности России…….55 Заключение……………………………………………………………………...…61 Список используемой литературы……………………………….………...…….64 Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Внешнеэкономическая деятельность РФ.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Под лицензией понимается разрешение, выдаваемое госу­дарственными органами на право той или иной деятельности. Система лицензий возникла еще в период меркантилизма и ис­пользовалась для регулирования торгового баланса. Прошедшее время изменило ее характер. Значение лицензии возросло в пери­од мирового кризиса 1929-1933 гг., а затем — во время второй ми­ровой войны. В послевоенные годы наблюдается либерализация внешней торговли, приведшая к ослаблению роли лицензий в ре­гулировании экспорта и импорта, сокращению количества лицен­зируемых товаров.

Лицензия как форма регулирования международной тор­говли представляет собой документ на право ввоза или вывоза то­варов, выдаваемая импортеру или экспортеру государственным органом. Ее использование позволяет государству оказывать пря­мое воздействие на внешнюю торговлю страны, ограничивая ее размеры, а в ряде случаев и полностью запрещая экспорт или им­порт отдельных товаров.

  Одним из распространенных методов экономического регули­рования внешней торговли в мировой практике является таможенно-тарифное регулирование, которое предполагает стоимостное воздействие на экспортно-импортные потоки в процессе пересечения ими государственных границ.

Прежде всего, тарифное регулирование определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды тарифов и пошлин, причины установления и взимания таможенных пошлин, режим предоставления таможенных льгот, а также комплекс тех действий, которые касаются субъектов ВЭД при осуществлении экспортно-импортных операций.[4]

Таможенно-тарифное регулирование рассматривается ГАТТ в качестве основного, а в перспективе — единственного механизма регламентирования внешнеторговых операций стран-участниц. В частности, в ст. 11 ГАТТ записано, что «ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории дру­гой страны-участницы или на продажу для экспорта любого товара, предназначенного для территории другой страны-участницы, ни­каких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импорт­ных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».

Благодаря деятельности международных организаций и объеди­нений (СТС, Европейской экономической комиссии, ВТО, Кон­ференции ООН по торговле и развитию), а также на основе много­сторонних международных соглашений — прежде всего ГАТТ и Брюссельской конвенции о товарной номенклатуре (1950 г.), а также Гармонизированной системы описания и кодирования това­ров (ГС) (1983 г.), национальные системы тарифного регулирова­ния большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс междуна­родной торговли.

Для реализации указанных выше направлений большинство го­сударств в качестве основной законодательной базы имеет законы о таможенных тарифах, а также таможенные кодексы.

Таможен­ный кодекс, как правило, является стабильным правовым докумен­том, действие которого распространяется на национальную систе­му и не связано с предметом международных переговоров.

Что касается таможенных тарифов, то они согласуются с между­народными правилами и периодически обсуждаются на междуна­родных встречах (раундах).

Предметом обсуждения являются, в частности, перечень, условия и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пош­лин.

Основным элементом механизма тарифного регулирования слу­жит таможенный тариф, который представляет собой системати­зированный перечень ставок, определяющих размер платы по им­портным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины.

Как активный инструмент государственного регламентирования тамо­женный тариф используется во всех развитых государствах, охва­тывая около 2/3 их внешнеторгового товарооборота.

Увеличивая цену импортного и/или экспортного товара, он тем самым оказы­вает влияние на объем и структуру внешней торговли.

Классическими функциями таможенного тарифа являются про­текционизм (защита отечественных товаров от иностранной кон­куренции) и фиск (пополнение госбюджета).

С помощью тарифов можно также воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение притока валюты, на раз­витие отдельных регионов страны, особенно если речь идет о созда­нии в них зон свободного предпринимательства.

Кроме того, функ­ции тарифного регулирования реализуются в тесной взаимосвязи с налоговой системой, которая частично берет на себя элемент тари­фа и дополняет его.

Таким образом; таможенный тариф по своему содержанию имеет экономический характер, предпочтение которому отдается, прежде всего, в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен, реального валютного курса.

В условиях дефицитной экономи­ки, исключающей названные условия, таможенный тариф теряет свою эффективность и подменяется более жесткими методами не­тарифного характера[5].

Таможенные тарифы могут быть импортные и экспортные, про­стые и сложные.

Импортные тарифы в таможенном регулировании играют главную роль и параллельно с внутренней налоговой систе­мой оказывают влияние, прежде всего на уровень внутренних цен, рентабельность предприятий, состояние национальной валюты, формирование оптимальной товарной структуры импорта, обеспе­чивает экономическую безопасность государства и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранной конкурен­ции.

Процесс построения импортного тарифа требует не только определения позиции номенклатуры товара в таможенном тарифе, по отношению к которой установлена ставка, но и тесно увязан с та­кими методами, как определение таможенной стоимости или стра­ны происхождения ввозимых товаров, порядком введения, измене­ния, отмены и взимания пошлин.

Активной частью импортного та­моженного тарифа служат ставки таможенных пошлин.

 

 

Таблица 1.2.1.

                                          Дерево проблем

          Проблема

                  Характеристика

Экспортный таможенный тариф

Экспортный таможенный тариф как инструмент регулирования во внешней торговле используется ограниченным числом стран, в основном развивающихся, причем обладающих значительными объемами природного сырья и удерживающих, благодаря этому, свои позиции на конкретных мировых товарных рынках.

В отдельных случаях они оказывают влияние на рост экспорт­ной цены и служат источником пополнения валютных ресурсов страны. Однако попытки регламентирования с помощью экспорт­ных тарифов объема и структуры экспорта чреваты подрывом экс­портного потенциала, инфляционным давлением на внутренние цены и т.д.

