Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение методики проектирвоания элективного курса «занимательная геология.
Задачами работ является раскрытие вопросов:
Элективный курс и его место в профессиональном обучении
Виды элективного курса по географии
Методические подходы к проектированию программы элективного курса
Введение 3
1. Теоретические аспекты элективного курса 5
1.1 Элективный курс и его место в профессиональном обучении 5
1.2 Виды элективного курса по географии 13
1.3 Методические подходы к проектированию программы элективного курса 21
2. Занимательная геология 27
2.1 Цели и задачи, его место в структуре учебного планирования в школе 27
2.2 Программы курса 29
2.3 Методы разработки одного занятия «необычные минералы» 31
2.4 Индикаторы эффективных программ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
самостоятельный подбор материалов и их изучение с целью сообщения в классе или составление рефератов по прочитанной литературе, подготовка докладов по актуальным проблемам геологической науки.
4. Последовательно осуществлять связь теории с практикой, познакомить с практическим применением горных пород и минералов своей местности в жизни человека, привлекать учащихся к выяснению и учету местных запасов месторождений полезных ископаемых, проводить работу по изготовлению наглядных пособий: таблиц, картин, фотографий, коллекций и т. д.;
5. Открывать перед
учащимися перспективы дальнейш
6. Раскрыть творческий потенциал учащихся, развивать их интересы и способности, развивать личный интерес учащихся к поисковой, исследовательской работе, как важным составляющим в овладении новыми современными знаниями, умениями, навыками.
7. Проводить профориентационную
работу по выбору будущей
Согласно существующей типологии
элективных курсов данный курс принадлежит
к группе предметно-ориентированных
курсов, позволяющих диагностировать
готовность и способность ученика
изучать выбранный предмет, создаёт
условия осознанного и
Программа элективного курса «Занимательная геология» предназначена для учащихся 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов.
«Описание Земли» - такое значение в переводе с греческого имеет термин «география». Это наука о людях, о различных местах на Земле, об отношениях между людьми и самой Землёй. Также это повествование о ландшафтах Земли, о движении Земли в пространстве, о геологических и климатических изменениях... и о многом-многом другом.
География объясняет ученику мир, в котором он живёт, показывает, как эффективно может его использовать человек, как должен стремиться к защите и охране его для будущих поколений. Но далеко не все вопросы об истории нашей Земли, о накоплении знаний по географии, о геологии и климатологии изучаются в школе.
Изучая физическую географию, учащиеся получают определенные сведения об одной из важнейших наук о Земле — геологии. Интерес к геологическим вопросам, возникающий у учащихся при прохождений курса физической географии, углубляется и расширяется в процессе изучения элективного курса геологии, из стихийного и поверхностного делается осознанным, основанным на понимании сущности геологической науки и ее важнейших закономерностей.
Содержание курса «Занимательная геология» имеет практическую направленность, так как предусматривает выполнение индивидуальных и коллективных практических работ; работу школьников с определителями и справочниками; подготовку сообщений, докладов, выступлений с лекциями перед учащимися школы об изучаемой теме; оформление стенда «Удивительное ... о камнях».[3]
Таким образом, в результате обучения учащиеся должны знать:
Вышеуказанное определяет и следующие умения:
Данный курс способствует развитию у детей географического мышления, формирует представления о природе как средстве обитания человека и её роли в удовлетворении насущных потребностей людей, а также помогает усвоению сведений, необходимых учащимся для последующего выбора профессий и сферы деятельности.
Предлагаемая программа требует тщательного подбора материала с учётом возраста учащихся, использования материалов занимательного характера и таких форм работы, чтобы они способствовали усвоению материала и вызывали интерес к элективному к курсу «Занимательная геология».
Таблица 3- Учебно-тематический план
№ |
Темы |
Всего |
В том числе |
Форма контроля | |||
|
курса |
часов |
Лекции |
практ. лаб. занятия |
экскурсии |
семинары |
|
1 2 |
Введение |
2 |
1 |
1 |
Входной контроль | ||
3 |
Геологические науки |
1 |
1 |
||||
4 |
Внутреннее строение Земли. Вещественный состав земной коры |
1 |
1 |
||||
5 |
Минералы и их свойства |
1 |
1 |
Отчет | |||
6 |
Горные породы |
1 |
1 |
Отчет | |||
7 8 |
Горные породы и минералы своего края |
2 |
1 |
1 |
Коллекция | ||
9 10 |
Следы жизни на камне |
2 |
1 |
1 |
Отчет | ||
11 |
Полезные ископаемые |
1 |
1 |
1 |
Тестирование | ||
12 13 |
Геологические процессы |
2 |
1 |
1 |
Отчет | ||
14 |
Геологическое летоисчисление |
1 |
1 |
||||
15 |
Геологическое картирование |
1 |
1 |
||||
16 |
Геологическое строение своего края |
1 |
1 |
Отчет | |||
17 |
Итоговое занятие |
1 |
1 |
Оформление стенда «Удивительное… о камнях» |
Цель: познакомить учащихся с основными минералами, слагающими земную кору, их распространением, классификацией, породообразующим значением; с основными физическими свойствами минералов: цветом, цветом черты (порошка), твердостью, блеском, спайностью; дать представление о химических свойствах и химическом составе минералов.
Содержание занятия: 1. Кристаллическое и аморфное строение вещества. 2. Общие сведения о минералах. 3. Классификация минералов. 4. Физические и химические свойства минералов.
Оборудование: образцы каменной соли или кальцита, кристалл горного хрусталя (или гипса), препаровальная игла, молоток, спиртовка; набор коллекций по основным физическим свойствам минералов - блеску, цвету, цвету порошка, твердости, спайности (желательно); кусочки стекла и кварца; матовые фарфоровые пластинки (изоляторы); 10%-ный раствор соляной кислоты. Раздаточный материал: образцы минералов по блеску — киноварь (сфалерит), кварц (полевой шпат, кальцит, слюда), сера (кварц в изломе), лимонит (боксит); по твердости—минералы шкалы твердости; по цвету и цвету порошка, разноокрашенные разности минералов; по спайности — слюда (гипс), полевой шпат, кварц, сера; образцы пирита, лимонита, ангидрита, кальцита, кварца.
Сернокислый аммоний, пробирки, фарфоровые чашечки, ступки, кусочки стекла, капельницы с 10%-ным раствором НСl.
Большинство встречающихся в природе минералов являются телами кристаллическими, т. е. характеризуются упорядоченной структурой, в которой идентичные группы атомов или молекул симметрично и периодически располагаются вдоль прямых линий. Поэтому в начале занятия учащимся необходимо предложить вспомнить из курса физики, чем отличаются кристаллические тела от аморфных. Затем учитель рассказывает об основных свойствах кристаллических тел — анизотропности (неравносвойственностн в различных направлениях), однородности, способности к самоогранению. Также можно продемонстрировать опыты, которые показывают свойства кристаллических и аморфных тел.
Опыт 1.
Разбить молотком кусок стекла (аморфное тело) и кристалл каменной соли (или кальцита). Первое тело распадется на бесформенные куски, кристалл разобьется на кусочки, ограниченные ровными плоскостями. Это объясняется тем, что у кристаллических тел сила сцепления но разным направлениям неодинакова, в аморфном теле она не связана с направлением. Этот опыт говорит об анизотропности кристаллических тел.
О п ы т 2.
Покрыть парафином кусочек стекла и грань кристалла горного хрусталя (или гипса). Коснуться раскаленной иглой слоя парафина. Теплота от иглы по стеклу и парафину будет распространяться во все стороны, и те участки стекла, которые достаточно прогреты, освободятся от парафина вследствие его испарения. Эти участки будут иметь форму правильных кружков. В аналогичном опыте с кристаллом они будут иметь форму эллипсов.
Этот опыт доказывает, что распространение теплоты в аморфных телах идет во всех направлениях с одинаковой скоростью, а в кристаллических — с неодинаковой в различных направлениях. Способность кристаллов к самоогранению учащиеся могут выявить, выращивая дома кристаллы из насыщенных растворов (например, квасцов или медного купороса).
Далее учитель рассказывает о современной классификации минералов и распространенности отдельных минеральных соединений в земной коре (см. диаграмму)
Минералогический состав земной коры (по Сафронову), в %:
А - силикаты; Б - окислы; В - карбонаты; Г -фосфаты; Д - галоиды; Е - сульфиды;
Ж -сульфаты; 3 - самородные элементы; И — остальные.
Далее учитель рассказывает об основных физических и химических свойствах минералов, о методах их определения. Учащимся предлагаются следующие задания:
расположить данные образцы минералов по различным видам блеска, цвета, цвета черты, спайности;
сравнить по твердости образцы минералов: галенита, пирита, кварца, кальцита — и расположить их в порядке ее увеличения (названия минералов сообщает учитель) .
Для знакомства с химическими свойствами минералов учащимся необходимо проделать ряд лабораторных опытов, в результате которых они знакомятся с химическим составом минералов, различной степенью их растворимости в воде и кислотах.
1. Взять немного измельченного
минерала (лимонита) и поместить его в
фарфоровую чашечку. Добавить туда раз
в 5—6 больше твердого сернокислого аммония
и тщательно перемешать. Подогреть массу
на спиртовке. Через некоторое время начнет
выделяться удушливый белый дым - серный ангидрид.
Когда он перестанет
выделяться, в фарфоровой чашечке
должна остаться неокрашенная или слабоокрашенная
масса сернокислых солей тех металлов,
которые входят в состав минералов. В данном
случае остаток должен быть
окрашен в желтоватый или бурый цвет,
который остается, если даже массу перегреть.
Это говорит о наличии в данном
минерале железа.
2. Истолочь в фарфоровой чашке образцы каменной соли, гипса, ангидрита, кальцита, кварца и попытаться растворить их в воде и в какой-нибудь кислоте (соляной, серной). Расположить минералы в порядке растворимости в воде и в кислотах.
3. В тетради
учащиеся должны сделать
Трудной педагогической проблемой являются учет и оценка знаний, навыков и умений учащихся по элективному курсу.
Целесообразным представляется учет знаний учащихся с помощью контрольных работ, которые можно проводить после изучения и отдельных разделов, и всего курса. Контрольные работы дают возможность быстро и эффективно оценить уровень приобретенных учащимися знаний, навыков и умений. В соответствии с психологическими особенностями старшего школьника необходимо выделять в контрольных работах задания различной степени трудности. При этом важное значение должно придаваться выполнению заданий, направленных на проверку умений, как итога всей педагогической деятельности с учащимися. Поэтому задания для контрольной работы должны строиться с учетом уровней эффективности развивающего обучения:
использованием данного уровня являются познавательные задачи, иногда требующие проведения определенного исследования.
Необходимо, чтобы в контрольной работе степень сложности заданий нарастала постепенно (учащиеся должны переходить от более легких уровней к более трудным) и в зависимости от этого должна даваться оценка их знаний (за знания каждого уровня ставится своя оценка, а затем выводится средний балл). В качестве примера заданий для контрольной работы можно привести следующие:
а) среди морских фаций типичны карбонаты, в частности писчий мел;
б) наземная фауна
примечательна широким
в) климат Восточно-Европейской (Русской) равнины в конце периода был аридным;
г) тектоническая жизнь земной коры в течение всего периода была интенсивной;
д) флора характеризуется господством голосеменных;
е) в конце периода происходит вымирание аммонитов и зубастых птищ.
2. В обнажении обнаружены следующие породы (сверху вниз): мел писчий, глина зеленая, коралловый известняк; песок тонкозернистый; галька, глина с включениями гипса. Зарисуйте обнажение. Составьте кривую смены палеогеографических условий.
Подобные задания
для контрольных работ
Наиболее удачной формой занятий, при проведении которых легко оценить степень усвоения фактических знаний и умений учащихся являются семинары и учебные конференции.
Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.
Вводя в школьное образование
элективные курсы необходимо учитывать,
что речь идет не только об их программах
и учебных пособиях, но и о всей
методической системе обучения этим
курсам в целом. Ведь профильное обучение
– это не только дифференцирование
содержания образования, но, как правило,
и по-другому построенный