 

Мировой экономический кризис

В условиях мирового кризисного состояния мировой экономики, особенно обрабатывающей промышленности, поставки продукции на экспорт способствуют поддержанию загрузки мощностей базовых отраслей промышленности: добычи и переработки нефти, газа, металлургии, химической промышленности, лесного комплекса, а также сохранению рабочих мест на предприятиях этих отраслей. Если учитывать, что данные производства имеют очень высокий уровень концентрации по территории страны, то внешняя торговля способствует обеспечению жизнеспособности не только отдельных отраслей и предприятий, но и целых регионов России

Проблема вступления России в ВТО

Обеспечение благоприятных торгово-политических и правовых условий для российских участников внешнеэкономических связей и их равноправное участие в мировой торговле, усиление роли государства в снятии необоснованных ограничений и в создании более благоприятных условий для продвижения российских товаров на внешние рынки.  Созданию таких условий будет способствовать вступление России во Всемирную торговую организацию, основанное на максимальном соблюдении балансов интересов России и стран-членов ВТО, а также эффективное участие в действующих и формирующихся международных региональных и многосторонних торгово-экономических организациях.

Защита  внутреннего рынка, опирающаяся на общепринятые международные  нормы и правила и использующая все предусмотренные российским законодательством инструменты

 

Развитие таможенных тарифов у большинства стран осущест­вляется двумя способами — увеличением номенклатуры товаров и установлением нескольких видов ставок по одним и тем же това­рам. Первый способ известен как простой таможенный тариф, ко­торый предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхож­дения.

Второй называют сложным таможенным тарифом. Он предпола­гает установление двух или более ставок по каждому товару, в зави­симости от страны происхождения. В последнем случае наиболее высокая ставка такого тарифа считается автономной и называется генеральной, предполагая распространение ее на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договоры и согла­шения.

Более низкая — конвенционная или минимальная ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Так, минимальные ставки в таможенном тарифе ЕС, установлен­ные в рамках РНБ, применяются к товарам, ввозимым из стран-членов ВТО, а также из стран, подписавших с ЕС соглашение о дан­ном режиме. Их размер составляет 25—70% от автономных ставок, а средний уровень не превышает 6,4%. В ставках пошлин США и Японии этот разрыв еще больше.

         В системе таможенно-тарифного регулирования существует такой элемент, как тарифные преференции: сложные тамо­женные тарифы предусматривают наличие особо льготных (префе­ренциальных) пошлин для конкретных стран, обычно при форми­ровании замкнутых экономических союзов, режимов ассоциаций, а также в отношении развивающихся стран.

Преференциальные ставки пошлин имеют по существу нулевое значение, т.е. означают беспошлинный ввоз.

В частности, в странах ЕС имеют место шесть схем предоставле­ния преференций. Наиболее общая из них — схема Общей системы преференций (ОСП), предоставляемых развивающимся странам. Ставки пошлин ОСП указаны в восьмой колонке интегрированно­го тарифа, предполагая обязательное подтверждение страны про­исхождения ввозимого товара сертификатом формы «А» и соблю­дение требований прямой отгрузки товара из страны-экспортера на рынки ЕС. Под ОСП попадает промышленная продукция, произ­веденная в развивающихся странах, и полуфабрикаты, за исключе­нием черных металлов и текстиля, ввоз которых ограничивается квотами в составе нетарифных ограничений импорта и в целях за­щиты национальной экономики и производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организации, регулирующие международную торговлю и тенденции в мировой торговле

 

2.1. Всемирная торговая организация

       Важную роль в регулировании международной торговли играют международные экономические организации, которые можно разделить на 2 группы:

        а) международные организации занимаются вопросами международной торговли в целом (ВТО, ЮНКТАД, МТП, ЮНСИТРАЛ).

        б) международные организации, занимающиеся вопросами международной торговлей одним или несколькими товарами. (АПЕФ, ОПЕК, СИПЕК, ЕОУС) Главную роль в регулировании международной торговли играет ВТО. Её задача – либерализация международной торговли путём сокращения импортных пошлин, а так же устранения внетарифных барьеров. Основной инструмент – многосторонние соглашения.

          Цель – разработка единообразных норм права в таких областях, как международная купля – продажа товаров, международные платежи, международный торг арбитраж и международное законодательство в области морских перевозок. В основную деятельность ВТО положены следующие принципы:

        Тарифные меры принимаются в качестве единого приемлемого средства регулирования внешней торговли.

        Фиксация тарифа на уровне определяемой договорными сторонами.

        Прогрессивное снижение тарифов.

        Взаимность в предоставлении торговых положительных уступок.

        Принцип наиб благоприятствования.

   Ведущее положение в мировом хозяйстве занимают семь промышленно развитых стран — США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПРО) и около отдельных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

  ВТО представляет собой межгосударственную структуру для организации выполнения многосторонних соглашений и догово­ренностей. Она выполняет функции организатора будущих торго­вых переговоров и функции арбитра в урегулировании споров. Моделью для создания ВТО послужила фактически сложившаяся в рамках ГАТТ организационная структура для реализации Гене­рального соглашения. Бюджет ВТО (как и бюджет ГАТТ) пред­назначен только для финансирования названной функции ВТО - организации выполнения соглашений и договоренностей Раунда. В этом плане ВТО существенно отличается от большинства меж­дународных организаций как системы ООН, так и вне ее.

         Важную роль в регулировании международной торговли, в устранении препятствий для ее развития, ее либерализации играют международные экономические организации. Одна из основных организаций такого рода - Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23 странами в 1947 г. и вступил в силу в 1948 г. 31 декабря. 1995 г. ГАТТ прекратила свое существование, модифицировавшись во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Информация о работе Пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности